Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

Решетка стилей руководства Блейка—Моутона:

Из решетки стиля руководства выводится пять типичных стилей.

1—1 – стиль руководства, не  ориентированный на высокие трудовые  достижения, на заботу о межличностных  отношениях. Попустительский стиль  может иметь следствием апатию  и разочарование сотрудников.

1—9 – стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана благоприятная атмосфера, но трудовым достижениям уделяется мало внимания. В таких группах долго не бывает конфликтов, пока на сотрудников не начинают давить производственная необходимость или вышестоящее начальство.

5—5 – стиль руководства, направленный  на средние трудовые достижения  и среднюю удовлетворенность  сотрудников. Консервативный стиль  достижения, трудовые результаты  средние.

9—1 – стиль руководства, ориентированный  на высокую производительность труда и отсутствие заботы о межличностных отношениях. Соответствует авторитарному руководству.

9—9 – стиль руководства, нацеленный  на высокие трудовые достижения  и высокую удовлетворенность  сотрудников.

Решетку Блейка—Моутона называют управленческой, менеджерской решеткой. Большинство руководителей считают, что стиль 9–9 наиболее целесообразен для применения. Но применение этого стиля на практике затруднительно. Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, ведь информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и достоверной.

 

(62) Сущность власти. Значение власти в менеджменте. Основные форм власти.

Сущность власти. Слово "Власть" может употребляться в нескольких значениях:

1.Способность, право и возможность  распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать  решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей  с помощью различного рода  средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2.Политическое господство над  людьми;

3.Система государственных органов;

4.Лица, органы, облеченные соответствующими  государственными, административными  полномочиями.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она — начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

В различных подразделениях организации  руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды.

Власть и влияние, инструменты  лидерства, являются фактически единственными  средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной  властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».

Баланс власти

Многим людям кажется, что обладание  властью подразумевает возможность  навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица.

В условиях организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или  иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

Суммируя факторы, которые способствуют появлению власти у подчиненных, Дэйвид Механик заключает:

«В той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, он или она потенциально подвержены власти этого другого лица. Внутри организаций одно лицо делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию, которые мы определяем следующим образом:

Информация включает знания об организации, людях, нормах, процедурах, методах и т.д.

Люди — это все  те, кто состоит в организации, от кого зависит организация.

Инструментарий —  это любой аспект физических средств  организации или ее ресурсов (оборудование, машины, деньги и т.п.)».

Все формы влияния побуждают  людей исполнять желания другого  человека, удовлетворяя неудовлетворенные  потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя.

1. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ.  Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность наказывать  таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность удовлетворить  насущную потребность или доставить удовольствие.

3. ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель  верит, что влияющий обладает  специальными знаниями, которые  позволят удовлетворить потребность.

4. ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (власть примера). Характеристики или свойства  влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель  верит, что влияющий имеет право  отдавать приказания, и что его  или ее долг — подчиняться  им. Or или она исполняют приказания  влияющего, так как традиция  учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют ТРАДИЦИОННОЙ ВЛАСТЬЮ. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

(63) Что такое группы. Сущность и значение. Характеристика разновидностей групп.

Если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы — члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников  жены или мужа и т.д. Большинство  людей принадлежит также к нескольким группам друзей — кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам приходится взаимодействовать, оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.

Формальные и неформальные группы

Группа – 2 лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

Первичные – группы, где люди объединены на эмоционально-бытовом уровне.

Вторичные – формируются по функционально-целевому признаку.

Исходя из определения Шоу, можно  считать, что организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления).

Таким образом, большая организация  может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

Формальные группы.  Как бы малы они ни были, это — формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ состоит из руководителя и его  непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.

Второй тип формальной группы — это РАБОЧАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) ГРУППА. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Третий тип формальной группы — комитет — группы в рамках организации, которым предоставляются полномочия для выполнения конкретных задач или набора обязанностей.

Специальный комитет – это временная группа, сформированная для достижения конкретной цели.

Постоянный комитет – это постоянно действующая в рамках организации группа с конкретной целью.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать — как единый слаженный коллектив.

Теперь уже нет необходимости  доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации  имеет решающее значение. Эти взаимозависимые  группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему.

Неформальные группы. Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям. Этот феномен присущ не только людям, связанным соподчиненностью.

Начало исследованию неформальных групп было положено знаменитой серией экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо.

 

(64) Что такое статус. Понятие социального статуса и социальной роли.

Статус – врожденный и приобретенный.

Требования социального статуса  – это социальная роль..

Факторы эффективности групп:

Размер – группы из 5-11 человек  как правило принимают правильные решения.

Состав – степень сходства личностных характеристик и точек рения  группы ,влияющих на решение проблем. Рекомендуется включать в группу людей с разными характеристиками.

Групповые нормы -  классификация  групповых норм: гордость за организацию, эффективность, прибыльность, командная  работа, планирование, контроль, тренинги, новаторство, взаимоотношения м  потребителем, честность-защита.

Уровень сплоченности – степень привлекательности членов группы друг к другу и к группе.  Вырабатывается групповое мышление.

Степень конфликтности – активный обмен мнениями и полезен и  также может вызвать конфликты.

Статус – стаж работы, расположение офиса, образование, навыки общения и т.п.

Роли членов группы – поведение  членов группы должны способствовать достижению ее целей и социальному  взаимодействию.

СТАТУС ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. Статус той  или иной личности в организации  или группе может определяться рядом  факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.

Человек, поработавший на компанию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-нибудь проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании. То же самое относится и к руководителю отдела, статус которого может быть ниже вице-президента. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

РОЛИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. Критическим  фактором, определяющим эффективность  работы группы, является поведение  каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"