5. Повышение эффективности 
общения между сотрудниками, это создаст 
атмосферу равновесия в коллективе.
6. Снижение уровня конфликтности, 
это снизит вероятность возникновения 
непонимания.
7. Возможность официально 
закрепить моральные принципы 
и правила.
Для каждого руководителя необходимо 
разработать специальные брошюрки по 
грамотному управлению коллективом.
В теоретической части курсовой 
работы проводилось изучение личности 
как объекта управления, особенности личности, 
индивидуальные характеристики. Были 
подробно рассмотрены социальные и психологические 
методы воздействия на персонал.
В аналитической части было 
подробно проанализировано предприятие 
ОАО «АВТОВАЗ», его роль и место в экономике 
страны. Был проведен тщательный анализ 
персонала, точнее одна из бригад предприятия, 
а также рассмотрены и проанализированы 
социально-психологические методы предприятия, 
рекомендуемые для работы с персоналом. 
На основе рассмотренного материала 
были разработаны рекомендации по более 
эффективному использованию социально-психологических 
методов управления персоналом.
№ п/п  | 
  Тип собеседника  | 
  Характеристика  | 
  Методы общения  | 
1  | 
  Человек, лишенный чувства 
  юмора  | 
  
    - Не улавливает комический 
    смысл разговора и анекдота
 
    - Принимает шутки и юмор общего 
    плана на свой счет, обижаясь, если они 
    хоть отдаленно намекают на его персону
 
    - Очень болезненно, до озлобления 
    реагируют на шутки в свой адрес
 
   
   | 
  
    - В беседе с ним говорить только 
    серьезно
 
    - Избегать в его присутствии 
    применения шуток
 
   
   | 
2  | 
  Вздорный человек  | 
  
    - Часто выходит за профессиональные 
    рамки беседы
 
    - Выражает нетерпение, несдержанность 
    при общении
 
    - Проявляет признаки возбуждения
 
   
   | 
  
    - Всегда оставаться хладнокровным
 
    - Выяснить истинные причины 
    его негативной позиции
 
    - В экстремальных случаях настоять 
    на том, чтобы беседа была приостановлена, 
    а позднее, когда атмосфера станет менее 
    напряженной, продолжить ее
 
   
   | 
3  | 
  Человек с нарушенным чувством 
  самокритики  | 
  
    - Постоянно винит за свои ошибки 
    других
 
    - Во всех проблемах обвиняет 
    других, в том числе руководителей
 
   
   | 
  
    - Терпеливое разъяснение причин 
    возникающих проблем
 
    - Акцентирование в конкретной 
    форме внимания на недоработках самого 
    работника
 
   
   | 
4  | 
  Застенчивый человек  | 
  
    - Теряется, если на него обращается 
    внимание при коллективных обсуждениях
 
    - Проявляет неуверенность в 
    публичных выступлениях
 
    - Боится сказать что-нибудь 
    такое, что, по его мнению, может выглядеть 
    глупо
 
   
   | 
  
    - Обращаться очень деликатно
 
    - Задавать ему несложные информационные 
    вопросы
 
    - Помогать ему формулировать 
    мысли
 
    - Решительно пресекать любые 
    попытки насмешек в его адрес
 
   
   | 
5  | 
  «Болтун»  | 
  
    - Любит рассказывать что-либо, 
    не относящееся к работе
 
    - Оставляет рабочее место для 
    разговоров с другими
 
    - Старается завладеть разговором, 
    переводя его на посторонние темы
 
   
   | 
  
    - Когда он начинает отклоняться 
    от темы, его нужно тактично остановить
 
    - Попросить объяснить связь 
    его высказываний с темой беседы
 
   
   | 
6  | 
  Всезнайка  | 
  
    - Считает, что все знает наилучшим 
    образом
 
    - Обо всем у него есть свое мнение
 
    - Считает, что он всегда прав 
    и идет на обострение при несогласии с 
    ним
 
    - Старается завладеть разговором 
    и навязать свое мнение
 
   
   | 
  
    - Время от времени напоминать 
    ему, что другие тоже хотят высказаться
 
    - Дать ему возможность сформулировать 
    промежуточные заключения
 
    - Иногда задавать ему сложные 
    специальные вопросы, на которые ответить 
    сможете только вы
 
   
   | 
7  | 
  «Важная птица»  | 
  
    - Не выносит критики – ни прямой, 
    ни косвенной
 
    - Обладает большим самомнением
 
   
   | 
  
    - Нужно найти возможность привести 
    его в равноправное положение с остальными 
    участниками беседы
 
    - Очень полезно в диалоге с 
    таким собеседником обрабатывать метод: 
    «да – но»
 
   
   | 
8  | 
  Хвастун  | 
  
    - Стремится полностью овладеть 
    вашим вниманием
 
    - Подробно  повествует о 
    достижениях на профессиональном поприще
 
    - Рассказывает о своих победах 
    на личном фронте
 
    - Имеет скрываемую заниженную 
    самооценку
 
   
   | 
  
    - Дать возможность такому человеку 
    нахвастаться досыта
 
    - Старайтесь не подчеркивать 
    собственные успехи
 
    - Когда он иссякнет, перейти 
    к делу, которым стоит заняться
 
   
   | 
9  | 
  Нытик  | 
  
    - Всегда чем-нибудь недоволен, 
    независимо от того, как идут его дела
 
    - Подробно и постоянно муссирует 
    свои и чужие неприятности
 
    - Упоминание об успехах и радостях 
    других вызывает неприязненную реакцию
 
   
   | 
  
    - Старайтесь не упоминать в 
    разговоре о радостях бытия
 
    - Терпеливо слушать, подводя 
    к выводу о необязательности загонять 
    себя в угол
 
    - Доброжелательная шутка и 
    терпимость к странностям его характера  
 
   
   | 
10  | 
  Хладнокровный неприступный 
  собеседник  | 
  
    - Выглядит замкнутым и неприступным
 
    - Чувствует себя вне времени 
    и пространства
 
    - Тема беседы представляется 
    недостойной его внимания и усилий
 
   
   | 
  
    - В перерывах и паузах беседы 
    выяснить причины такого поведения
 
    - Попытаться вывести его в непринужденной 
    форме на обсуждение
 
    - Заинтересовать его в пределах 
    опыта
 
   
   | 
11  | 
  «Остряк»  | 
  
    - Неудержимо стремится острить
 
    - Неутомимо «выдает на гора» 
    шутки, мало заботясь о реакции окружающих 
 
    - Теряет всякую меру в остротах, 
    нигде не может обойтись без остроты или 
    каламбура, даже в неподходящих ситуациях
 
   
   | 
  
    - Тактично перевести разговор 
    на тему обсуждения
 
    - Корректно напомнить о теме 
    обсуждения, ради которой организована 
    встреча
 
   
   | 
12  | 
  «Законник»  | 
  
    - В разговоре переводит обсуждение 
    на несовершенство законов
 
    - Подробно обсуждает несоблюдение 
    другими, в том числе руководителями, своих 
    обязанностей
 
   
   | 
  
    - Акцентировать внимание на 
    его собственных недоработках
 
    - Отношения с ним строить на 
    строгом следовании законодательным актам
 
    - Не допускать никакой критики 
    в адрес других лиц
 
   
   | 
13  | 
  Незаинтересованный собеседник  | 
  
    - Тема беседы вообще не интересует 
    такого собеседника
 
    - Он безучастен при обсуждении
 
    - Он охотнее бы «проспал» беседу
 
   
   | 
  
    - Задавать ему вопросы информативного 
    характера
 
    - Придать беседе интересную 
    и привлекательную форму
 
    - Попытаться выяснить, что интересует 
    лично его
 
   
   | 
14  | 
  Позитивный человек  | 
  
    - Наиболее привлекательный 
    тип собеседника
 
    - Позитивно относится к теме 
    обсуждения и активно предлагает конструктивные 
    идеи
 
    - Способствует проведению доброжелательного 
    обсуждения и подведению итогов беседы
 
   
   | 
  
    - Обеспечить поддержку его 
    позитивного подхода
 
    - В спорных и трудных ситуациях 
    искать поддержку у собеседников этого 
    типа
 
   
   | 
15  | 
  Ломака  | 
  
    - Такому человеку процесс обхаживания, 
    уламывания столь же важен, как и нахождение 
    решения
 
    - Его приходится долго уговаривать 
    на желательный вариант решения
 
   
   | 
  
    - При первой беседе не требуйте 
    от них ответить «да» или «нет»
 
    - Беседу необходимо разбить 
    на несколько промежуточных встреч 
 
   
   | 
16  | 
  Почемучка  | 
  
    - Задает всевозможные вопросы 
    независимо от темы обсуждения
 
    - Создается впечатление, что 
    собеседник согласился принять участие 
    в беседе, чтобы задавать вопросы
 
   
   | 
  
    - На вопросы информационного 
    характера отвечать сразу
 
    - Заданный им вопрос переадресовать 
    ему самому
 
    - Без промедления признать 
    правомочность вопроса, если нет возможности 
    дать ему нужный ответ
 
   
   | 
17  | 
  Любитель решать все с ходу  | 
  
    - Такой собеседник намерен 
    непременно достигнуть решения
 
    - Этому типу собеседника присуще 
    стремление получить однозначный ответ 
    «да» или «нет» обязательно на первой 
    встрече
 
   
   | 
  
    - Если вы хотите уклониться 
    от окончательного решения на первой встрече, 
    воспользуйтесь каким-либо предлогом, 
    чтобы перенести принятие решения на другое 
    время
 
   
   | 
18  | 
  Разведчик  | 
  
    - Этот тип собеседника ставит 
    своей целью выуживание интересующих 
    его сведений, сам ничего существенного 
    взамен не сообщая
 
    - Факты и мысли, которыми вы 
    с ним поделились, он способен использовать 
    против вас
 
   
   | 
  
    - Остерегайтесь каждого, кто 
    задает слишком много вопросов
 
    - Смените тему разговора или 
    начните интересоваться его делами
 
   
   | 
19  | 
  Манипулятор  | 
  
    - Такому собеседнику надо во 
    что бы то ни стало завладеть ситуацией
 
    - Способен навязать свою волю 
    всем, начиная от темы беседы
 
    - В ходе обсуждения пытается 
    манипулировать любой фразой
 
   
   | 
  
    - Сохраняйте спокойный и уверенный 
    тон
 
    - Внимательно следите за ходом 
    обсуждения, контролируя развитие ситуации
 
   
   | 
20  | 
  Работоголик  | 
  
    - Его привязанностью и предназначением 
    является работа
 
    - Во время беседы будет постоянно 
    напоминать, что он перегружен работой
 
    - Больше нуждается в том, чтобы 
    рассказывать о своей работе, нежели узнать 
    о вашей
 
   
   | 
  
    - Относитесь к нему сочувственно 
    и выразите восхищение его преданностью 
    делу
 
    - Наберитесь терпения и приготовьтесь 
    выслушать, прежде чем подойти к теме разговора
 
   
   |