Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.
Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.

Содержание работы

Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления 3
Школа научного управления. Фредерик Тейлор, Генри Форд 6
Классическая школа управления. А.Файоль, Д.Муни, Л.Урвин 8
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Мери Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахм Маслоу 12
Источники информации 15

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

План 

 

  1. Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления                                                                                     3
  2. Школа научного управления. Фредерик Тейлор, Генри Форд       6
  3. Классическая школа управления. А.Файоль, Д.Муни, Л.Урвин    8
  4. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Мери Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахм Маслоу                                                      12

Источники информации                                                                             15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления.

 

История управленческой мысли  уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.

Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.

 Хотя организации существуют  почти столько же, сколько существует  мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как заработать больше денег, приобрести политическую власть, но не то, как управлять.

 Неосознанные поиски  теоретических подходов к управлению  начались в эпоху становления  капитализма, причем тон в них  задавали философы.

 Прежде всего, они  попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает  их к активным действиям? Англичанин  Томас Гоббс в 1651 г. и его  соотечественник Джеймс Стюарт  в 1767 г. доказывали, что основной  мотив человеческого поведения  заключается в стремлении к  власти. Еще один английский философ  Иеремия Бентам в книге «Введение  в принципы морали и законодательства»  отстаивал точку зрения, что мотивами  человеческого поведения являются  польза и удовлетворение.

 Исследования проблемы  мотивации действий продолжил  в начале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.

 Англичанин Ричард  Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации.

 Широкомасштабный социальный  эксперимент в области управления  провел в 1800—1828 гг. английский  ученый Роберт Оуэн, бывший в  тот период управляющим ряда  прядильных фабрик.

 Важный шаг в развитии  теории и практики управления  был сделан изобретателем первой  вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты своих исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая стала первой в мире публикацией в области научного управления. Но научное управление как целостная система сложилось только в XX в.

Выделяют три предпосылки  становления менеджмента:

  1. Развитие и становление капиталистического способа хозяйствования;

Выделяют две стадии формирования капитализма 

1. становление  рыночной  системы домонополистического  капитализма;

2. стадия  монополистического  капитализма;

 На  первой стадии  мы не можем говорить о крупных  мануфактурах как о монополиях. По той причине, что они в  то время носили рассеянный, а  не концентрированный характер, все работники не собирались  непосредственно на одной территории, однако рост сложности и масштабов  производства способствовал сбору  работников на одной территории  для осуществления процесса производства. Вторая стадия монополистического капитализма стала непосредственным фундаментом, на котором возникли крупные промышленные монополии или корпорации.

  1. Становление индустриальной системы производства и индустриализация;

Промышленная революция - это переход от преимущественно  аграрной экономики к индустриальному  производству, в результате которого происходит трансформация аграрного  общества в индустриальное.

Промышленная революция  связана не просто с началом массового  применения машин, но с изменением всей структуры общества. Важнейшим условием свершения промышленного переворота в Англии явилась аграрная революция  и уничтожению класса крестьян. Новая  группа людей -промышленников, или промышленных капиталистов - пришла на смену торговцам, став доминирующей силой в деловых кругах. Далее произошло накопление капитала, крупный капитал сконцентрировался в руках небольшого количества людей.

Промышленная революция  сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом  экономического роста (до этого экономический  рост, как правило, был заметен  лишь в масштабах столетий), исторически  быстрым увеличением жизненного уровня населения. Фактически промышленная революция позволила в течение  всего лишь 3-5 поколений перейти  от аграрного общества (где большинство  населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

  1. Корпоратизация экономики.

Появление промышленных монополий  связано с процессом массового  производства. Это третья предпосылка  появления системы управления. С  ней связывают непосредственно  возникновение системы управления производством.

 

  1. Школа научного управления. Фредерик Тейлор, Генри Форд.

 

Одной из первых теоретических  школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала так называемая классическая школа научного управления. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими  словами, ориентация всех структурных  единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.

Основоположником классической теории научного управления считают  американского инженера и ученого  Ф.У. Тейлора, именем которого названо  направление в теории организаций - тейлоризм. Лозунгами этого направления  стали: координация, интеграция и контроль.

Последователи тейлоризма обращали особое внимание на проблему рабочих, решение которой заключалось  в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы  вознаграждения путем внедрения  сдельной оплаты труда и в обеспечении  безопасности труда.

Основными принципами тейлоризма считают:

- применение научного подхода к каждому элементу деятельности любого члена организации, поиск наиболее рациональных, оптимальных способов совершения производственных операций;

- научно обоснованный подбор и обучение работников;

- взаимодействие между управляющими и рабочими, которое проявляется прежде всего в обоснованном вознаграждении за труд на базе сдельной системы оплаты труда.

Тейлор признает, что его  подход не содержит каких-либо новых  принципиальных научных положений, и полагает, что теория научного управления собирает все традиционное знание, накопленное предыдущими  поколениями управляющих, и редуцирует его в виде правил, законов, формул. В подходе Тейлора по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям. В рамках этой теории все отклонения от рациональности рассматриваются как нежелательные последствия, ошибки, неточности, которые могут быть устранены на основе расчетов и чисто инженерных решений.

Далеко не все знают, что  Генри Форд, который известен прежде всего как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм».

По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может): необходимо так  организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить  цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:

1) замену ручного труда  машинным,

2) заботу о работниках, заключающуюся в создании благоприятных  условий труда (чистота в цехах,  уют), а также

3) повышение качества  продукции и

4) развитие сети сервисного  обслуживания.

В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции.

 

 

 

 

  1. Классическая школа управления. А.Файоль, Д.Муни, Л.Урвин.

 

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок  времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником  этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в  основном вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители  классической школы занялись разработкой  подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

    • четкое функциональное разделение труда;
    • передача команд и распоряжений сверху вниз;
    • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
    • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации.

Основная идея Д.Муни заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только в таком случае она будет хорошо работать. Причем термин «формальные принципы» понимался им не в узко-прагматическом ключе — как совокупность неких математических абстракций, приложенных к любой ситуации. Будучи опытным практикам инженером, он стремился сконструировать модель организации как конструируют машину, т. е. на основе логически связанных между собой и непротиворечивых принципов.

Согласно подходу Д.Муни, первым и самым важным принципом организации выступает координация. Потенциально она содержит в себе все другие принципы. Если произвести логическую развертку принципа координации, то окажется, что он включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последний же выражает предписание каждому члену организации того или иного круга обязанностей, а значит, определяет место и функцию индивида в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет 1) процесс (scalar) и 2) результат, или функционал. Точно так же расшифровываются и остальные принципы, подчиненные принципу координации.

Подход Урвика состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Урвика перечисляет 29 принципов управления.

 Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не  самую главную роль, в концепции Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает Урвик.

Второй важный элемент  эффективной администрации —  принцип единоначалия, который иначе  называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает  с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. Если один исполнитель получает непротиворечивые, т. е. совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного нет.

Принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой:

Информация о работе Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления