Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Основам менеджмента".

Файлы: 1 файл

Менеджмент в вопр. и ответах.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого следует  учитывать, что миссия организации  формулируется как отражение  целей и интересов различных групп людей, так или иначе вовлеченных в процесс ее функционирования.  Основными среди этих групп являются:

  1. владельцы организации, ее создавшие;
  2. персонал организации;
  3. потребители продукции организации;
  4. деловые партнеры, находящиеся с организацией в формальных и неформальных отношениях;
  5. местное общество, находящееся в многогранном взаимодействии с организацией;
  6. общество в целом, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах;

Исходя из вышесказанного миссия пусть и в разной степени, но обязательно должна отражать интересы всех названных субъектов.

Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.

  1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации. Это способствует формированию и закреплению имиджа организации у субъектов внешнего окружения.
  2. Миссия выполняет роль единения ценностей руководителя и организации;
  3. Миссия создает возможность для более действенного управления организацией.

Основной внутренней целью предприятия является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей в условиях конкуренции, которая может быть двух основных видов: ценовая и качества продукции.

Если миссия и стремление к получению прибыли задают общие  ориентиры деятельности организации, конкретное состояния, к которым она стремится, фиксируется в виде целей.

Таким образом, цель – это конкретное состояние отдельных компонент организации или внешней среды, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

2. Цели  организации по глобальности  и срокам действия.

По глобальности и срокам действия цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные. При этом следует иметь в виду их динамичный характер, т.е. по мере появления новых стратегических целей старая стратегическая цель постепенно преобразуется в тактическую, а затем в оперативную.

Основными требованиями, которым должны удовлетворять цели организации, являются:

    1. Реальная достижимость, поскольку нереальная для достижения цель не приводит к успеху.
    2. Гибкость, что выражается в существовании возможности их корректировки при изменении внешнего окружения.
    3. Измеримость, что означает возможность количественного или иного другого объективного способа определения степени достижимости цели.
    4. Совместимость, т.е. стратегические цели должны соответствовать миссии и стремлению получать прибыль. Тактические должны соответствовать стратегическим, а оперативные тактическим.
    5. Приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому непосредственно придется прилагать усилия для их достижения.

Можно выделить 5 основных сфер деятельности, в которых любая  организация обязана определять свои стратегические цели:

      • собственное будущее,
      • получаемая прибыль,
      • взаимоотношения с потребителями,
      • будущее сотрудников,
      • взаимоотношения с обществом.

Иерархия  целей.

В любой организации  формируется иерархия целей (иногда называется древом целей), представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня (стратегические и тактические) в цели более низкого  уровня (тактические и оперативные).

При этом следует иметь  в виду, что достижение какой-либо тактической цели может способствовать достижению нескольких стратегических целей, аналогичное справедливо и для соотношения тактических и оперативных целей.

Иерархия целей в  организации во многом определяет ее структуру, обеспечивая ориентацию деятельности всех подразделений и сотрудников на достижение стратегических целей путем реализации тактических целей,  и оперативных целей, которые становятся перед конкретными сотрудниками или их командами.

 

ВОПРОС 13. Процесс и функции менеджмента.

 

            Вопросы для изучения:

1.Понятие процесса  менеджмента.

2. Функции менеджмента, их классификация.

 

1. Понятие процесса менеджмента.

Процесс менеджмента  представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления можно  рассматривать с различных точек  зрения, две из которых являются основными:

1) содержательная, когда анализируются сущность (содержание)  каждого этапа процесса менеджмента и их последовательность;

2) информационная, когда анализируются процессы обработки, передачи и хранения информации, принятия управленческих решений и организации их исполнения.

С содержательной точки  зрения  в процессе менеджмента  можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, учет и контроль, анализ.

Прогнозирование -  это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.

         Планирование – это процесс разработки планов деятельности и развития организации.

Мотивация представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей совершать некоторые действия в интересах организации.

Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.

Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.

Учет  и контроль представляет собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды организации.

Анализ  – это сравнение результатов учета и контроля с запланированными значениями контролируемых показателей.

3. Функции менеджмента, и их классификация.

Под функцией менеджмента  понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

С точки зрения создания систем менеджмента выделят: общие, специальные и конкретные функции.

Общие функции менеджмента в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств управляемого объекта. Этими функциями являются: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, учет и контроль, анализ.

Поскольку в своей  деятельности любая организация  использует различные ресурсы, то имеет  смысл говорить об управлении этими  ресурсами. По этому виду управляемого ресурса выделяются конкретные функции менеджмента. Поскольку разные организации в своей деятельности могут  использовать разные ресурсы, то перечень конкретных функций в каждой организации будет свой. Вместе с тем наиболее типичными из них являются: управление финансами, недвижимостью, активной частью основных фондов, персоналом, продукцией и услугами.

В работе организации  можно выделить различные области  или сферы деятельности (вспомогательное производство, материально-техническое снабжение, охрана окружающей среды и т. д.). Функции менеджмента, выделенные по этому критерию, называются  специальными функциями менеджмента. Взаимосвязь между общими, конкретными и специальными функциями, элементами которой являются функциональные задачи менеджмента.

 

ВОПРОС 14. Прогнозирование как функция управления.

 

Вопросы для изучения:

1.Понятие прогнозирования.

2. Методы прогнозирования.

 

1. Понятие прогнозирования.

Динамичный и не определенный характер внешнего окружения организации  делает необходимое прогнозирование её будущего для принятия соответствующих мер.  С этой точки зрения прогнозирование

    • является той основой, на которой строятся планы;
    • побуждает руководитель думать о будущем и готовиться к нему;
    • позволяет определить участки деятельности организации, на которых потребуется концентрация усилий в будущем;
    • всегда имеет определенную степень погрешности, что необходимо учитывать руководителю.

2. Методы  прогнозирования.

Одним из важнейших прогнозов, который обязательно делает организация, занимающая реализацией продукции и услуг, - это прогноз будущих объемов продаж. В качестве основных методов прогнозирования продаж можно назвать:

    • метод мнений жюри управляющих;
    • метод совокупных мнений работников сбыта;
    • метод ожидаемых запросов потребителей;
    • математические методы;
    • дедуктивный метод.

Метод мнений жюри управляющих основан на интуиции высших администраторов организации, чьи мнения по поводу будущего сбыта рассматриваются  президентом компании, последующее мнение которого принимают за истину.  Это наиболее старый и простой метод составление прогнозов продаж. Основными преимуществами этого метода являются:

1) доступность и простота;

2) сочетание опыта  и оценки фактов;

3) необходимость высказать  мнение по вопросам сбыта заставляет  высших администраторов, отвечающих за различные участки работы  организации,  во-первых, тщательно готовить соответствующую информацию, а во-вторых, соизмерять свою деятельность со сделанными прогнозами продаж.

 Основными недостатками методами являются:

1) прогнозы могут основываться  на предложениях, а не на фактах  и их анализе;

2) усреднение мнений  уменьшает ответственность за тщательность подготовки прогноза.

Метод совокупных мнений работников сбыта основан на убеждении, что рынок лучше всего знают те, кто непосредственно на нем работает, т.е. работники и руководители подразделений, занимающихся сбытом.

Он является наиболее часто применяемым методом прогнозирования продаж.

Основными преимуществами этого метода являются:

1) прогноз осуществляется  теми, благодаря кому он должен  оправдаться;

2) благодаря широкой  выборке общий прогноз приобретает  высокую степень надежности.

Основными недостатками метода являются:

1) он не позволяет  давать надежные долгосрочные  прогнозы, поскольку работники сбыта  обычно бывают не в курсе  основных социальных, политических  и экономических тенденций развития общества и эти тенденции не находят отражения в их прогнозах;

2) работники сбыта  могут быть склонны:

- к излишнему оптимизму;

- к излишнему пессимизму.

Метод ожиданных запросов потребителей основан на мнении потребителей о своих будущих покупках. Он является наиболее эффективным при прогнозировании продаж новых товаров. Основным его преимуществом является высокая степень надежности прогноза при достаточно широкой выборке и склонности потребителей к сотрудничеству. К основным недостаткам метода можно отнести: высокую стоимость и полную безответственность потребителей за свои высказывания.

Математические  методы прогнозирования сбыта.

Основным преимуществом этого метода является высокая надежность при условии точности входной информации.

Основными недостатками метода являются:

    • необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов при проведении научных исследований, что обусловливает высокую стоимость;
    • не всегда имеются необходимые данные для глубокого анализа;
    • быстротечные изменения внешней среды, которые не улавливаются математическими методами.

Дедуктивный метод основан на здравых рассуждениях  и умении делать логические выводы людьми, занимающимися прогнозированием. Используется это метод только в качестве дополнения к другим, более точным методам как средство их проверки.

 

ВОПРОС 15. Планирование как функция менеджмента.

 

Вопросы для изучения:

1. Понятие  планирования. Виды планов.

2. Методы внутрифирменного планирования.

 

1. Понятие планирования. Виды планов.

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том,

    • что надо делать и что для этого нужно,
    • когда делать,
    • кто это будет делать,
    • кто будет отвечать за полученный результат.

Планирование наводит  мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Исходя из этого целью планирования является облегчение достижения целей организации путем:

    • устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;
    • сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;
    • достижение экономичного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
    • облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности предприятия.

Основными принципами планирования являются:

      1. принцип содействия достижения цели, поскольку план имеет смысл, если он создается ради достижения цели;
      2. принцип эффективности, согласно которому разработанный <span class="dash041e_0441_043d_0

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"