Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование процесса формирования социальной  ответственности и этики в системе управления организацией.
Задачи работы включают в себя  рассмотрение основных подходов к определению социальной ответственности и этики в управлении:
   выделить основные виды и подходы социальной ответственности и этики в управлении;
    рассмотреть как социальная ответственность и этика в управлении организации влияет на эффективную работу трудового персонала;
    показать значимость соблюдения моральных норм в управлении организации.
Введение ...………………………………………………………………………..…..3
I. История развития социальных  вопросов в менеджменте ……………………...6
1.1. Место социальной ответственности 
в классических теориях управления…………………………………………...…....6
1.2 Социальная ответственность и этика
в системе управленческих категорий………………………………………………15
II. Развитие профессиональной этики  в современных теориях управления…….23
2.1Современные теории социальной  ответственности (ХIХ-ХХ вв.)……………23
2.2  Реализация социальных и этических
норм в управленческой деятельности………………………………………….…..32
Заключение …………………………………………………………………….……45
Литература ……………………………………………………………………….….46
А. Богданов 
ввел ряд тектологических правил 
или законов: пропорциональности, равновесия, 
композиции (конъюгации) и др., которые 
практически в неизменной трактовке 
рассматриваются некоторыми российскими 
представителями теории организации 
как всеобщие организационные законы. 
Правда, современная теория организации, 
ушедшая от чисто системного подхода, 
не рассматривает эти законы как 
нечто универсальное и 
В целом Богданов был, конечно, не совсем свободен от марксистских и, отчасти, большевистских взглядов на капитализм и социализм. Он говорил, что для капиталистических организаций (комплексов) в большей степени характерны разрушительные процессы, а для социалистических — созидательные. Но, как показала история, как раз капиталистические организации оказались гораздо более адаптивными, чем социалистические, в том числе и потому, что западная организационная наука развивалась, учитывая реалии, а не теоретико-идеологические конструкции.
Научный менеджмент Фредерика Тейлора
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Отсчет эре научного менеджмента положило опубликование Тейлором в 1911 г. книги «Принципы научного управления», значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для христианства — Библия.
Поскольку 
теория организации — это, по сути, 
часть современной 
Тейлор 
детально исследовал процессы разделения 
труда, разбивая действия рабочих на 
отдельные движения и замеряя 
время выполнения этих движений. Результаты 
таких замеров использовались затем 
для разработки более эффективных 
приемов работы, ведущих к повышению 
эффективности деятельности организации 
в целом. Тейлор также занимался 
вопросами вертикального 
Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру. Среди основных положений школы научного управления, которые внесли существенный вклад в теорию организации, можно также отметить следующие:
Теория менеджмента Честера Барнарда
Честер 
Барнард (Chester Barnard, 1887—1961) — американский 
исследователь, автор книги «Функции 
руководителя» (1938), в которой он 
дал определение формальной организации, 
ее составных элементов и их назначения, 
а также выделил субъективные 
и объективные аспекты такого 
механизма организационной 
Барнард 
также фактически создал новую теорию 
организационной структуры, фокусируясь 
на организации как 
К другим важнейшим положениям подходов Барнарда, используемым современной теорией организации, относятся:
Вообще 
Честер Барнард считается одним 
из наиболее значимых представителей 
одной из разновидностей системного 
подхода в управлении и теории 
организации — школы социальных 
систем. Но, по сути, организационные 
исследования Барнарда по времени опередили 
появление собственно системной 
теории в том виде, в котором 
ее сформулировали Берталанфи, Боулдинг 
и другие. Поэтому Барнард 
Организационный гуманизм. Концепция «человеческих отношений»
В 30-е 
гг. XX в. классические подходы к управлению 
подвергаются усиливающейся критике, 
основным мотивом которой выступает 
требование гуманизации труда. Появляется 
концепция «человеческих 
Возникновение 
концепции «человеческих 
Критически 
относясь к реалиям индустриального 
общества, Мэйо считал, что следует 
строить новые организационные 
отношения, учитывающие социальные 
и психологические аспекты 
Организация должна быть ориентирована в большей мере на людей, чем на производство, и ответственность за новую направленность и развитие организации лежит на высшем руководстве.
Основные 
положения организационной 
Особое 
внимание уделялось важности неформальных 
факторов поведения людей и их 
влиянию на производительность труда. 
Изучение групповых отношений стало 
важным фактором оптимизации организационной 
деятельности. Исследователи обнаружили, 
что в организациях функционировали 
отдельные группы, обладавшие собственными 
нормами и целями, которые зачастую 
не совпадали с объявленными нормами 
и целями организации. Эти социальные 
группы, образующиеся в конечном итоге 
вследствие существующего разделения 
труда, обладали достаточной 
Системный подход
Одна 
из самых известных в 80-е гг. системных 
организационных концепций 
Представители 
еще одного направления в теории 
организации рассматривали 
Этические нормы выступают в 
роли регулятора отношений в коллективе, 
который или будет 
Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.
Работодатель предоставляет 
Нормы 
всегда являются средством реализации 
принципов, идеологии, т. е. любая нормативная 
система отражает определенные взгляды 
какой-то группы людей. Качество этических 
норм, действующих в коллективе, 
должно стать предметом постоянной 
заботы кадровой службы. Если в коллективе 
получат широкое 
Качество этических норм в деятельности организации во многом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Одной из наиболее этически нагруженных является должность руководителя. С одной стороны, в процессе управления людьми проявляется большое число этических дилемм, с другой – руководитель является основой системы исполнения кодекса: лично транслирует этические нормы в действии, разбирает этические конфликты подчиненных, консультирует по поводу сложных этических ситуаций. В связи с этим руководитель должен обучаться принципам этичного лидерства, хорошо ориентироваться в этической проблематике. В ходе такого обучения рассматриваются этические проблемы менеджмента с точки зрения линейных руководителей, разрабатываются корпоративные стандарты в области этичного управления.
Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента