Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Основам менеджмента".

Файлы: 1 файл

Менеджмент в вопр. и ответах.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы для изучения:

  1. Процесс и основные компоненты реструктуризации предприятия.
  2. Основные направления  реструктуризации.

 

1. Процесс  и основные компоненты реструктуризации  предприятия.

 При  переходе экономики РБ на рыночные условия, одним из направлений реформирования и развития является реструктуризация предприятия, что означает структурную перестройку предприятия и отрасли в целом.

Процесс реструктуризации включает следующие этапы и виды работ:

  • Разработку новой стратегии и политики функционирования предприятия в рыночных условиях (по видам деятельности).
  • Перестройку организационной структуры управления, адекватную новым целям и стратегии деятельности предприятия.
  • Изменение производственной структуры предприятия, реконструкцию и техническое перевооружение производства, направленное на повышение качества, научно-технического уровня и потребительской привлекательности (ценности) продукции.

Наиболее важным компонентом  реструктуризации предприятия является стратегическая ориентация программы развития предприятия на обеспечение эффективной деятельности в условиях рыночной экономики.

 Основными направлениями стратегической ориентации являются:

а) поиск правильного инвестирования с позиций развития конкретного бизнеса, обеспечивающего выживание и экономическое благополучие предприятия в ближней и дальней перспективе. В сложившихся условиях в экономике, технологии и политике выживание и успех фирмы больше, чем когда- либо зависят от правильности принимаемых решений. Прежде всего, это относится к разработке программы выхода из кризиса и развития предприятия. С точки зрения бизнеса, правильными считаются инвестиции, которые позволяют экономно достичь цели программы (конкретного проекта).

б) принятие и осмысление перспектив, связанных с внешней средой и с оценкой внутренних возможностей предприятия в условиях становления рыночной экономики, а также его ресурсной, технической и конкурентной позиций. Взаимодействие предприятия и внешней среды предусматривает достижение двух результатов:

1) Предприятие должно адаптироваться  к изменению внешней среды.

2) Предприятие должно контролировать  изменения внешней среды и  по возможности влиять на изменение  факторов внешней среды.

Программа реструктуризации должна быть такой, чтобы при её реализации предприятие могло справляться с будущими изменениями среды.

в) развитие необходимых навыков для профессионального занятия бизнесом в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

При разработке программы необходимо учесть и определить такие навыки, которые наилучшим образом использовали бы существующего и потенциального рынков.

1. Основные направления реструктуризации.

 Для достижения результатов в процессе реструктуризации требуется общая координация всех направлений деятельности и совершенствование менеджмента на предприятии в целом и в его структурных подразделениях.

Разработка успешных направлений базируется на трех основных принципах: концентрация усилий, баланс рисков, сотрудничество.

Концентрация усилий означает, что проекты в рамках программы планируются с целью устранения «узких мест».

Усилия могут быть сконцентрированы:

    • на выбранных комбинациях «товар-рынок»;
    • на приобретение необходимых навыков;
    • на обеспечение требуемых ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, управленческих).

Успешная стратегия характеризуется  четким соответствием целей и  средств их достижения.

Баланс рисков. Каждая стратегия подразумевает наличие рисков. Они в обязательном порядке должны быть определены при обосновании программы. Без оценки и определения путей их минимизации инвестиционное решение не принимается. Разработка программы требует соответствующего баланса рисков, включая риски, связанные с рынком, снабжением, технологией, политикой.

Сотрудничество. Для осуществления целей программы реструктуризации и облегчить поможет развитие сотрудничества предприятия с другими партнерами в рамках так называемой «стратегии коалиции», при которой каждый участник сотрудничества может извлечь из этого свою выгоду.

Существуют различные формы  сотрудничества от общих соглашений до партнерства и создания совместных предприятий или слияния фирм. При подготовке программы должны быть проанализированы возможности и преимущества такого сотрудничества.

 

ВОПРОС 8. Организация, как  объект управления.

 

Вопросы для изучения:

1. Определение и виды  организаций.

2. Общая характеристика  организаций.

3. Жизненный цикл организации.

 

1. Определение  и виды организаций.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общих целей.

    Чтобы считаться организацией необходимо:

  1. наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
  2. наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели, которую все члены  принимают как общую;
  3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для них цели

  Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация. Организация  это предприятие, фирма, учреждение, ведомство и иные формирования.

 Организации могут  быть формальными и неформальными.

Формальную организацию  можно определить, как группу людей, осуществляющих совместную деятельность в рамках преднамеренно созданной структуры для достижения желаемого результата (целей). 

 Формальные  организации зависят  от факторов внешней среды и работы внутри её и имеет свою определенную цель и задачи.

Неформальные организации также представляют группы людей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях за исключением очень маленьких.

Различают простые и  сложные организации.

Простые организации имеют одну цель. Формальное управление редко рассматривается применительно к организациям, имеющим одну цель.

 В рамках менеджмента рассматривается  управление сложными организациями. Сложные организации обязательно имеют некоторую совокупность взаимосвязанных целей.

2. Общая характеристика  организации.

Сложные организации имеют общие характеристики. В качестве характеристик рассматриваются: ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда и необходимость управления.

Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют саму организацию. Основными ресурсами, используемыми организацией, являются: люди (трудовые ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация.

Взаимосвязь с внешней  средой является для организации одной из самых значимых характеристик. Понятие «внешняя среда» включает факторы, оказывающее влияние на деятельность и успех организации. В числе таких факторов могут быть экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные решения, законодательство, конкуренты, техника и технология, политика и др.

 Внешнюю среду можно рассматривать с двух точек зрения:

1) содержательной, выделяя экономическую, политическую, технологическую и экологическую среду;

2) влиятельной, выделяя среду прямого и косвенного воздействия.

Выделение среды прямого и косвенного воздействия обусловлено тем, что разные компоненты среды требуют разной концентрации внимания и срочности реагирования со стороны предприятия на собственные изменения. Поэтому экономическая среда и законодательная база, на которой строится деятельность предприятия, относятся к среде прямого воздействия, а остальные компоненты – к среде косвенного воздействия.

Разделение труда. Разделение всей работы на составляющие её компоненты по выполняемым функциям называют горизонтальным разделением труда (производство, маркетинг, финансы).

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда  за счет образования подразделений, выполняющие  специфические задачи, для достижения конкретных целей.

Необходимость управления в организации также является её общей характеристикой. Координация работы групп (отделов) при выполнении задач осуществляется посредством вертикального разделения труда.

Таким образом, в организации существуют две внутренние органически связанные  системы разделения труда: горизонтальное и вертикальное разделение труда.

3. Жизненный  цикл организации.

Каждая организация объективно последовательно проходит все стадии жизненного цикла.

Жизненный цикл – это  объективная реальность, но возрождение  организации требует объективных действий управленческого персонала.

       Каждая организация переживает несколько фаз в своем развитий: рождение, детство и юность, зрелость, старость и возрождение. Деятельность предприятий на каждой стадии специфична.

Рождение – готовность рисковать, высокая работоспособность, новизна продукции, малые масштабы производства.

Детство - стабилизация размеров расходов и ассортимента продукции, рост масштабов производства.

Юность – стабилизация управленческой структуры, повышение роли специалистов, возникновение конфликтов в «команде».

Зрелость – появление бюрократии, проникновение в новые производственные сферы, появление «послушных» специалистов, нарастание «самодовольства».

Старение – сдерживание новых идей, увеличение бюрократии, падение прибыли.

Возрождение – обновление управленческих кадров, перестройка организационной структуры, обновление ассортимента продукции.

 

Задача стратегического управления заключается в том, чтобы свести до минимума продолжительность нежелательных стадий и продлить время предпочтительных стадий жизненного цикла.

 

ВОПРОС 9. Управленческая деятельность организации.

 

Вопросы для изучения:

1. Сущность управленческой  деятельности.

2. Успешное управление  организацией.

 

1. Сущность  управленческой деятельности.

Деятельность по координированию  работы других людей при достижении цели организации и составляет сущность управления.

Приступая к рассмотрению сути управленческой деятельности и определению общих  факторов в работе менеджеров, следует прежде всего определить кого называют менеджером.

Менеджер – это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов для достижения желаемого результата.

Так же как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Такими характеристиками являются: суть управленческой деятельности; роли руководителя;  уровни управления.

Суть управленческой деятельности. Управленческую деятельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей для обеспечения эффективности деятельности организации.

Суть управленческой деятельности определяет большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность, фрагментарность.

Именно эти качества являются отличительной  характеристикой управленческой деятельности.

Роли руководителя являются набором определенных поведенческих правил (ролей), соответствующих конкретной организации и конкретной должности.

Минцберг выделяет 10 ролей, которые  выполняют руководители в различные  периоды управления и применительно к специфике и масштабам организации. Эти роли объединены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.

Межличностные роли, называемые также ролевыми установками, определяют положение менеджера как главы и связующего звена при выполнении работы с людьми вне и внутри организации.

Информационные роли включают функции принимающего и распределяющего информацию во внешней и внутренней среде предприятия.

 

Роли, связанные с принятием решений, определяют поведение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нарушения в работе организации и достижения ее успеха.

Уровни управления. Хотя все руководители играют определенные роли, это не значит, что большое число руководителей в крупной организации заняты выполнением одной и той же работы. Это приводит к вертикальному разделению управленческого труда и формированию соответствующей иерархии управления.

При этом в организации руководителей  всех уровней традиционно делят  на три группы: высший, средний и низший уровень.

Руководители высшего звена представляют малочисленную группу, даже в самых крупных организациях их всего несколько человек.

Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой младших начальников. Характер их работы определяется содержанием работы подразделения.

Руководители нижнего звена составляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или др. работниками. Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие начальники.

2. Успешное управление организацией.

В практике менеджмента  успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации.

Основные составляющие успеха деятельности организации в рыночной экономике  определяют: выживание, результативность и эффективность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"