Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:07, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и функции планирования
2. Цели и задачи планирования на предприятии
3. Объект и предмет планирования на предприятии
4. Принципы планирования
5. Методы планирования
6.Виды планирования, их содержание и задачи.
7. Система планов предприятия и их взаимосвязь
8. Организационные структуры планирования на предприятии
9. Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Файлы: 1 файл

1. Сущность и функции планирования Планирование на предприятии.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

 

8. Организационные структуры планирования  на предприятии

Планирование  и управление экономической деятельностью  тесно связаны между собой  такими функциями производственного  менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные  планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу.

В условиях рыночной экономики существует множество  типов организационных структур, в которые органично должны вливаться  плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

 

9. Анализ внутренней и внешней  среды предприятия

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

1.1. Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве  случаев макроокружение не носит  специфического характера по  отношению к отдельно взятой  организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

1.2. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то. как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п

1.3. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

1.4. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

1.5. Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то. чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения. уровень образования, мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства и т.п.

1.6. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. . Наиболее распространенными способами наблюдения являются: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

1.7. Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

1.8.Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. При изучении поставщиков материалов, необходимо учитывать следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товара; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

1.9. Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт.

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

2.1. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

2.2. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

2.3. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

2.4. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

2.5. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

2.6. Применяемый для анализа среды  метод SWOT /аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы/ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Организация процесса внутрихозяйственного  планирования

Внутрифирменное планирование, в ходе которого вырабатываются предложения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, организуется по разным схемам. Наиболее предпочтительной считаются, как известно, сочетание подходов «сверху вниз» (break-down) и «снизу вверх» (building-up). Эта схема реализуется в форме «цели вниз», «планы вверх». Руководство предприятия определяет цели и задачи. В подразделениях предприятия формируются предложения. Процесс планирования координируется руководством. Функционирование этой системы поддерживается вовлечением персонала в экономическое управление. Вовлечение персонала в управление вызвало необходимость его участия в доходах, прибыли и собственности. По сути, в практике бизнеса возникает система приобщения персонала к предпринимательской деятельности фирм.

Следует отметить, что  системы участия в собственности  стали новым источником инвестиций. Все успешно действующие в условиях рынка предприятия производят четыре основные группы товаров:

1.Это группа новых,  выводимых на рынок товаров,  которые называют «с вопросом». Перспективы их неясны, они требуют значительных инвестиций.

2.Новые, успешно  выведенные, доминирующие на рынке  товары, сбыт которых растет. Это  перспективные товары, но значительное  расширение их сбыта требует  капиталовложений.

3.Товары, доминирующие  и стабильно сбываемые на своем  рынке. Эти товары обеспечивают  предприятию наибольшие прибыли,  требуют минимума инвестиционных  ресурсов.

4.Большинство предприятий  производит и товары, сбыт которых  сокращается в связи с завершением их жизненного цикла. Поддержание их производства и сбыта может обходиться слишком дорого..

 

11. Использование программного  обеспечения в практике внутрихозяйственного  планирования

Широкое внедрение  компьютерной техники и информационных технологий в планирование современного сложного производства во многом способствуют достижению высоких конечных результатов на предприятии. Объем планово-экономической информации, необходимой в ходе составления планов предприятия, настолько велик, что для ее своевременного анализа и правильной оценки требуется повсеместное применение компьютерных средств сбора, передачи и обработки. Выбор правильных планово-управленческих решений связан с рассмотрением и оценкой большого числа альтернативных вариантов, требующих проведения сложных и трудоемких расчетов.

Реализация преимуществ  систем автоматизированного планирования возможна, когда любая информация легко доступна экономистам-менеджерам или обеспечена ее быстрая передача между отдельными подразделениями  предприятия. Эффективное взаимодействие внутрипроизводственных подразделений достигается при оснащении их персональными компьютерами и объединениями в единую интегрированную систему.

В интегрированной автоматизированной системе функции проектирования продукции, закупка материалов, управление производством, продажа продукции и оценки затрат и результатов выполняется совместимыми между собой процессорами, соединенными в единую автоматизированную систему управления производством и реализацией продукции. Интегрированные системы позволяют соединять в единый поток различные виды информации и, тем самым, повышать эффективность ее использования в процессе разработки и принятия оптимальных планово-экономических решений различными категориями персонала.

Эта система позволяет выполнять  следующие функции:

– руководителям  – управлять производством в  реальных внутренних и внешних условиях;

– менеджерам –  регулировать заключение сделок на производство и продажу продукции с учетом текущего состояния рынка;

– проектировщикам  – создавать новые виды товаров по запросам потребителей соответствующего рынка;

– финансистам –  оценивать состояние денежных средств  на расчетном счету предприятия;

– плановикам –  разрабатывать и корректировать долгосрочные и краткосрочные планы, их цели и задачи.

В системе автоматизированного планирования важнейшее значение имеет база данных, представляющая собой пакет программ, которые обеспечивают запоминание, сортировку, поиск, объединение, структуризацию информации на основе использования современных программных продуктов.

 

12. Плановые расчеты и показатели  как инструмент и количественное  выражение результатов планирования

В условиях рыночных отношений на предприятиях действует  целая система взаимосвязанных  планово-экономических показателей  и механизмов, определяющих конечный результат производственно-хозяйственной деятельности. Они выполняют весьма важную регулирующую роль в современном производстве.

 В условиях  рынка главными конечными результатами  выступают финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли  или доходов предприятия. На величину конечных финансовых показателей влияют многие показатели, которые группируются по таким направлениям, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, финансы, инвестирование и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"