Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа
Принятие решений - это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. Процесс принятия решений состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации. Этапы и процедуры имеют между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап.
Введение………………………………………………………………………………….3
I. Постановка задачи………………….………………………………………………….5
II. Анализ среды…………………………………………………………………………..6
III.Определение проблемы………………..…………………………………………….11
IV. Выбор альтернативы………………………………………………………………..12
V. Определение условий, в которых происходит реализация альтернативы………15
VI. Установление критерия успешного решения……………………………………..18
VII. Правило выбора……………………………………………………………………20
VIII. Определение лица (группы лиц), принимающих решение…………………….22
IX. Принятие решение………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………..29
В группу экспертов вошли 7 человек, которые занимают различные должности в структуре МШЗ и являются высококвалифицированными специалистами в своей области.
1 эксперт - Директор по персоналу и внешним связям
2 эксперт - Директор по качеству
3 эксперт - Финансовый директор
4 эксперт - Главный инженер
5 эксперт - Директор по производству
6 эксперт - Коммерческий директор
7 эксперт- Маркетолог
8 эксперт – студент, выполняющий работу.
Перед экспертами был поставлен ряд вопросов, на которые они давали ответ, выражая свое согласие («1») или несогласие («0»):
Теперь, когда мы изучили проблему, можно приступать к решению задачи.
Составим матрицу, где рассматриваются варианты ответов экспертов
Таблица 1
Варианты ответов экспертов по основным вопросам.
| Вопросы Эксперты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | P | Q | s2 | 
| I | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,83 | 0,17 | 0,14 | 
| II | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,83 | 0,17 | 0,14 | 
| III | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,17 | 0,83 | 0,14 | 
| IV | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,17 | 0,83 | 0,14 | 
| V | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0,33 | 0,67 | 0,22 | 
| VI | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0,50 | 0,50 | 0,25 | 
| VII | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0,83 | 0,17 | 0,14 | 
| VIII | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0,67 | 0,33 | 0,22 | 
Вопросы в анкете являются альтернативного характера. Поэтому используем элементы дисперсионного характера.
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов:
P = M / N
где М – число единиц (положительные ответы)
N – Общее число параметров.
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов:
Q = L / N
где L – число нулей (отрицательные ответы).
P + Q = 1
Дисперсия, характеризующая отклонение средней величины определяется:
s2 = P . Q
Проведем классификацию ответов экспертов, используя принципы таксономии. Для этого определяем коэффициент близости между ответами. Воспользуемся формулой Роджерса и Танимото.
где
- – число совпадающих единиц между сравниваемыми рядами
число всех единиц в i-том сравниваемом ряду;
число всех единиц в j-том сравниваемом ряду.
Сравнивается первый ряд последовательно со всеми остальными, заполняется первая строка матрицы, затем вторая строка со всеми остальными и т.д.
Для наглядности рассмотрим расчет нескольких коэффициентов.
и т.д.
Таблица 2
Определение коэффициентов близости между ответами экспертов
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VII | |
| I | - | 0,67 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,67 | 0,8 | 
| II | 0,67 | - | 0,2 | 0 | 0,17 | 0,6 | 0,67 | 0,5 | 
| III | 0,2 | 0,2 | - | 0 | 0 | 0,33 | 0 | 0,25 | 
| IV | 0,2 | 0 | 0 | - | 0,5 | 0 | 0,2 | 0,25 | 
| V | 0,4 | 0,17 | 0 | 0,5 | - | 0 | 0,4 | 0,4 | 
| VI | 0,6 | 0,6 | 0,33 | 0 | 0 | - | 0,33 | 0,4 | 
| VII | 0,67 | 0,67 | 0 | 0,2 | 0,4 | 0,33 | - | 0,5 | 
| VIII | 0,8 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | - | 
Для обработки этой матрицы существуют разные алгоритмы. Возьмем простейший – метод графов. (Рисунок 1)
Эти данные позволяют построить следующий график:
Ознакомившись с прогнозной документацией, эксперты предложили свои варианты расчетов, основываясь на благоприятном (Kmin) и неблагоприятном (Kmax) прогнозах. Результаты их прогнозов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Варианты прогнозов дополнительных затрат
| Эксперты | Значения характеристик дополнительных капиталовложений (млрд. руб.) | |
| Вариант 1 (Kmin) | Вариант 2 (Kmax) | |
| I | 0,8 | 1.0 | 
| II | 1,0 | 1,1 | 
| III | 0.9 | 1,0 | 
| IV | 0.6 | 0.8 | 
| V | 0.7 | 1,0 | 
| VI | 1,1 | 1.2 | 
| VII | 1,0 | 1.2 | 
| VIII | 1,1 | 1,2 | 
Проведем анализ полученных 
данных, определим меры близости мнений 
экспертов. Результаты расчетов представлены 
в матрице коэффициентов 
Таблица 3
Коэффициенты близости мнений экспертов
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
| I | - | 0,22 | 0,1 | 0,28 | 0,1 | 0,76 | 0,28 | 0,36 | 
| II | 0,22 | - | 0,5 | 0,32 | 0,32 | 0,14 | 0,1 | 0,14 | 
| III | 0,1 | 0,14 | - | 0,36 | 0,2 | 0,28 | 0,22 | 0,28 | 
| IV | 0,28 | 0,5 | 0,36 | - | 0,22 | 0,64 | 0,57 | 0,64 | 
| V | 0,1 | 0,32 | 0,2 | 0,22 | - | 0,45 | 0,36 | 0,45 | 
| VI | 0,36 | 0,14 | 0,28 | 0,64 | 0,45 | - | 0,1 | 0 | 
| VII | 0,28 | 0,1 | 0,22 | 0,57 | 0,36 | 0,1 | - | 0,1 | 
| VIII | 0,36 | 0,14 | 0,28 | 0,64 | 0,45 | 0 | 0,1 | - | 
Обработка матрицы производится аналогично обработке матрицы (табл. 2). Получается граф, с помощью которого строятся таксоны, изображенные на графике ниже. По оси ординат указываются значения дополнительных капиталовложений, а по оси абсцисс – коэффициенты близости мнений экспертов.
IX. Принятие решения
В результате проведенных исследований было выяснено, что по основным вопросам мнения относительно близки у всех экспертов.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что выбранный мной вариант выхода из сложившейся ситуации будет оптимален и поддержан большинством экспертов.
Таким образом, по моему мнению, заводу необходимо проводить техническое перевооружение и диверсификацию производства. Средства для необходимой модернизации следует брать из нескольких источников.
Для осуществления этого решения понадобиться взаимодействие всех структурных единиц предприятия, собранность и готовность персонала, внимательность руководителей.
Удержание позиций МШЗ на российском рынке позволит не только поддержать спрос на отечественную продукцию, но и позволит сохранить множество рабочих мест. Это позволит поддержать экономику страны и развивать социальную среду.
Список литературы