Эволюция проблем производства и эволюция систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи

Содержание работы

Введение 3
1. Эволюция проблем производства и эволюция систем управления: переход к стратегическому менеджменту…………………………………………………….. 5
2. Содержание основных
понятий, характеризующих эволюцию систем управления……………………… 8
3. Система стратегий и их классификация. Пирамида стратегий Томпсона – Стрикленда. Краткая характеристика цепочки стратегий: общая стратегия – корпоративная стратегия – деловая (конкурентная) стратегия – функциональные стратегии – операционные стратегии…………………………………………….. 11
4. Оценка нестабильности внешней среды и выбор системы управления фирмой.
4.1. Оценка применяемой стратегии………………………………………………16
4.2. SWOT-анализ…………………………………………………………………...16
4.3. Стратегический стоимостной анализ…………………………………………17
4.4. Оценка силы конкурентной позиции фирмы………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

кр стр. мн-т.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Контрольная работа

Вариант №1

по дисциплине «Стратегический  менеджмент»

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса 

 «Менеджмент организации»

 

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

Содержание

Введение 3

1. Эволюция проблем  производства и эволюция систем  управления: переход к стратегическому  менеджменту…………………………………………………….. 5

 

2. Содержание основных

понятий, характеризующих  эволюцию систем управления……………………… 8

 

3. Система стратегий  и их классификация. Пирамида  стратегий Томпсона – Стрикленда. Краткая характеристика цепочки  стратегий: общая стратегия –  корпоративная стратегия – деловая  (конкурентная) стратегия – функциональные  стратегии – операционные стратегии…………………………………………….. 11

4. Оценка нестабильности  внешней среды и выбор системы  управления фирмой.

4.1. Оценка применяемой стратегии………………………………………………16

4.2. SWOT-анализ…………………………………………………………………...16

4.3. Стратегический стоимостной  анализ…………………………………………17

4.4. Оценка силы конкурентной  позиции фирмы………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………… 20

 

Список использованных источников…………………………………………….. 22

Введение

 

Стратегический менеджмент, или стратегическое планирование (в  последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится в системе наук об управлении. Когда говорят о менеджменте, имеется ввиду только определенная сфера управления – управление организацией или ее частями – отдельными процессами, либо участками.

Сама дисциплина появилась как обобщение практических приемов и таковой в значительной мере и остается. Это не означает, что сама дисциплина и ее инструментарий не развиваются. Сам уже отмеченный характер стратегического менеджмента предполагает непрерывное осмысление практики менеджмента фирмы и совершенствование его стратегического инструментария.

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться  после выхода книги Ричарда Румелта  «Стратегия, структура и результаты»  в 1974году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.

Объекты, с которыми имеет  дело стратегический менеджмент, - это  предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и характера бизнеса, которыми они занимаются. 

Стратегическое планирование (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического  планирования, которое составляет его  сущностную основу.

Цель данной работы состоит  в том, что бы рассмотреть и  научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.

Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно  кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи.

Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.

 

1. Эволюция  проблем производства и эволюция  систем управления: переход к  стратегическому менеджменту. 

Переход организаций  к использованию системы стратегического  управления связан с необходимостью решения проблем развития производства, которые заключаются в следующем. Глобализация экономики привела к большей открытости национальных рынков, проникновению на них лидеров мирового бизнеса и необходимости конкурировать даже на локальных рынках с мировыми производителями. Конкуренция капиталов, товаров, услуг, рабочей силы стала глобальной.

Насыщение товарных рынков усиливает международную конкуренцию, приводит к высоким темпам обновления технологий, сокращению жизненных циклов продуктов, быстрой их смене, росту  затрат на НИОКР и инновации. Происходит опережающий рост производства услуг в сфере здравоохранения, образования, информационных технологий. Доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран возрастает по сравнению с производством товаров.

Информационные и компьютерные технологии управления фирмами требуют обновления компетенций, усиливают связи зависимость фирм от внешней среды.

Эти обстоятельства приводят к необходимости глобальной конкуренции  в неопределенной и нестабильной внешней среде и требуют новой  системы управления фирмой – стратегического менеджмента. Стратегическое управление – это деятельность по разработке целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее конкурентное преимущество в условиях неопределенной и нестабильной внешней среды путем изменения и самой организации, и ее внешней среды.  Стратегическое управление – это процесс разработки и реализации стратегий организации в конкурентных условиях.

Стратегический менеджмент возник в 60 – 70-е годы прошлого века в результате развития систем управления, которое было связано с изменением проблем и условий производства. И. Ансофф предложил выделить три этапа (эпохи) эволюции проблем производства: эпоху массового производства (предложения), эпоху массового сбыта (спроса), постиндустриальную эпоху. Каждая эпоха характеризуется набором основных признаков: состоянием внешней среды, ведущим фактором развития, состоянием самого предприятия (по отношению к внешней среде), господствующей системой управления и другими.

Для эпохи массового  производства характерны следующие основные признаки:

- стабильность внешней  среды;

- «диктат» производителя;

- предприятие как закрытая  от внешней среды система;

- система оперативного, или текущего, планирования.

Для эпохи массового  сбыта наиболее присущи следующие  характеристики:

- динамичная, нестабильная внешняя среда;

- «диктат» покупателя;

- предприятие как частично  открытая система;

- система долгосрочного  планирования.

Для постиндустриальной эпохи свойственны следующие  основные признаки:

- высокая динамичность  и угрожающий характер внешней среды;

- «диктат» качества  жизни;

- предприятие как открытая  система;

- система стратегического  планирования (в начале этапа), а  затем – система стратегического  управления.

Системы (организации) по отношению к внешней среде  могут быть открытыми и закрытыми. В закрытых системах преобладающее значение имеют внутренние проблемы организации. В открытых системах большее значение приобретают проблемы внешней среды, чем внутренней. Фирма как открытая система рассматривается в качестве неразрывной части внешней среды. В этой системе усиливается значение информационных потоков и взаимодействие со всеми элементами микро- и макросреды.

Таким образом, стратегический менеджмент возник в результате развития систем управления организацией. Эволюцию этих систем можно представить в виде четырех этапов, предложенных И. Ансоффом:

- оперативное и текущее  планирование (управление), или управление  на основе контроля за исполнением;

- долгосрочное планирование, или управление на основе экстраполяции;

- стратегическое планирование, или управление на основе предвидения (представляет собой первый этап стратегического управления);

- стратегическое управление, или управление на основе гибких экспертных решений.

Следует иметь в виду, что названные этапы характеризуют  господствующую (главенствующую) в тот или иной период времени систему управления. На каждом последующем этапе развития наряду с господствующей системой управления могут использоваться и предшествующие системы управления: например, стратегическое управление не исключает использования режима оперативного или долгосрочного планирования, которые превращаются в функции управления.

В постиндустриальную эпоху  система управления проходит развитие от стратегического планирования (первый подэтап) к стратегическому управлению (второй подэтап). Это связано с появлением в 80-е годы XX в. принципиально новых условий предпринимательской деятельности: усиление воздействия общественно-политических сил на рыночное поведение фирмы и обратного влияния; ограниченность роста сбыта и ресурсов; переход к новому технологическому базису (укладу), опирающемуся на наукоемкие виды деятельности; изменение характера труда в связи с автоматизацией и информатизацией производства. Система стратегического управления «впитывает» в себя многие черты стратегического планирования и приобретает новые признаки, связанные с адаптацией к изменениям внешней среды.

Периоды начала и окончания  эпох имеют относительный характер, они отличаются в разных странах. Так, стратегическое управление стало  входить в практику американских компаний в конце 60-х годов ХХ века. В фирмах Японии оно возникло намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире.

Стратегический менеджмент как практика и наука управления продолжает развиваться, появляются новые направления, подходы. Г. Минцберг выделяет десять школ стратегического менеджмента, изучающих разные аспекты разработки стратегии: школы дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры, внешней среды, конфигурации. В школе конфигурации сделана попытка объединить все названные школы.

2. Содержание основных

понятий, характеризующих эволюцию систем управления.

Определение основных понятий, терминов, понятийного аппарата является важной задачей любой науки, теории, учебной дисциплины, ибо формирует язык, смысловое содержание, семантику общения специалистов.

В общем виде управление – это деятельность, направленная на достижение определенных целей. Термин «менеджмент» используется иногда как аналог понятия «управление», но не совпадает с ним полностью. Термин «управление» гораздо шире чем «менеджмент», и применяется в разных сферах человеческой деятельности, в живых и неживых системах: например, управление государством, армией, автомобилем, предприятием, управление в технических системах, компьютерных и т. д.

Менеджмент- то управление в организациях коммерческого  и предпринимательского типа (в фирме, корпорации) в условиях рынка. Различая некоторые нюансы понятий «управление» и «менеджмент», будем использовать их как синонимы.

Говоря о  менеджменте и стратегическом управлении, следует иметь в виду прежде всего  организации предпринимательского типа.

Исторически первым объектом управления была фирма, а первой системой управления – оперативное  планирование.

Оперативное планирование – это система управления, которая  играет ведущую роль в стабильной среде и направлена на минимизацию  отклонений от традиционного (запланированного) поведения как внутри организации, так и во внешней среде. Изменения  в такой системе не приветствуются, они ограничиваются, минимизируются, принимаются постфактум, после свершения события, когда необходимость изменения стала явной и настоятельной. Современные фирмы одновременно могут использовать два режима управления: стратегическое и оперативное.

В системе долгосрочного  планирования предполагается, что в  будущем продолжатся тенденции  прошлого периода. Поэтому система  долгосрочного планирования – это  управление на основе экстраполяции, т. е. продления исторически сложившихся  тенденций на будущий период. В этой системе, как правило, предполагается, что в перспективе итоги деятельности фирмы будут лучше, чем в предыдущем периоде.

Долгосрочное  планирование – это система управления организацией на основе учета прошлых  тенденций, по принципу «от прошлого – к будущему». В системе стратегического планирования отсутствует предложение о том, что будущее обязательно продолжит динамику прошлого, т.е. экстраполяция не применяется. В стратегическом планировании прогнозируется состояние внешней среды, анализируется стратегический потенциал компании, ее позиции на рынке, определяются цели и пути их достижения, т.е. стратегии. Стратегическое планирование – это процесс обоснования целей организации и стратегий, мероприятий, направленных на достижение этих целей. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным планированием пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя элементы как внутренней, так и внешней среды: политические, экономические, а так же действия покупателей, конкурентов, поставщиков и т.д. Долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть отражением условий текущей деятельности, а становятся результатом анализа и прогноза изменений во внешней среде фирмы.

Стратегическое  управление как более высокая стадия развития стратегического планирования имеет по сравнению с последним и общие, отличительные черты. Оба вида систем управления основываются на постановке целей, разработке и реализации стратегических решений, направленных на их достижение, с учетом внешней среды. Стратегическое управление – это деятельность по разработке целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее конкурентное преимущество в условиях нестабильной внешней среды путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление – это процесс разработки и реализации стратегий организации в конкурентных условиях.

Информация о работе Эволюция проблем производства и эволюция систем управления