Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 02:47, курсовая работа
Курсова по менеджменту в туризме из 31 с. Указано: Методы управления персоналом и социально – психологические методы управления и стимулирования деятельности персонала туристического предприятия. Состоит из 2-ух глав
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Методы управления персоналом………………………………………5
1.1 Понятие «методы управления»……………………………………………..5
1.2 Классификация методов  управления………………………………………..7
Глава 2 Социально – психологические методы управления и стимулирования деятельности персонала туристического предприятия………………………12
2.1 Социально - психологические методы управления………………………12
2.2 Системы стимулирования деятельности персонала туристического предприятия……………………………………………………………………...24
2.3 Менеджмент персонала туристической компании «Белорусский Спутник»…………………………………………………………........................27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………32
Указания и инструкции 
являются локальным видом 
Инструктирование и 
Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.[8]
Дисциплинарная 
За проступки в сфере 
трудовых правоотношений могут также 
применяться наказания, которые 
по своему статусу не являются дисциплинарными 
взысканиями и которые могут 
применяться одновременно с дисциплинарными 
взысканиями. К таким мерам можно 
отнести лишение провинившегося 
сотрудника премий, предусмотренных 
Положением об оплате труда. Руководство 
предприятия вправе лишить провинившегося 
работника вознаграждения по итогам 
за год, не предоставлять ему льготные 
путёвки в санатории и дома 
отдыха, перенести очередь на получение 
жилой площади. В ряде случаев 
допускается одновременное 
Материальная ответственность 
работников выражается в их обязанности 
возместить ущерб, причинённый виновным 
действием или бездействию 
Административная 
Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
В советский период предметом 
регулирования экономическими методами 
считались централизованное планирование, 
хозяйственный расчёт, заработная плата, 
т.е. имело место узкое толкование 
роли и места экономических методов, 
что ограничивало диапазон принимаемых 
решений и рычагов 
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная 
плата позволяет учесть сложность 
и квалификацию труда, совмещение профессий, 
сверхнормативную работу, социальные 
гарантии предприятия в случае беременности 
или обучения сотрудников и др. 
Вознаграждение определяет индивидуальный 
вклад работников в конечные результаты 
производства в конкретные периоды 
времени. Премия напрямую связывает 
результаты труда каждого подразделения 
и работника с главным 
Одной из составляющих на рынке 
труда, наряду со спросом и предложением, 
является цена на рабочую силу. Оплачивая 
рабочую силу как дорогой товар, 
собственник стремиться наиболее эффективно 
её использовать. И здесь на первый 
план выступают экономические 
В настоящее время из-за низкой цены на рабочую силу нельзя говорить об оздоровлении условий труда, социальном прогрессе и ускорении научно-технического прогресса. Поэтому влияние рынка труда на повышение эффективности производства имеет первостепенное значение.
Глава 2 Социально – психологические методы управления и стимулирования деятельности персонала туристического предприятия
2.1 Социально-психологические методы
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют 
важную роль в управлении персоналом, 
они позволяют установить назначение 
и место сотрудников в 
Социологические методы исследования 
составляют научный инструментарий 
в работе с персоналом, они предоставляют 
необходимые данные для подбора, 
оценки, расстановки и обучения персонала 
и позволяют обоснованно 
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения.
Партнерство составляет важный 
компонент любой социальной группы 
и заключается в налаживании 
разнообразных форм взаимоотношений, 
на базе которых организуется общение 
людей. В партнерстве люди выступают 
как равноправные члены во взаимоотношениях 
между собой в отличие от формальной 
связи руководителя с подчиненным, 
где имеет место зависимость 
одного человека от другого. Различают 
такие формы партнерства: деловое, 
дружеское, по увлечениям (хобби), семейное 
- между родственниками, сексуальные 
- интимные взаимоотношения людей. В 
партнерстве отношения строятся 
на основе взаимоприемлемых психологических 
способов убеждения: подражании, просьбах, 
советах, похвалах. Когда на работе 
деловые отношения 
Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической 
формой общественных отношений и 
характеризуется стремлением 
Идея соревнования и лидерства 
была активно поддержана классиками 
марксизма-ленинизма и 
Интересно, что западные, 
и, прежде всего, японские компании, тщательно 
изучив опыт социалистического 
Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом туристической фирмы