Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества.
освоение новых сегментов рынка и привлечение новых потребителей растет за счет освоенной новой технологии шин "КАМА-EURO" и продвижения ее на рынок. Привлекательность предприятия растет на потребительском рынке за счет качественной продукции, ассортиментного портфеля, и гибкой схемы цен.
Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон. Модель системы управления качества, основанной на процессном подходе представлена на рисунке 2.2
 
Рисунок 2.2 - Модель системы менеджмента качества ОАО "Верхнекамскшина"
От качества продукции зависит уровень конкурентоспособности ОАО "ВКШ", его финансовое положение.
Качество продукции - это показатель, характеризующий совокупность свойств продукции, которые позволяют наиболее полно удовлетворять потребности общества в соответствии с назначением, обеспечивая при этом экономию ресурсов предприятия.
Задачами исследования качества произведенной продукции ОАО "Верхнекамскшина" являются: выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции; изучение динамики показателей качества; причины изменения показателей качества; влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.
 
Виды качества: высокое - товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая; конкурентоспособное - товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя; низкое - товар уступает по качественным характеристикам аналогам, цена низкая; неконкурентоспособное - качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар.
Цель повышения качества товара ОАО "Верхнекамскшина" заключается в повышении его потребительской ценности.
Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Для оценки выполнения плана по качеству необходимо рассчитать долю продукции каждого сорта в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средняя доля изделия в сопоставимых условиях (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Оценка качества продукции легковых шин за 2007-2009 годы
Сорт продукции  | 
  Цена за ед. продукции, руб.  | 
  Выпуск продукции, шт.  | 
  Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.  | ||||
по цене первого сорта  | |||||||
план  | 
  факт  | 
  план  | 
  факт  | 
  план  | 
  факт  | ||
1  | 
  150  | 
  21600  | 
  26112  | 
  3240,0  | 
  3916,8  | 
  3240,0  | 
  3916,8  | 
2  | 
  100  | 
  28800  | 
  29184  | 
  2880,0  | 
  2918,4  | 
  4320,0  | 
  4377,6  | 
3  | 
  50  | 
  21600  | 
  1080,0  | 
  1080,0  | 
  54  | 
  3240,0  | 
  162  | 
Итого  | 
  72000  | 
  56376  | 
  7200,0  | 
  6889,2  | 
  10800,0  | 
  8456,4  | |
По данным таблицы можно рассчитать следующие коэффициенты:
плановый коэффициент сортности: Ксорт. пл. = 7200/10800 = 0,67;
фактический коэффициент сортности: Ксорт. факт = 6889,2/8456,4 = 0,81;
коэффициент выполнения плана: Квып. пл. = (0,81/ 0,67) 100=120%.
Выполнение плана по качеству - 120%.
В процессе анализа потерь от брака изучают:
динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;
определяют потери от брака и потери товарной продукции.
Потери от брака можно определить следующим образом:
 
, (2.5)
где, Пб - потери от брака;
Сб - себестоимость забракованной продукции;
Риспр. б - расходы по исправлению брака;
Свозм. исп. б - себестоимость брака по цене возможного использования;
Су - сумма удержаний с виновных лиц.
Рассчитаем потери от брака за период 2007-2009гг.
В 2007 году себестоимость забракованной продукции составила 260,648 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 36,5 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 75,59 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 7,8 тыс. руб.
В 2008 году себестоимость забракованной продукции составила 188,4 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 26,38 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 54,64 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 5,7 тыс. руб.
В 2009 году себестоимость забракованной продукции составила 134,9 тыс. руб.; расходы по исправлению брака были на сумму 18,89 тыс. руб.; себестоимость брака по цене возможного использования составила 38,12 тыс. руб., а сумма удержаний с виновных лиц была на 4,1 тыс. руб.
По этим данным произведем расчет:
Пб 2007г. = 260,648 + 36,5 - 75,59 - 7,8 = 213,8 тыс. руб.;
Пб 2008г. = 188,4 + 26,38 - 54,64 - 5,7 = 154,4 тыс. руб.;
Пб 2009г. = 134,9 + 18,89 - 39,12 - 4,1 = 110,6 тыс. руб.
Таким образом, потери от брака в 2007г. составили 213,8 тыс. руб.; в 2008г. составили 154,4 тыс. руб., а 2009г. - 110,6 тыс. руб.
Основными причинами потерь от брака в ОАО "Верхнекамскшина" были:
плохое качество сырья;
низкий уровень технологии и организации производства;
невысокий уровень квалификации рабочих, качества оборудования;
аритмичность производства.
Для определения потерь товарной продукции следует знать фактический уровень рентабельности. Рентабельность определим следующим образом:
;
где Р - рентабельность;
Тп - товарная продукция;
С - себестоимость товарной продукции.
; (2.7)
где Птп - потери товарной продукции;
Пб - потери от брака;
Р - рентабельность.
Рассчитаем потери товарной продукции за период 2007-2009 годы.
В ОАО "Верхнекамскшина" стоимость товарной продукции в действующих ценах в 2007 году составила - 10169,6 млн. руб., а ее себестоимость 9531,7 млн. руб.
В 2008 году стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет - 12274,9 млн. руб., а ее себестоимость 11616,8 млн. руб.
В 2009 году стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет - 14794,8 млн. руб., а ее себестоимость 14250,6 млн. руб.
По этим данным произведем расчет рентабельности:
Р2007г. = (10169,6 - 9531,7) / 9531,7 · 100 = 6,7%;
Р2008г. = (12274,9 - 11616,8) / 11616,8 · 100 = 5,6%;
Р2009г. = (14794,8 - 14250,6) / 14250,6 · 100 = 3,8%.
На основании полученных данных произведен расчет потерь товарной продукции:
Птп 2007г = 213,8 · 0,67 = 143,3;
Птп 2008г = 154,4 · 0,56 = 86,5;
Птп 2009г = 134,4 · 0,38 = 51.
Таким образом, потери товарной продукции в 2007г. составили 143,3 тыс. руб.; в 2008г. составили 86,5 тыс. руб., а 2009г. они были 51 тыс. руб.
Для наглядности на рисунке 2 отражены потери от брака и потери товарной продукции в общем объеме производства.
Рисунок 2.6 - Потери от брака и потери товарной продукции ОАО "Верхнекамскшина" за 2007-2009гг.
За исследованный период 2007-2009гг. самый высокий уровень потерь от брака был в 2007 году, его сумма составила 213,8 тыс. руб. и потери товарной продукции 143,3 тыс. руб.
В 2008 году потери от брака снижены до 154,4 тыс. руб., так же снижены потери товарной продукции до суммы 86,5 тыс. руб. В 2009 году зафиксирован самый низкий уровень потерь за трех летний период, который составил: потери от брака - 110,6 тыс. руб. и потери товарной продукции - 51тыс. руб. Снижение потерь в ОАО "Верхнекамскшина" связанно с тем, что увеличился объем товарной продукции за счет выпуска автошин КАМА - EURO.
Таким образом, В ОАО "Верхнекамскшина" в течение трех лет увеличился объем производства продукции на 12,5%, и снижены потери бракованной продукции благодаря тому, что на предприятии ведется планирование качества продукции.
В современных условиях работа ОАО "Верхнекамскшина" не может быть успешной без постоянного совершенствования деятельности, направленной на улучшение качества выпускаемой продукции. Но добиться успеха можно в непрерывном процессе, требующем постоянного совершенствования системы качества. Система менеджмента качества ОАО "Верхнекамскшина" направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества, которые дополняют другие цели, связанны с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Система менеджмента ОАО "Верхнекамскшина" оценена на соответствие собственными требованиям, и проверена на соответствие требований международных стандартов, таких, как ИСО 9001 и ИСО 14001.
Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны; содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями; обеспечивают основу для постоянного улучшения; включают способы внешнего признания.
Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности ОАО "Верхнекамскшина" и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают ОАО "Верхнекамскшина" основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
По стандарту качества шин выявляется брак, который учитывается в отчете рекламации ОАО "Верхнекамскшина". Настоящий стандарт устанавливает порядок получения, регистрации, рассмотрения рекламации на шины и отчетность по ним.
Требования стандарта распространяются на деятельность:
основных технологических цехов (производств) завода массовых шин и завода грузовых шин;
производства легковых радиальных шин;
главных инженеров завода массовых шин;
управления контроля (Отдел технического контроля, отдел системы качества и стандартизации, исследовательская лаборатория испытания шин);
управления главного технолога;
центральной бухгалтерии;
управления обеспечения производства и отгрузок;
отдела планирования экономического управления;
договорно-правового отдела;
административно-хозяйственного отдела ОАО.
Рекламация - это письменное заявление от эксплуатирующих шины, юридических и физических лиц на несоответствие качества шины установленным требованиям.
Поступившие рекламации к качеству шин регистрируются в административно-хозяйственном отделе ОАО "Верхнекамскшина" и передаются в отдел технического контроля. Обследование и анализ шин проводит техническая комиссия, состав которой определяется приказом по ОАО "Верхнекамскшина", где указывается время и периодичность работы данной комиссии. Комиссия осматривает шины по внешнему виду и устанавливает характер дефекта. В случае невозможности установления характера дефекта по внешнему виду шины, комиссия может проводить рентгенодефектоскопию покрышки или направить ее в центральную заводскую лабораторию управления главного технолога для изготовления радиального среза и проведения физико-механических испытаний.
При отклонении рекламации отдел технического контроля ОАО "Верхнекамскшина" направляет предъявителю письмо, в котором предлагает распорядиться шиной. По письменному распоряжению предъявителя управления обеспечения производства и отгрузок отправляет ему отклоненную шину. В случае отсутствия письменного распоряжения предъявителя на возвращение шины или ее утилизацию шина остается в ОАО "Верхнекамскшина" и хранится в течение трех лет, затем утилизируется. В таблице 2.6 приведена рекламация качества шин по стандарту предприятия ОАО "Нижнекасмкшина" 11.21 - 2002.
Таблица 2.6 - Динамика количества поданных рекламаций за 2007-2009 годы
2007г.  | 
  2008г.  | 
  2009г.  | 
  Отклонение 2009-2008гг.  | 
  Отклонение 2009-2007гг.  | ||||||
шт.  | 
  %  | 
  шт.  | 
  %  | 
  шт.  | 
  %  | 
  шт.  | 
  %  | 
  шт.  | 
  %  | |
ЗМШ  | 
  158  | 
  64  | 
  133  | 
  64  | 
  117  | 
  67  | 
  16  | 
  +3  | 
  41  | 
  +3  | 
ЗГШ  | 
  52  | 
  21  | 
  48  | 
  23  | 
  41  | 
  23  | 
  7  | 
  0  | 
  11  | 
  +2  | 
ПЛРШ  | 
  38  | 
  15  | 
  26  | 
  13  | 
  17  | 
  10  | 
  9  | 
  -3  | 
  21  | 
  -5  | 
Всего  | 
  248  | 
  100  | 
  207  | 
  100  | 
  175  | 
  100  | 
  32  | 
  0  | 
  73  | 
  0  | 
 
По данным таблицы видно, что в течение трех лет происходит снижение дефектов автошин, так в 2007 году они составили 248 шт., в 2008 году уменьшились на 41 шт. и составляют 207 шт., а в 2009 году уменьшились на 32 шт. и составили 175 шт.
На предприятии ОАО "Верхнекамскшина" составляется отчет о дефектах, который представлен в таблице 2.7
Таблица 2.7 - Отчет о дефектах выпущенных шин ОАО "Верхнекамскшина" за 2007-2009 годы
Наименование дефектов  | 
  2007г.  | 
  2008г.  | 
  2009г.  | 
  Итого  | |
шт.  | 
  % дефекта  | ||||
Раздвиг нитей корда  | 
  11  | 
  -  | 
  8  | 
  19  | 
  100,0  | 
Отпечаток от посторонних включений  | 
  4  | 
  -  | 
  -  | 
  4  | 
  100,0  | 
Деформация борта  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  100,0  | 
Разрыв бортового кольца  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  1  | 
  33,3  | 
Выпадение шипов  | 
  -  | 
  2  | 
  -  | 
  2  | 
  66,7  | 
Отслоение минибоковины  | 
  -  | 
  1  | 
  -  | 
  1  | 
  33,3  | 
Отслоение резины по борту  | 
  -  | 
  1  | 
  -  | 
  1  | 
  50,0  | 
Механическое повреждение  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  33,3  | 
Разряжение нитей корда  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  1  | 
  100,0  |