Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа
Цель исследования:  изучить  теоретические и практические аспекты  управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс  управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ  РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
1.1 Социально-экономические  процессы как объект управления  социально-экономическим развитием  муниципального образования………….………….6
1.2 Комплексное  социально-экономическое развитие  муниципальных образований………………………………………………………………………14
1.3 Цели  и задачи муниципальной социальной  политики в сельской местности………………………………………………………..……………….20
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально  - экономическое положение Муниципального  образования сельское поселение  «Селендума»………………………………………………24
2.2 Финансовое  обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления деятельности  администрации сельского поселения  «Селендума» по улучшению социально-экономического  положения населения…………………………………………………………………………45
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ 
3.1  Природные ресурсы Селенигнского  района и их использование  для развития туризма………………………………………………………………..49
3.2 Бизнес-план по развитию туризма  – реализация проекта………………..57
3.3 Основные финансовые условия  реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………83
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономические 
процессы как объект 
1.2 Комплексное 
социально-экономическое 
1.3 Цели 
и задачи муниципальной 
Глава 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛЕНДУМА»
2.1 Социально 
- экономическое положение 
2.2 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием МО. Доходы и расходы…………………………………………….43
2.3 Основные направления 
Глава3.РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-
3.1  Природные ресурсы 
 3.2 Бизнес-план по развитию 
3.3 Основные финансовые условия реализации проекта……………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.
Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах сельской политики, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.
Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Селендума.
Предметом исследования является совокупность 
социально-экономических 
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические 
2. На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Муниципального образования сельского поселения «Селендума».
3. Определить финансовое 
4. Предложить, как один из вариантов пополнения бюджета сельского поселения «Селендума», проект по развитию туризма.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам социально-экономического развития; программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти.
В работе использовались следующие методы познания: анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, а также методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения.
Практическая 
значимость результатов исследования 
заключается в возможности 
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования
1.1 Социально-экономические 
Формирование и 
Механизм реализации социально-экономической 
политики имеет сложную структуру: 
субъект социально-
При формировании социально-экономической 
политики неизбежно встает вопрос о 
приоритетах социально-
Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона [15, с. 63-69].
Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели [31, с.56-59].
Здесь, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как «качество жизни населения». Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека». В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.
Традиционные показатели уровня развития 
социально-экономических 
Необходимо порвать с 
На смену чисто экономическим 
валовым показателям должен прийти 
новый, более сложный и полный 
критерий - «качество жизни населения», 
компонентами которого является ряд 
социально-экономических 
Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран.
Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения, в мировой практике встречается в различных формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым. (Таблица 1)
Таблица 1. Система интегральных показателей, 
характеризующих целевую 
№
п/п Аспекты понятия «качество жизни населения» Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты
1 Благосостояние Доходы, деловая активность
2 Здоровье Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение
3 Образование Дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, развитие способностей одаренных личностей
Продолжение таблицы 1
4 Жилищные условия Обеспеченность жильем, качество жилья, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда
5 Духовная жизнь и культура Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы
6 Обеспеченность товарами и услугами Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены