Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

Почему ювенальная юстиция отклоняется  от общих процессуальных канонов  и несмотря на это считается эффективной? Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать  жестоким и несправедливым. Такая  оценка касается нескольких эпох жизни  человека - от античного мира и средневековья  до середины 19 века.

Меч правосудия был по отношению  к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:

- В юриспруденции тех времен  не существовало правового понятия  детства как особо защищаемого  периода жизни человека;

- Как следствие этого, в правовых  актах не обнаруживается юридических  правил специальной защиты детей  и подростков в суде, после  освобождения из них. Можно  даже предположить, что юристов  древности, средневековья и раннего  "капитализма" дети-преступники  как самостоятельная демографическая  группа не интересовали.

Соответственно жестокость суда к  несовершеннолетним проявлялась в  том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении  приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.

И все же нельзя утверждать категорически  и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья  и тем более законодательство 18-19 вв. вообще не оставило нам никаких  юридических свидетельств того, что  существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.

В Дигестах императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный "О лицах, недостигших 25 лет". В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория: "Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор обещал помощь и защиту против обмана…".

Далее идет по тексту эдикта, из которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь главным образом идет о сделках с имуществом. В титуле 4 есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. "И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он умышленно совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается". Там же.

Римское право оставило нам еще  одно свидетельство защиты детей  государством - это доктрина государства-отца (parens patriae). Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз.

Если говорить о том, что нам  оставил античный мир и средневековье  о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это  перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей  и подростков.

Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.

В законах 12 таблиц был впервые  сформирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом  к несовершеннолетним и в некоторых  последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В законах 12 таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий:

- Когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;

- Когда сам преступный акт  не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного  времени был распространен в  странах, воспринявших римское право.

Жестокость, игнорирование детства  как естественного состояния  человеческой личности более всего  характерно для средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи  преступности несовершеннолетних Морис  и Энрике Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, которые применялись к взрослым преступникам.

И хотя во многих законодательных  актах того времени ("Швабское зеркало" - сборник германских законов 12 века; "Каролина" - уголовно-судебное уложение короля Карла 5, 16 век) нашло отражение  упомянутого прощения наказания, в  самих законах были оговорки, позволяющие  этот принцип обойти.

Дальнейшее развитие уголовного права  и правосудия давало все больше отклонений от принципа прощения наказания, когда  речь шла о несовершеннолетних. Это  было отражением мрачной эпохи средневекового правосудия.

Дальнейшее развитие восстановительного правосудия (ювенальной юстиции) прочно связано с 19 веком, а точнее с его  второй половиной, которая ознаменовала собой постепенное, но неукоснительное  изменение указанного традиционного  отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим  был особый импульс, чтобы стало  ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с  детской и юношеской преступностью  обречена на неуспех.

Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце 19 века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни  общества. Европа конца 19-начала 20 вв. была буквально наводнена толпами  юных бродяг и правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью  можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.

2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании "Закона о детях  покинутых, беспризорных и преступных  и о присмотре за ними" был  утвержден первый в мире суд  по делам несовершеннолетних. Принятие  Закона и создание ювенального  суда было инициировано женщинами-реформаторами  Люси Флауер из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации "Халл Хауз", обществом патроната ( Visitation and Aid Society). Необходимо отметить, что название Закона точно отражает переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, который произошел в конце 19 века.

Создание чикагского суда по делам  несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала 20 века, но сразу  обнаружило неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция  возникла не во всех странах. Четко  обозначились два варианта:

Автономные суды, не связанные с  общим судом;

Состав общего суда, получивший функции  рассмотрения дел о несовершеннолетних;

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды по делам несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой  судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали  в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя  в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства  и права РАН Эвелины Мельниковой "российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей "детские суды" отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних".

В России функции судьи по делам  несовершеннолетних осуществлял специальный  мировой судья. К его компетенции  относились дела о преступлениях  несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции "детского суда". Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как "орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".

Позднее, в 1913г., в компетенцию "детского суда" были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу  его гражданского и опекунского  судопроизводства.

Необходимо также проанализировать длительный послереволюционный период российской ювенальной юстиции (1917-1959гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

Автономная российская юстиция  перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918г. и были продолжены через два года после этого - в марте 1920г.

Декрет от 17 января 1918г. "О комиссиях  о несовершеннолетних" внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил  тюремное заключение и суды для них.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных  комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата  общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения  и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенцию комиссий входило  освобождение несовершеннолетних от ответственности  или направление их в одно из "убежищ" Наркомата, сообразно характеру  содеянного.

30 июля 1920г. была опубликована  разработанная Инструкция "О работе  комиссии о несовершеннолетних". Это медико-психологический и  педагогический документ, определяющий  деятельность комиссий, отражал  общую ориентацию уголовной политики  в отношении несовершеннолетних.

Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие  прессы, но было запрещено публиковать  фамилии несовершеннолетних.

Как показывает анализ, к середине 20-х годов, в ходе поиска оптимальных  решений для борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, в России были заложены основы новой, гуманистической  воспитательно-профилактической системы, способной даже в условиях экономической  разрухи, политической и социальной нестабильности достаточно эффективно решать задачи охраны прав и законных интересов детей, реально снижать  общественную опасность их противоправного  поведения. Законодательные установки на максимально возможное изъятие несовершеннолетних из сферы уголовной юстиции и замену карательных мер мерами воспитательного воздействия в сочетании с социологическим объяснением преступности привели к существенной гуманизации уголовно-правовой политики и практики предупреждения преступности несовершеннолетних.

Преимущественное участие не юристов  в заседаниях и в принятии решений  о судьбе несовершеннолетних снижало  юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходится с сожалением отметить, что этот изъян оказался живучим  и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков сохранился до наших дней.

В то время реалии жизни заставили  вскоре вспомнить о судах. Ведь подростки  совершали не только малозначительные поступки, но и вполне серьезные  и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

Имеющаяся статистика показывает, что  более чем половине несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних (которые рассматривали до 90% дел  о преступлениях несовершеннолетних) назначались меры, не связанные с  изоляцией от привычного социального  окружения, 5 - 6% назначались воспитательные меры, связанные с помещением в  специальное учреждение, только 10 - 12% дел несовершеннолетних передавались в суд. Однако, несмотря на предпринимаемые  усилия, удельный вес несовершеннолетних среди осужденных в двадцатые  годы прошлого столетия постоянно возрастал. Так, в 1919 году он составил 0,7%, в 1920 - 0,8%, 1921 - 1,0%, 1922 - 1,4%, 1923 - 1,3%, 1924 - 1,6%, 1925 - 2,1%.

В феврале 1920г. был разработан и  внесен на рассмотрение правительства  проект декрета "О суде над несовершеннолетними". Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г.

В отличие от декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу дел  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность  применить к ним медико-педагогические меры.

В инструкции Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления.

Наиболее важным, по мнению автора, является то обстоятельство, что именно в этот период впервые в отечественном  законодательстве были систематизированы  и детально разработаны уголовно-правовые принудительные меры, имеющие воспитательный (медико-педагогический) характер:

- беседа;

- разъяснение;

- замечание;

- внушение;

- оставление на свободе под  присмотром родителей (родственников,  обследователей);

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации