Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существуют примеры  создания ряда органов, заменяющих формальные суды и уполномоченных рассматривать  дела подростков, которые совершили  не слишком серьезные правонарушения и признались в их совершении.

Это, например, хорошо известная система "слушаний по делам детей" в  Шотландии. На сходных мотивах основана новозеландская инициатива в отношении  детей 10-13 лет - система групповых  семейных консультаций, к которой  прибегают в том числе в тех случаях, когда количество, характер и масштаб совершенных ребенком правонарушений вызывают серьезное беспокойство о его благополучии. В 1991 г. в Вага-Ваге, Австралия, была организована, по-видимому, довольно эффективная "Программа предупреждения несовершеннолетних", в соответствии с которой полиция направляет дела большинства малолетних правонарушителей на разбирательство с помощью посредников, при котором присутствуют пострадавшие, сам нарушитель и его родители, социальные работники и сотрудники правоохранительных органов. Координатор старается помочь всем прийти к согласию относительно решения по делу и возмещения ущерба, оформляет достигнутое соглашение и определяет дальнейшие меры по обеспечению его соблюдения.

С той же целью все большее  внимание сейчас уделяется возрождению  традиционных методов разрешения конфликтов между правонарушителем и потерпевшим  при обеспечении соблюдения принципов  правосудия в отношении несовершеннолетних.

Например, на Филиппинах существует система  посредничества, направленная на дружественное  урегулирование конфликта путем  максимального использования системы  отправления правосудия в деревенской  общине. Социальный работник выступает  в качестве посредника от имени несовершеннолетнего  правонарушителя, который может  быть передан на поруки родителям  или ответственному члену общины под надзором Департамента социального  обеспечения и развития. Система  социального обеспечения широко задействована и в странах Латинской Америки.

В Южной Африке, где сейчас происходит фундаментальная переоценка целей  и структуры правосудия в отношении  несовершеннолетних, возник целый ряд  новаторских программ. В Претории был начат экспериментальный  проект групповых семейных советов, в основу которого положена доколониальная практика общинных советов под руководством старейшин, которые созывались в случае правонарушений для примирения сторон и урегулирования вопроса о компенсации. Один такой "совет", созванный по поводу случая, когда один подросток ударил другого ножом, дает особенно яркий пример работы данной инициативы. В этом случае семьи обоих мальчиков договорились, что семья правонарушителя оплатит лечение потерпевшего и купит ему новую рубашку взамен порванной. Эта новая рубашка будет вручена за праздничным столом в доме правонарушителя, где для общей трапезы будет приготовлен цыпленок.

Разумеется, не следует считать, что  использование традиционных обычаев  автоматически гарантирует позитивные результаты. Эти обычаи отнюдь не всегда соответствуют букве и духу "Конвенции", что видно на примере особенно тревожного сообщения из Бангладеш, где в мае 1994 г. деревенский совет (салиш) приговорил 13-летнюю девочку к публичному нанесению 101 удара плетью за то, что ее изнасиловали.

В Эр-Риядских "Руководящих принципах" предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике несовершеннолетней преступности:

- первый уровень профилактики, т.е. общие меры по обеспечению  социальной справедливости и  равенства возможностей, что, в  свою очередь, содействует устранению  таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы  маргинализации;

- второй уровень профилактики, т.е. меры по оказанию помощи  детям, относящимся к группам  повышенного риска, например тем,  чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;

- третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать  ненужного контакта с формальной  системой правосудия, а также  меры по предупреждению повторных  правонарушений.

Такая классификация свидетельствует  о наличии явной связи между  понятием "профилактики" и понятием "реинтеграции".

Реинтеграция является заявленной целью системы правосудия в отношении несовершеннолетних в целом. Весьма часто под этим словом (или другими подобными терминами, например, "реабилитация") понимают простое содействие возвращению правонарушителя в общество. Целесообразнее рассматривать реинтеграцию как процесс, пытающийся "начать с исходной позиции", т.е., исходя из того, что данный ребенок относится к группе повышенного риска в смысле возможных правонарушений, начать применять и к нему лично, и на уровне семьи или общины такие меры, которые способны свести этот риск к минимуму. Следовательно, если конечной целью ряда конкретных мер (более подробно изложенных в международных документах, не обладающих обязательной силой), таких как профессиональная подготовка, консультации, условное освобождение и центры промежуточной реабилитации, должна быть реинтеграция, то между этими мерами и теми, целью которых является профилактика правонарушений на всех трех уровнях, существует большое сходство.

В правиле 1.3 "Пекинских правил" отмечается необходимость "позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию  всех возможных ресурсов, включая  семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью  содействия благополучию подростка  с тем, чтобы сократить необходимость  вмешательства со стороны закона...".

Резолюция № 1989/66 ЭКОСОС тоже непосредственно  затрагивает эту сторону явления, обращаясь к Генеральному секретарю  ООН с просьбой "обеспечить в  системе Организации Объединенных Наций эффективную взаимоувязку программ, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних на основе "Пекинских правил", с программами, которые касаются ситуаций "социального риска", особенно таких, как наркомания среди молодежи, жестокое обращение с детьми, торговля детьми и их перемещение, детская проституция и безнадзорность".

Если взять конкретно европейские  страны с "переходной" экономикой, то там рост преступности среди несовершеннолетних связывается не только с "прекращением социальных и политических репрессий, а также подрывом общественного  порядка и ухудшением экономического положения", но и с "недостаточной  социальной поддержкой несовершеннолетних в важный для них переходный период жизни между школой и работой  и с семейным неблагополучием". В других странах укрепление семьи и содействие приобретению родительских навыков тоже считаются важными элементами профилактики преступности.

В Конвенции о правах ребенка  нет прямого упоминания о профилактике детской преступности, однако многие считают, что осуществление этого  международного договора во всей полноте  является наилучшим и наиболее фундаментальным  решением данной проблемы. По существу, в Эр-Риядских "Руководящих принципах", в качестве основных компонентов первого и второго уровней профилактики, а также, возможно, в меньшей степени, профилактики третьего уровня, отражены многие права, изложенные в "Конвенции". Так, например, нормальный жизненный уровень и доступ к образовательной системе, прививающей детям положительные ценности, являются одновременно и правами ребенка (в "Конвенции"), и элементами первого уровня профилактики (в "Руководящих принципах").

Что касается второго уровня профилактики, то в этом отношении оба документа  основаны на концепции первоочередной обязанности семьи обеспечивать благополучие, защиту и воспитание ребенка, что подкреплено обязательствами подписавших "Конвенцию" стран помогать семье в выполнении этой роли и в то же время вмешиваться в тех случаях, когда родители явно не желают или не способны взять на себя эти обязанности. А поощряя принятие в отношении правонарушителя ответных мер, позволяющих избежать обращения к судопроизводству, и устанавливая в качестве главной цели любой такой меры социальную реинтеграцию ребенка, "Конвенция" тем самым отражает задачи третьего уровня профилактики, как они изложены в "Руководящих принципах".

Следствием такого однородного  подхода, безусловно, должно быть максимальное развитие инициатив, поддерживаемых общиной  и направленных на семью. Это - задача не для специалистов в области  правосудия в отношении несовершеннолетних, а для широкого круга государственных  и общественных организаций, обладающих полномочиями в данной области. Несомненно, отчасти по причине широты этой задачи, обязанности соответствующих организаций  до сих пор не определены, а действия - бессистемны. Так что профилактика и реинтеграция в полном смысле этого слова все ещё остаются самыми слабыми звеньями в цепи мероприятий по совершенствованию системы правосудия в отношении несовершеннолетних.

Политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактику. А профилактические меры нельзя - невозможно - осуществлять в вакууме. Тем не менее, большая  часть профилактической работы - это  программы на уровне микрорайонов и  местных общин, никак не влияющие на те известные внешние факторы, которые создают или питают благоприятную почву для несовершеннолетней преступности. Хуже того, отсутствие эффективной профилактики вообще значительно снижает наши шансы на создание системы правосудия в отношении несовершеннолетних, достойной этого названия.

На практике усилия по профилактике молодежной преступности буквально  идентичны соблюдению и защите прав ребенка, которые провозглашает "Конвенция". В этом нет ничего удивительного, однако на это редко обращают внимание. Кроме того, все ещё продолжаются споры - часто несмотря на документальные данные - об условиях, которые хотя и  не являются в полном смысле причиной правонарушений, но по меньшей мере повышают их вероятность. Так, например, бедность - и абсолютная, и относительная - в некоторых кругах все ещё не считается фактором, стимулирующим преступность, несмотря на то, что в Эр-Риядских "Руководящих принципах" она официально признана таким фактором на международном уровне.

Подобным спорам можно положить конец, если подход к реализации "Руководящих  принципов" тесно связать с  осуществлением прав ребенка. Увязывание положений "Руководящих принципов" с обязательствами по "Конвенции" поможет не только усилить действенность  профилактических мер, но и вернуть  в центр внимания как эту проблему, так и сами повсеместно игнорируемые "Принципы", которыми часто незаслуженно пренебрегают, считая их слишком расплывчатыми и нереальными.

Такой подход позволяет разрабатывать  программы и политику на всех уровнях  в самых разных областях - от общественного  здравоохранения и образования  до службы поддержки семьи. При этом следует значительно активнее учитывать  их потенциальный вклад в профилактику несовершеннолетней преступности. Тогда мы сможем радикально изменить сегодняшнее положение вещей, при котором профилактика в основном ограничивается изолированными инициативами и отдельными правозащитными мерами, исходящими исключительно от работников сферы "правосудия в отношении несовершеннолетних".

Весьма важным документом регулирующим правовое положение ребёнка в системе уголовного правосудия являются Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия были разработаны группой экспертов, совещание которой проходило в 1997 году в Вене, с целью оказания помощи государством в осуществлении положений Конвенции о правах ребёнка, Пекинских правил, Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, а также Эр-Риядских руководящих принципов.

Хотя в Руководящих принципах  чётко указывается, что ответственность  за выполнение Конвенции о правах ребёнка лежит на государствах-участниках (руководящий принцип 6), подчёркивает, что важнейшую роль в обеспечении  эффективного выполнения Руководящих  принципов играет совершенствование  сотрудничества между правительствами, учреждениями системы Организации  Объединенных Наций и членами  гражданского общества.

Руководящие принципы в отношении  действий состоят из следующих разделов: меры общего применения; конкретные цели; меры, которые должны быть приняты  на международном уровне; механизмы  для осуществления проектов консультативных  услуг и оказания помощи; дальнейшие соображения по осуществлению национальных проектов, а также планы в отношении  детей-жертв и детей-свидетелей. В Руководящих принципах подчёркивается также следующее: важность ориентации на основе прав; целостный подход к выполнению; интеграции услуг на междисциплинарной основе; равноправное применение и доступность для наиболее нуждающихся; отчётность и транспарентность всех действий; предупреждающие действия на основе эффективных профилактических и корректировочных мер; а также использование соответствующих (людских, организационных, технических, финансовых) ресурсов и информации.

В руководящих принципах подчёркивается важность принципа недискриминации, включая учёт особенностей полов; защиты наилучших интересов ребёнка; права на жизнь, выживание и здоровое развитие; а также обязанности государств уважать взгляды ребёнка. В Руководящих принципах указывается также на необходимость развития партнёрских отношении между правительствами, органами системы Организации Объединенных Наций, неправительственными организациями, профессиональными объединениями, средствами массовой информации, академическими учреждениями, детьми и другими членами гражданского общества.

4. История становления ювенальной юстиции

Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его  сущности и перспектив развития. Это  особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания ее истории очень  трудно почувствовать ее специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла?

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации