Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - изучить социально-психологические методы управления персоналом.
Введение
1. Понятие методов управления
1.1 Социально-психологические методы управления
1.2  Эффективность социально-психологических методов управления
1.3  Сущность социально-психологических аспектов
1.4  Социально-психологический климат в коллективе
 2. Использование социально-психологических методов в  управлении персоналом на предприятии  ОАО «Каустик»
2.1
2.2
2.3
Заключение
Список используемой литературы
1.3 Сущность социально-психологических аспектов
Вряд ли кто – нибудь станет оспаривать утверждение о том, что доходы любой организации в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты и как комфортно они себя чувствуют на рабочем месте и в коллективе.
Теоретически любая организация (а это, согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, вступившего в силу с 01. 01. 1995г., наиболее широкое определение всех видов юридических лиц) может достичь самых высоких целей, любых прибылей, при наличии двух условий:
- если у нее есть специалисты, способные решать поставленные задачи и
- если осуществляется грамотное руководство этими специалистами.
Для нормальной работы организации необходимо постоянное внимание к решению 3 ключевых задач:
Управление персоналом, как специфическая деятельность, осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от воздействия на человека выделяют: методы стимулирования; методы информирования; методы убеждения; методы принуждения.
Социально – психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально – психологические методы управления персоналом:
Йеннекенс Ж. пишет, что на практике вопросы организации и управления нельзя решать без учета отношения к ним людей и общества в целом. Поскольку менеджер стремиться управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и всего общества и предвидеть их реакцию на свою деятельность.
Человек чувствует себя ущемленным, если при постановке ему задач он не видит собственной выгоды от их выполнения.
Факторами личного характера, играющими важную роль, являются, в частности:
    Социально – психологическим методам 
1.4 Социально-психологический климат в коллективе
Лучшая помощь – это помощь, в результате
которой ты помогаешь себе сам.
Песталоцци
Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал.
Качество социально-
Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др.
Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).
Критериями благоприятного 
социально-психологического климата 
могут служить следующие 
- во-первых, на уровне коллективного сознания:
- во-вторых, на уровне поведения:
Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Формирование благоприятного 
климата и хороших отношений 
в каждом трудовом коллективе тесно 
связано с процессом адаптации 
новых кадров, особенно молодых. В 
социально-психологическом 
Зная, на каком этапе адаптации находится в данный момент тот или оной работник, можно способствовать успешному переходу его на следующий, более высокий этап путем применения соответствующих способов воздействия
Таблица 1
Процесс социально-психологической адаптации работника на предприятии
№ этапа  | 
  Содержание этапа  | 
  Средний срок адаптации  | 
1  | 
  Работник зачислен на предприятие и познакомлен с коллективом. Он начинает расширять круг своих знакомых.  | 
  25 дней  | 
2  | 
  Работник каждый свой приход на работу воспринимает положительно. Конфликтов с коллегами и руководителями не имеет.  | 
  5,5 месяца  | 
3  | 
  Работник начинает хорошо улавливать настроение коллектива, выступает на собраниях, отстаивает свои предложения и свое мнение.  | 
  2,9 года  | 
4  | 
  С мнением работника стали считаться. Его работа оценивается высоко. Работник считает себя полноценным членом коллектива.  | 
  3,5 года  | 
На адаптацию и стабильность 
персонала большое влияние 
Выполнение каждого задания 
следует обязательно 
Если предлагаемое сотрудником 
самостоятельное решение 
Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедленно отметить. Можно благодарить подчиненного в присутствии других сотрудников. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают и не ценят успехов в работе.
Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее своего руководителя, этого не является чем-то отрицательным; хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
Не нужно делать подчиненному, совершившему незначительный проступок, замечания в присутствии других лиц, сотрудников или подчиненных; унижение человека - не лучший способ воспитания.
Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет критика их ошибок с указанием, от каких недостатков могут происходить подобные ошибки. И уж тем более не нужно указывать на эти недостатки в человеке - он должен сделать все выводы сам.
В конфликтной ситуации губительным будет применение резких, оскорбительных слов (если ситуация может быть разрешена без них).
Очень важно: искра уважения и тем более симпатии, зароненная руководителем в душу подчиненного способна зарядить его на самоотверженную творческую работу, не считаясь со временем.
Точное формулирование своих 
мыслей: в манере говорить проявляется 
профессиональная грамотность, управленческая 
компетентность, общая культура. Легко 
очерченная и сформулированная мысль 
располагает к общению, избавляет 
от потенциальной возможности 
Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение. Иногда полезно высказывать замечания в форме вопроса: "Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?" или "Как, по-вашему …"
Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каждого из подчиненных - хорошее средство завоевания авторитета и объединение работников в единую группу.
Доверчивость 
и недоверчивость - это важнейшее 
качество личности, от которого зависит 
социально-психологический 
Делегирование полномочий стимулирует 
раскрытие способностей, инициативы, 
самостоятельности и 
В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений. Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений.
Частыми причинами конфликтов являются:
Сплочение коллектива предполагает, 
прежде всего, выявление причин конфликтов 
и проведение соответствующей 
Информация о работе Социально-психологические проблемы управления персоналом