Школа научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Сложилась к концу 90-х гг. ХХ в. Основными представителями школы научного менеджмента считаются Ф. Тейлор, Х. Эмерсон и Г. Форд. Все они стремились сформулировать всеобщие принципы управления на основе анализа опыта, практики деловой и производственной деятельности. Они пытались решать те практические проблемы управления, которые вызывали наибольшие трудности руководителей предприятий, тормозили рост производительности труда в конце XIX — начале ХХ века. Основное внимание уделялось ими технико-организационным проблемам управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время трудно стимулировать  работника Доской почета или записью  благодарности в трудовую книжку.

 

Формы мотивации изменились — это  денежные премии, поездки за рубеж  или по стране, оплаченные предприятием, свободный график работы и т.п.

 

Отсутствие систематизированной  теории российского менеджмента. В  свое время советская теория управления создавалась такими учеными, как  А.А.Богданов, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, П.А.Попов (репрессированы в 30-е гг. XX в.).

 

Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). Для  менеджеров российских предприятий  экологические проблемы являются одними из наиболее актуальных. До сих пор  существуют предприятия с оборудованием XIX или начала XX вв. Экологически безопасные технологии стоят недешево, поэтому природа систематически загрязняется отходами производства.

 

Те руководители, которые осознают экологическую опасность, пытаются создать на своих предприятиях систему  экологического менеджмента.

 

Осознание социальной ответственности менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной ответственности, которую они должны нести. Такие руководители считают: «Или прибыль, или социальная ответственность». Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов, например посуды из меланина или просроченных продуктов питания, сбыт испорченных продуктов в заказах для ветеранов Великой Отечественной войны или китайские игрушки, содержащие вредные химические соединения, для детей из детских домов — не считаются преступлением в сознании таких менеджеров.

 

Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До сих  пор в нашей стране отсутствует  отрегулированное и эффективное  налогообложение. Руководителям предприятий легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их.

 

Хотя декларируется рыночное ценообразование, на деле этот процесс до сих пор  не отрегулирован и носит стихийный  характер. Как правило, цены являются необоснованно завышенными и  контролируемыми не рыночными законами или государством, а криминальными группировками или монополистами, диктующими свои правила игры.

 

Слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу. Региональные законы порой вступают в противоречие с федеральным законодательством и др.

 

Отсутствие умения формировать  команду, подбирать кадры. Психологические  науки, такие как социальная психология, управленческая психология и другие уже долгое время считались у  нас «порождением капитализма». За это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д.

 

Менеджер должен владеть методикой  определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам, а при необходимости — увольнять.

 

К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных  выше проблем. Таких направлений  — четыре.

 

1.        Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ. Правда, с реализацией этого направления есть проблемы: сопутствующие затраты (стоимость проезда до места обучения, стоимость проживания, стоимость самого обучения); недостаточное число отраслевых преподавательских кадров, подготовленных обучать новейшим методам менеджмента.

 

2.         Подготовка  российских менеджеров непосредственно  за рубежом в ведущих школах  менеджмента и центрах подготовки  кадров. Здесь также возникают проблемы: нехватка у российских предприятий валютных средств для финансирования этого направления (на Западе такое вложение капитала считается одним из наиболее

 

прибыльных видов вложения капитала), отсутствие свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками, несоответствие менталитета старых управленческих кадров сегодняшним реалиям.

 

3.         Перенятие  опыта предприятий — мировых  лидеров, самостоятельно формирующих  кадры менеджеров. В России уже  есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовывать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.

 

4.         Создание  Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ. Реализация программы начата в 1998 г. По этой программе обучаются российские менеджеры или владельцы собственных предприятий (до 40 лет), успешно прошедшие вступительное тестирование и собеседование.

 

Проблемы связаны с отрывом  слушателей от работы на длительное время, отсутствием специалистов, свободно владеющих иностранными языками  для практики за рубежом, нехваткой  квалифицированных преподавательских  кадров для реализации программы. Очень  важной проблемой является несоответствие менталитета слушателя и принимающей стороны за рубежом.

 

Концепция развития собственного менеджмента. Менеджер должен уметь разрабатывать  собственную целевую программу  развития и внедрения новых методов  и технологий менеджмента. Эта программа должна иметь примерно следующее содержание:

 

решение организационных проблем (создание новых организационных  структур, таких как дивизиональная, матричная, виртуальная и т.д.);

 

решение экономических проблем (мероприятия  по увеличению прибыли, разработке новых видов продукции или новых путей по ее сбыту, поиск и инвестирование денежных средств и т.д.);

 

решение управленческих проблем (выработка  стратегии перехода на новые ступени  менеджмента);

 

отказ от использования устаревших методов управления и переход на новые технологии менеджмента в соответствии с мировыми и передовыми отечественными достижениями по ключевым направлениям:

 

инвестиционный менеджмент;

 

инновационный менеджмент;

 

бизнес-планирование;

 

финансовый менеджмент;

 

бюджетный менеджмент;

 

лизинг;

 

логистика;

 

внутрифирменное планирование;

 

контроллинг;

 

менеджмент (управление качеством); информационный менеджмент; knowledge-MtneiwMein (управление знаниями); риск-менеджмент и антикризисное  управление; кадровый менеджмент;

 

переход от управления отдельными мероприятиями к управлению концептуально-ориентированными программами;

 

использование на предприятии передовых  методов в менеджменте: «мозговой  штурм», ролевые игры, презентация, модера-ция и т.п.;

 

создание деловых обучающих игр для сотрудников на основе реальных ситуаций и на компьютерной основе с использованием вышеуказанных методов.

 

Основные задачи, стоящие перед  менеджментом в России. Российские менеджменты должны:

 

обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;

 

совершенствовать работу предприятия  на основе применения современных методов  управления, улучшать организационную  структуру предприятия, добиваясь  эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;

 

 

разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

 

определять цели, соответствующие  интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

 

уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

 

внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки  после адаптации к конкретным условиям;

 

подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;

 

уметь предотвращать и успешно  преодолевать кризисные явления  в процессе деятельности организации.

 

Краткое содержание главы

 

Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного  риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о рациональной организации и управлении производством.

 

Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства  коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность.

 

Развитие научной управленческой мысли, возникшей на рубеже XIX—XX вв., продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные  научные направления, которые привнесли в практику менеджмента много нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность системы организации и управления производством. Богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.

 

Наиболее известными и существенно  отличающимися друг от друга являются модели менеджмента в Японии и  США. Однако использование различных  подходов к управлению производством  не препятствовало созданию в этих странах эффективной экономики. Не менее впечатляющие результаты демонстрирует и система организации и управления производством в Германии.

 

Богатый зарубежный опыт менеджмента  необходимо использовать в России при  соответствующем учете особенностей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Перспективы развития менеджмента.

 

Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные  в предыдущем разделе, не только будут  сохранены в XXI в., но и получат  свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.

 

1. Рациональное сочетание рынка  и государственного регулирования.

 

2. Широкое использование стратегического  планирования и управления в  деятельности организаций.

 

3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

 

4. Достижение стратегических и  оперативных целей организации  за счет оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов по основным направлениям  деятельности организации.

 

5. Разработка новых методов и  приемов управления, позволяющих  организации более гибко адаптироваться  к изменениям внешней среды.

 

6. Резкое повышение уровня квалификации  и искусства менеджеров в управлении  организацией.

 

7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

 

8. Совершенствование структур управления  за счет большей децентрализации  функций.

 

9. Постоянная забота о повышении  квалификации работников организации.

 

10. Максимальное использование  инноваций, экономико-математических  методов, ЭВМ.

 

11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных  информационных сетей (Интернет  и Интранет).

 

12. Привлечение сотрудников к  управлению организацией.

 

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному  менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:

 

• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой  квалификации, умеющим управлять  людьми для достижения целей организаций;

 

• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;

 

• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах  рынка.

 

Только в этом случае менеджер будет  способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.


Информация о работе Школа научного менеджмента