«Лидерство в предприятии» на примере ООО «КМ Ладожский» компания «Феникс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема лидерства, влияния и власти будет актуальна во все времена. Вопросам лидерства уделяется повышенное внимание во всех организациях. Этой теме посвящено огромное количество книг, статей и исследований.
Моя работа на тему: «ЛИДЕРСТВО В ПРЕДПРИЯТИИ» как будущему специалисту очень важна. Я постараюсь максимально полно раскрыть ее. Все свои выводы опишу в заключении.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы лидерства
1.1 Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией
1.3 Подходы к изучению лидерства
1.4 Стили управления
2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства компанией «Феникс»
2.1 Организация исследования
2.2 Стиль управления, используемый в компании «Феникс».
2.3 Исследование лидерских качеств сотрудников компании «Феникс».
и анализ результатов
2. Новое в теориях лидерства
3.1 Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства)
3.2 Концепция харизматического лидерства
3.3 Преобразующее лидерство или лидерство для изменений.
Заключение
Список Литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Лидерство в предприятии.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности

 

 

Влияние стилей управления на эффективность работы групп в  течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем

 

Таблица 2 Содержание трех стилей руководства

 

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

 

Личное установление целей и выбор средств их достижения

 

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

 

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

 

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ГЛава 2 Исследование влияния выраженности лидерских  качеств на выбор стиля руководства компанией «ФЕНИКС»

 

Очевидно, профессионально важные качества руководителя – это личностные характеристики, котрые обеспечивают максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любой управленческой деятельности, является весьма актуальной, так как ее исследование позволяет значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования нормальной структуры личности руководителя.

В настоящее время  проблема изучения лидерских качеств вызывает не только научный, но и практический интерес. С целью оценки профессионально важных качеств руководителей используются разные методы, в частности экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения. Я же для выявления индивидуально-психологических и личностных особенностей сотрудников компании «Феникс», воспользовалась психологическим тестированием.

 Организация исследования. 2.1

В практической части  данной курсовой работы для исследования влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией я выбрала компанию «Феникс» ООО «КМ Ладожский».

Миссией этого предприятия является реализация компьютерной техники и комплектующих, периферийных устройств и расходных материалов к ним, а также оказание услуг по обслуживанию и ремонту персональных компьютеров.

Сначала я выяснила, что  для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать компанию устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности компании используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.

Организационная структура компании «Феникс» линейно-функциональная рис.7 Она имеет ряд достоинств: высокая надежность и гарантия исполнения, т.к. осуществляется одновременный контроль со стороны нескольких руководящих лиц.

При данной организации  существует непосредственная связь, исключающая  вышестоящее руководство, между подразделениями. Например, отдел маркетинга может напрямую взаимодействовать с отделом закупок, разрабатывая определенные маркетинговые программы.

При такой структуре управления у каждого функционального подразделения существует свой руководитель.

На мой взгляд, грамотный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.

 

 

 

 

 

 

  рис 7 Организационная структура ООО «КМ Ладожский» компания «Феникс».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность персонала ООО «КМ Ладожский» компания «Феникс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стиль управления, используемый в компании «Феникс».

Для определения стиля  руководства, применяемого директором компании «Феникс» воспользуемся концепцией Блэйка и Мутона.

Побеседовав с работниками, я сделала следующие выводы: руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива за счет отдыха и  корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.

Директор внимательно  выслушивает мнение каждого работника  относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.

Пользуясь «управленческой  решеткой» из этого следует, что  стиль руководства генерального директора относится к типу 5.5 организация (производственно-социальное управление).

Руководитель достигает  приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело, сочетает заботу о людях с заботой, о производстве. Такой руководитель считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Исследование лидерских качеств  и анализ результатов опрошенного персонала ООО «КМ Ладожский» компании «Феникс».

Как мы уже выяснили, существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д.

Для определения, является ли генеральный директор организации  лидером, или он имеет это звание только формально, было проведено тестирование «Администратор или лидер?» (Приложение 1) В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно  их продумать и выразить степень согласия с каждым  из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 – полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей.4

Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный  директор набрал 73 балла, по шкале администратора – 42 балла. Это значит, что примерно на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными.

По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и  управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:

1 тип: Человек-иголка

Характерным для этого  руководителя является то, что его  мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто меняются из-за того, что внезапно возникают другие срочные дела. Компетенция и эффективность сотрудников оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем мелкие задачи в тот момент, когда о них спрашивают. Вклад сотрудников большей частью используется для того, чтобы участвовать в решении «горящих» задач начальника.

2 тип: Человек-ветвь

Этот тип руководителя выделят время для решения важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково оценивают степень важности задач и дел.

В данном случае по результатам  собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько рекомендаций.

Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние  обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.

Так же, был проведено  тестирование для определения уровня лидерских способностей руководителей по методике «Лидер» (приложение 2) . В тесте было предложено 15 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.

При ответе на вопрос тестируемый  получает балл только за вариант («а»  или «б») в левой колонке.

Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов – лидерство  выражено слабо.

26-35 баллов – средняя  выраженность лидерства.

36-40 баллов – лидерство  выражено в сильной степени.

свыше 40 баллов – склонность к диктату.5

Руководитель набрал 32 балла, что говорит о средней выраженности его лидерских способностей.

На самом деле он работает в хорошей организации, но все же нельзя забывать о том, что для стабильного успеха ему нужно постоянно совершенствовать методы руководства и деятельности подчиненных, развивать собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность;  поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.

Я думаю, что для более успешной работы предприятия и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, которые рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.

  1. выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
  2. развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
  3. обеспечение  доброжелательности в отношениях с членами группы, культура общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
  4. приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

Лидеров всегда можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем.

Я провела исследование лидерских качеств и стилей руководства также среди 10 менеджеров компании «Феникс», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами и т.д. Средний возраст опрошенных  30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе.

Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 2) . Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 15 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 5

Информация о работе «Лидерство в предприятии» на примере ООО «КМ Ладожский» компания «Феникс»