Школа человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Сегодня практически каждому образованному человеку известно английское слово «менеджмент». В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент в переводе - управление, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Это также область человеческого знания, помогающего осуществить этот вид деятельности. Наконец, менеджмент (собирательное от менеджеров) - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИЙ УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Школа научного управления (1885 – 1920 гг.) 4
1.2 Административная (классическая) школа (1920 - 1950 гг.) 6
2. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1930–1950 ГГ.) 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Школа человеческих отношений.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Стремясь преодолеть многочисленные недостатки классической теории, сторонники неоклассической  школы (или школы человеческих отношений) сосредоточили свое внимание на изучении межличностных отношений в процессе производства, перенеся акцент с общих и универсальных принципов управления на выработку принципов отношений между людьми и оценку их взаимозависимости и эффективности организации. Неоклассическая школа получает наибольшее развитие в 1930-50-е годы в трудах таких ученых и исследователей, как Э. Мэйо, Д. Макгрегор (1906 – 1964 гг.), Ф. Герцберг (1904 – 1999 гг.), А. Маслоу (1908 – 1970 гг.), М. Фоллет (1863 - 1933 гг.), Ч. Барнард (1886 – 1961 гг.) и другие.

В основу направления  были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда  решалась посредством изучения поведения  человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

Это научное  направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие  операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих результатах, был сделан вывод  о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

Основоположником  школы человеческих отношений принято  считать профессора Гарвардского университета Элтона Мэйо (1880 – 1949 гг.). Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

Из других ученых этого направления можно выделить доктора социологии Мери Паркер Фоллет, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства. Основная её заслуга заключается в том, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллет определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом. Таким образом, менеджмент приблизился к социологии и у двух наук, развивавшихся независимо, появились точки соприкосновения.

Честер Барнард , начавший свою карьеру в «AT&T» и закончивший ее президентом «New Jersy Bell», был идейным продолжателем Фоллет. В 1938 он опубликовал свою теорию организации, выделяя важность эффективных коммуникаций и кооперативной природы бизнеса. Его теория способствовала коренному изменению представлений о поведении работника в организации в послевоенный период. Одно из важнейших достижений Барнарда – концепция неформальной организации, которая существует в любой организации и образуется естественным образом сложившимися социальными группами. Неформальные отношения могут представлять мощную силу, которую менеджер обязан учитывать.

Элтону Мэйо принадлежит особое место в создании теории человеческих отношений, который провел ряд экспериментов, получивших название «хоторнские эксперименты».

В конце 1920 - начале 1930-х годов на заводе «Хоторн», принадлежавшем компании «Western Electric» в штате Иллинойс (США), была проведена серия экспериментов для выяснения воздействия условий труда на производительность. Исследователи полагали, что улучшение освещения рабочего места, введение перерывов (ввод по предложению Мэйо двух 10-минутных перерывов для общения привело к снижению текучки кадров с 250 до 60% и повышению производительности работ на 15%.), регулярного питания и т.д. должно стимулировать работников к повышению производительности труда. Для эксперимента были выбраны две группы работников (суть эксперимента работникам не разъяснялась), одна из которых работала в новых условиях, а другая - в старых. Результат эксперимента оказался для исследователей неожиданным - производительность труда повысилась в обеих группах примерно одинаково.

Объяснение  этого феномена дали психологи. Тот факт, что обе группы находятся в центре внимания, осознание работниками того факта, что они делают нечто социально важное и значимое, стимулировал людей работать лучше и приводил к значительному повышению производительности труда. Данное явление получило в управленческой науке название «Хоторнского эффекта». Это открытие позже успешно было использовано в Японии при создании «кружков качества», предполагающих активное участие рабочих в обсуждении производственных проблем, а также повсеместно при реализации концепции автоматизированных рабочих мест.

Исследования  на «Western Electric» показали, что готовность работников трудиться с высокой отдачей зависит от действия широкого круга социальных факторов.

На основе Хоторнских экспериментов  Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована  доктрина, «человеческих отношений». Основой ее являются следующие принципы;

  • человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;
  • с природой человека несовместима жесткая  иерархия и бюрократическая организация подчиненности;
  • руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей;
  • производительность труда будет выше, если индивидуальное  вознаграждение будет подкреплено групповым,  коллективным, а экономические стимулы – социально-психологическими (благоприятный  моральный  климат, удовлетворенность  трудом, демократический стиль руководства).

Эти выводы, касающиеся  мотивации труда, были в корне отличными от основных положений классической школы (административный подход), и школы научного управления (экономический подход), так как основное  внимание Мэйо  переносил на систему взаимоотношений в коллективе.

Изучая влияние  различных факторов (условий и  организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля  руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Э. Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему «человеческих отношений»). В его работах также подчеркивалась острота конфликта между формальной структурой организации и ее неформальными группами.

Таким образом, «хоторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях, подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации, было положено начало использованию социологии и социологических исследований в системе управления персоналом.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную «социальную систему», что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

  • люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
  • в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
  • люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
  • работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Задача менеджмента  на этом этапе состояла в том, чтобы  в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами  групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного  труда были признаны весомой организационной силой, способствующей или препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

Основной целью  этой школы было повышение эффективности  работы организации за счет лучшего  использования человеческих ресурсов. Представители  школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Таким образом, школа человеческих отношений сосредоточилась непосредственно на человеческом факторе, совершенно справедливо видя в нем основной элемент успешной работы организации. В отличие от школы научного управления пытается воздействовать на психику работника не через материальные стимулы, а через межличностные отношения неформальной среды и доверие к работникам со стороны организации (передача им некоторых контрольно-управленческих функций). Управление с позиций психологии и человеческих отношений – это вклад науки в копилку методов мотивации работников и практический шаг менеджмента на пути эффективного манипулирования человеческим ресурсом в достижении цели организации.

К недостаткам  школы человеческих отношений можно  отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа  человеческих отношений, основные ее положения  нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

50-е гг. XX в.  характеризуются формированием  нового этапа в развитии управленческой  мысли. На основе идей, выдвинутых  в предшествующие периоды, исследователи  пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основой любой  организации являются кадры. Организация  живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, формируют ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Поэтому люди в организации являются для менеджмента «предметом номер один». Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга: по возрасту, полу, характеру, уровню образования, семейному положению,  национальности, и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на поведение отдельного работника, так и на результаты труда,  и действия и поведение других членов коллектива. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

В отличие от машины человек имеет желания, и  для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Википедия: Свободная энциклопедия. Режим доступа -  http://ru.wikipedia.org/
  2. Виханский О.С., Наумов Л. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М: Экономистъ. 2003. —528с: ил.
  3. Кафидов В.М. Менеджмент: Учебное пособие. - Калининград, БИЭФ, 1999.-499 с.
  4. Менеджмент  : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. М.Л. Разу. — 2- е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2012. — 320 с.
  5. Семенов А. К., Набоков В. И. . Основы менеджмента: Учебник. [Электронный ресурс] : Режим доступа - http://vse-uchebniki.com/menedjmenta-osnovyi/osnovyi-menedjmenta-semenov.html
  6. Сущева Н.В. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 94 с
  7. С.В. Рубцов «Целевое управление корпорациями» Школа человеческих отношений и организационного поведения: монография - 2001 [Электронный ресурс] : - Режим доступа - http://or-rsv.narod.ru/Book/Book_App_2_5.htm
  8. Менеджмент. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций /М. М. Дворяшина, О. Н. Шилина, Л. К. Витковская и др. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - Режим доступа - http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/85/u_lectures.pdf

 

 

 

 


Информация о работе Школа человеческих отношений