Шпаргалка по "Планирование на предприятие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Планирование на предприятие".

Файлы: 1 файл

ВОПР и ОТВ по ПЛ.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 

21. Классификация бюджетов

 

В зависимости от специфики деятельности предприятия, а также от принадлежности к той или иной отрасли бюджеты классифицируются:

1) по построению по принципу  «снизу вверх» и «сверху вниз»:

а) бюджеты, сформированные по принципу «снизу вверх», подразумевают под  собой систему передачи данных от исполнителей руководителям структурных подразделений, а затем руководителям высшего звена;

б) бюджеты, сформированные по принципу «сверху вниз», подразумевают движение данных от руководства кампании к  сотрудникам.

Необходимо отметить, что некоторые предприятия используют смешанные варианты;

2) долгосрочные и краткосрочные:  по данному классу бюджетов  в настоящее время идут споры  касательно того, что одни считают  краткосрочными те бюджеты, которые  составлены на срок менее года  и год (и, следовательно, долгосрочные – на срок более года), другие утверждают, что краткосрочные бюджеты составляются на срок в два года (долгосрочные – более двух лет), иные, что краткосрочный формируется на срок менее полугода (долгосрочный – более полугода).

Кроме того, очень часто краткосрочные бюджеты объединяют с долгосрочными, т. е. краткосрочный формируется в рамках долгосрочного в качестве уточнения;

3) непрерывные (скользящие): подразумевают  процесс, когда по мере окончания  бюджетного периода к старому  бюджету добавляется новый;

4) постатейные: предусматривают  ограниченное расходование средств  со статей, т. е. в случае, если  по статье «коммерческие расходы»  было заложено 10 000, нельзя израсходовать  большую сумму;

5) с временным периодом: данный  тип бюджетов подразумевает, что нельзя перенести остаток денежных средств, не израсходованный в прошлом периоде, на последующий. Недостатком данного типа бюджета является то, что лимитирование остатков зачастую приводит к нерациональному расходованию денежных средств;

6) статичные и гибкие:

а) статичные содержат данные, не зависящие  от объема производства;

б) гибкие содержат данные, зависящие  от какого-либо параметра (например, объема производства);

7) с нулевым уровнем и преемственные:

а) с нулевым уровнем – это  бюджеты, которые каждый раз составляются заново;

б) преемственные – это бюджеты, составляемые по шаблону, в который  лишь вносятся некоторые корректировки. Недостатком такого вида бюджета  является то, что здесь возможно повторение старых недочетов и отклонений. Преимуществом же является более быстрый процесс формирования;

8) генеральные и частные:

а) генеральные – бюджеты, охватывающие всю деятельность предприятия, состоящие  из нескольких бюджетов, т. е. являющиеся сводным бюджетом;

б) частные – бюджеты отдельных структурных подразделений.

 

22. Преимущества и недостатки  бюджетирования

 

Бюджетирование представляет собой  долгосрочное и краткосрочное планирование ресурсов, поведения конкурентов, спроса на продукцию, выручки. Бюджет, как и  любой план, должен быть основан на целях, которые необходимо достичь в будущем (т. е. тактика предприятия, конкретизированная по направлениям).

Любой процесс имеет положительные  и отрицательные стороны. То же самое  касается и процесса бюджетирования.

Достоинства:

1) осуществляет мотивацию коллектива предприятия, поднимает рабочий настрой (определение плановых показателей позволяет настроить коллектив на оптимистический лад, поскольку в случае хорошей работы сотрудников будет достигнут высокий уровень эффективности и максимальный финансовый результат, что и определяет рабочий настрой);

2) позволяет координировать работу  в компании в целом (постановка  определенных целей, а также  контроль выполнения позволяют  направлять работу компании на  один результат, в одном направлении,  что в некоторой степени облегчает управление);

3) имеет возможность внесения  корректировок посредством анализа;

4) позволяет учиться на опыте  составления прошлых бюджетов (при  анализе прошлых бюджетов –  как в случае их результативности, так и в обратном смысле  возможно выявление недостатков планирования и их исключение в будущем);

5) позволяет открыть новые возможности  использования ресурсов;

6) способствует развитию процессов  взаимосвязей;

7) носит объяснительный характер  для сотрудников низших звеньев  об их месте и роли на предприятии;

8) помогает сотрудникам, поступившим  на работу недавно, понять ситуацию  на предприятии, тем самым помогая  адаптации их в коллективе;

9) является инструментом сравнения  желаемых и фактических результатов.

Недостатки:

1) различное восприятие бюджетов разными людьми (бюджеты не всегда могут решить повседневные вопросы, так как не всегда охватывают весь круг проблем и не всегда учитывают факторы, имеющие влияние на деятельность компании);

2) сложность, которая заключается  в необходимости найма отдельного специализированного кадрового состава либо обучения старых сотрудников, приобретения дорогостоящих программ и т. д.;

3) в случае отсутствия информации  у сотрудников низших звеньев  об утвержденном бюджете складывается  ситуация, когда функция бюджета по мотивации персонала не выполняется. Кроме того, бюджет начинает восприниматься как средство оценки действий и работы сотрудников и выявления ошибок и недочетов в их работе;

4) бюджет представляет собой  детальное отражение целей предприятий,  поставленных руководством либо собственниками компании;

5) противоречие между достижимостью  целей и их стимулирующим эффектом: вследствие несложного выполнения  задач, установленных бюджетом, мотивирующая  функция его утрачивает свое  значение, в том же случае, когда возникают трудности в достижении запланированных целей, утрачивается вера, а следовательно, падает эффективность труда.

 

23. Принципы бюджетирования

 

Система бюджетирования основана на ряде принципов:

1) единство бюджетной системы  – этот принцип означает единство:

а) нормативной базы;

б) бюджетной документации;

в) санкций и стимулов;

г) методологии формирования и использования  средств;

2) существование границ доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы.

Означает закрепление видов  доходов и обязанностей за соответствующими субъектами управления;

3) самостоятельность бюджетов. Этот  принцип предполагает:

а) право органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов у субъектов управления;

в) право органов управления самостоятельно осуществлять расходование средств;

г) недопустимость использования доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения бюджета, сумм экономии и  т. д.;

д) недопустимость расходования средств  других бюджетов для покрытия непредвиденных расходов бюджета;

4) всестороннее отражение доходов  и расходов бюджетов. Означает, что  все доходы и расходы нужно  воспроизводить в бюджете. Кроме  того, для полноты картины необходима  детализация группы доходов и  расходов для выявления направлений денежных потоков и видов издержек предприятия;

5) сбалансированность бюджета.  Подразумевает равенство между  суммой расходов и суммой доходов,  включая дополнительное финансирование  на покрытие дефицита бюджета,  т. е. обязательным условием  успешного функционирования финансово-хозяйственной деятельности является наличие финансовых ресурсов, при недостатке которых не все расходы могут быть оплачены, что может привести к нежелательным последствиям;

6) бездефицитность бюджета. Принцип  отсутствия дефицита бюджета, т. е. формирование бюджета таким образом, чтобы расходы предприятия не превышали его доходы. В случае возникновения такой ситуации необходимо закладывание в бюджет дополнительных источников финансирования;

7) эффективность и экономность  использования бюджетных средств. Означает, что при исполнении бюджета необходимо руководствоваться правилами разумного расходования средств, стремясь по возможности минимизировать расходы;

8) достоверность бюджета. Означает  реалистичный, наиболее точный подход  к составлению бюджета, т. е. плановые данные, отраженные в бюджете, должны иметь наименьший процент отклонений от фактических показателей, быть максимально надежными. Для выполнения данного принципа необходим ответственный подход и эффективный управленческий аппарат. От составления бюджетов центрами финансовой ответственности напрямую зависит достоверность генерального бюджета.

 

24. Операционные бюджеты

 

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей  деятельности. Различают следующие  виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат  материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат  труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства. Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д. 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих  и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости  реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

В зависимости от вида деятельности на предприятии могут доминировать по значению те или иные виды бюджетов.

Так, например, на производственном предприятии  основным для расчета издержек выступает  бюджет производства, в торговых предприятиях – бюджет продаж. Если же предприятие  занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо выбрать свой операционный бюджет, а также определить порядок консолидации для свода данных по всему предприятию.

 

25. Финансовые бюджеты

 

Существует три вида финансовых бюджетов.

1. Бюджет формирования и распределения  финансовых ресурсов (прогнозный  баланс). Представляет собой прогноз  остатков по статьям баланса:  дебиторская задолженность, денежные  средства, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность и  т. д. Каждая статья рассчитывается по стандартной формуле: сальдо конечное = сальдо начальное + обороты по дебету – обороты по кредиту. По активным счетам – со знаком «+», по пассивным – со знаком «-». Значение данного вида бюджета состоит в определении имущества и обязательств предприятия, а следовательно, платежеспособности.

2. Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях  и убытках) формируется на основе  расчетов прогнозных значений  объема реализации продукции,  себестоимости, управленческих и  коммерческих расходов, налогов, расходов финансового характера (проценты по займам и кредитам). Исходной информацией служат операционные бюджеты. Налоговые платежи рассчитываются по среднему проценту. Этот бюджет предназначен для планирования финансового результата, т. е. определения прибыльности.

3. Бюджет денежных средств (прогнозный  отчет о движении денежных  средств) отражает прогнозную  величину расходов (ориентируясь  на данные операционных бюджетов). С помощью него анализируется  финансовое состояние (платежеспособность) предприятия, т. е. определяется, в состоянии ли компания погасить текущие и иные обязательства, приобрести новое оборудование и технику, необходимые для расширения производства. Смысл данного вида бюджета заключается в том, что зачастую предприятию необходимо осуществить расходы по нескольким направлениям (например, инвестиции и выплата дивидендов), в связи с чем нужно четко представлять объемы расходов, чтобы проанализировать, достаточно ли притока денежных средств для покрытия оттока или необходимо привлечение дополнительного финансирования. Некоторые компании имеют инвесторов или возможность оформления кредита, за счет чего и покрывается дефицит финансового бюджета. Но это не всегда возможно (в случае низкого уровня платежеспособности предприятия), поэтому одним из выходов является анализ значимости каждой статьи бюджета и выявление наименее важных статей, которые возможно ликвидировать.

Информация о работе Шпаргалка по "Планирование на предприятие"