Эволюция подходов в управлении персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 03:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение проблем управления персоналом, их особенностей и возможных путей избегания и решения.
Задачи: рассмотрение сущности управления персоналом; выделение основных проблем, возникающих при найме персонала, организации его труда, обучении и обеспечении развития, управлении кадровым резервом; рассмотрение новой концепции управления, а также управления персоналом в американских и японских компаниях.

Содержание работы

Введение

1
Сущность управления персоналом

1.1
Роль и цели управления персоналом, мотивация персонала

1.2
Персонал организации как объект управления

1.3
Роль руководителя в управлении персоналом. Факторы, влияющие на выбор стиля управления. Виды стилей управления

2
Проблемы управления персоналом в современных компаниях

2.1
Наем, отбор и прием персонала

2.2
Организация труда персонала

2.3
Управление развитием персонала: аттестация, обучение, социальное развитие

2.4
Управление кадровым резервом

3
Эволюция подходов в управлении персоналом организации

3.1
Современная концепция управления персоналом

3.2
Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии

3.3
Управление персоналом в США и Японии


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

1

Сущность управления персоналом

 

1.1

Роль и цели управления персоналом, мотивация персонала

 

1.2

Персонал организации как объект управления

 

1.3

Роль руководителя в управлении персоналом. Факторы, влияющие на выбор  стиля управления. Виды стилей управления

 

2

Проблемы управления персоналом в  современных компаниях

 

2.1

Наем, отбор и прием персонала

 

2.2

Организация труда персонала

 

2.3

Управление развитием персонала: аттестация, обучение, социальное               развитие

 

2.4

Управление кадровым резервом

 

3

Эволюция подходов в управлении персоналом организации

 

3.1

Современная концепция управления персоналом

 

3.2

Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии

 

3.3

Управление персоналом в США  и Японии

 
 

Заключение

 
 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управлять – руководить кем-либо, направлять чью-либо деятельность.

Управление персоналом – целенаправленное воздействие на персонал с целью  наиболее полного использования  его потенциала. Для того, чтобы  использовать потенциал, нужно создать материальные условия (заработная плата), духовные, социальные, и своевременно обучать персонал новым технологиям.

Роль человека в организации  менялась с течением времени. В начале прошлого века работник рассматривался в качестве рабочей силы без учета его материальных и духовных потребностей. Позже появилась категория «трудовые ресурсы». Вначале века под этим понятием подразумевалась часть населения, которая имеет возможность трудиться и участвует в общественном производстве. Предполагалось, что используя этот термин, ученые имеют в виду пассивный объект управления.

Начиная с 1960 года, в экономической  литературе стали использовать термин «человеческий фактор». Данный термин подчеркивает активную роль человека в производственной системе и в повышении эффективности производства. Именно тогда ученые пришли к выводу, что необходимо создавать условия для развития профессиональных и творческих способностей. Так появился термин «трудовой потенциал». Для реализации способностей работников необходимо стимулировать (поощрять) производительный и добросовестный труд, а также вовлекать работников в процесс принятия решений.

В последние десятилетия стали  использовать термины «персонал» вместо «кадры», «человеческие ресурсы» и  «человеческий капитал».

Персонал – личный состав организации, включая совместителей и сезонных работников, состоящий с организацией в отношениях договора о найме.

Кадры – штатный (постоянный) состав организации без совместителей  и сезонных работников.

Таким образом, понятие «персонал» более широкое, чем «кадры», более современное, так как обозначает социальную общность работников. Кроме того, понятие «персонал» имеет глубинный смысл, а именно, оно отличается необходимостью обращения внимания на личность работника.

Употребляя термин «персонал» в названии отдела или должности, предполагают, что функции кадровой службы будут расширены, т.е. служба персонала должна будет заботиться о работниках, о создании комфортных условий, а также, уделять кадровой политике больше внимания.

Люди – это главный ресурс любого предприятия, именно от персонала  зависит качество продукции, уровень  обслуживания, общий рост и развитие компании. Откорректировать работу персонала  – это первое что следует сделать  руководителю компании.

Управление персоналом является очень сложным и тонким делом и часто со временем проблем становится все больше. Ведь для того, чтобы руководить, нужно обладать знаниями в самых разных областях (менеджмент, психология, стратегическое планирование и так далее). Важно построить на предприятии систему управления персоналом, которая поможет решать задачи фирмы и избавиться от некоторых проблем управления персоналом. Руководство человеческими ресурсами компании – это комплекс мероприятий по созданию и развитию квалифицированных кадров, способных достичь целей Вашего бизнеса.

Специалисты отмечают, что пока на фирме не существует проблем с  персоналом, на управление этими ресурсами  обращают мало внимания. Понимание  важности кадров приходит только тогда, когда становится ясно, что прибыль фирме приносит именно персонал. Помимо привлечения клиентов справиться с задачей удержания смогут только специалисты, которых нужно ценить.

Актуальность. Тема управления персоналом в последнее время приобретает  все большую важность. И при  осуществлении методов управления неизбежно возникают проблемы, который каждый руководитель непременно хочет решить.

Предмет исследования – способы  и методы изучения управления персоналом.

Объект исследования курсовой работы - проблемы управления персоналом организации.

Цель работы: рассмотрение проблем  управления персоналом, их особенностей и возможных путей избегания  и решения.

Задачи: рассмотрение сущности управления персоналом; выделение основных проблем, возникающих при найме персонала, организации его труда, обучении и обеспечении развития, управлении кадровым резервом; рассмотрение новой концепции управления, а также управления персоналом в американских и японских компаниях.

Структура работы. Данная курсовая работа включает в себя теоретическую часть  исследования, вторая часть – практическая, в ней рассмотрены проблемы управления персоналом в современных компаниях, в третьей части приводятся тенденции развития управлении персоналом.

Методы исследования. При написании  были использованы такие методы как  анализ теоретического материала различных учебников, обобщение и структурирование полученной информации.

Информационная база. В данной курсовой работе были использованы различные  научные материалы, периодические  статьи и публикации.

1. Сущность управления персоналом

Предприятие – не только организационная, техническая, информационная, но и экономическая  и социальная система, в которой  важнейшим элементом является человек  – творчески активный, со своими достоинствами и недостатками. Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя. Нередко руководитель действует на основе интуиции, своего опыта или личных убеждений, которые не всегда верны. Прежде всего, он должен обращать внимание на способности своих подчиненных, конфликты, поведение и проблемы. Управление персоналом призвано содействовать решению таких проблем, и в этом его сущность.

1.1 Роль и цели управления персоналом, мотивация персонала

Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого  сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.

Особенность целей управления персоналом состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находиться вне целей организации. Основной принцип кадрового менеджмента – при возникновении конфликтов искать компромиссы между целями сотрудников и организации, а не отдавать предпочтение целям последней.

К основным целям управления персоналом относятся:

1. Способствование достижению целей  организации путем обеспечения  предприятия необходимым персоналом  и эффективному использованию квалификации, опыта, работоспособности персонала и его творческого потенциала.

2. Формирование корпоративной культуры  организации, приобщение работников  к ценностям организации и  фирменному стилю.

3. Разрешение конфликтных ситуаций  и создание нормального социально-психологического климата в коллективе.

Таким образом, цель управления персонала  состоит в обеспечении развития и реализации кадрового потенциала.

Существует такое старое высказывание: "Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете вынудить ее пить. Она будет пить, только если измучена жаждой". Так же и с людьми. Они будут делать то, что они хотят делать или то, что их сильно мотивируют делать. Их могут побуждать как внутренние, так и внешние мотивации.

Мотивация — это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Возможные стратегии мотивирования:

§ Положительное подкрепление / высокие  ожидания

§ Эффективная дисциплина и наказание

§ Справедливые отношения с людьми

§ Удовлетворение нужд служащих

§ Грамотная постановка рабочих  целей

§ Реструктурирование рабочих мест

§ Вознаграждение за выполнение работы

Это основные стратегии мотивирования, которые могут меняться в зависимости от ситуации в той или иной организации.

Фактически, задача менеджера по управлению персоналом - сделать так, чтобы интересы работника и руководства организации  были учтены в равной степени. А мотивация — это способ управления этой задачей.

Это стимулирование других определенным способом к целям, заявленным мотиватором. Естественно, эти цели, как и сама система мотивации должны соответствовать  общей политике организации. Мотивационная  система должна быть адаптирована к  ситуации и к организации.

В одном из наиболее сложных исследований, проводимом в США в течение 20 лет, с участием более 40 тысяч сотрудников  одной крупной компании, было выявлено, что самым главным фактором оказалась  безопасность работы. Следующими тремя  факторами следовали: продвижение по службе, вид работы, возможность гордиться своей компанией. Удивительно то, что таким факторам как размер оплаты, выгоды и условия работы, респонденты давали довольно низкие оценки. То есть, деньги в итоге оказались не главным мотивирующим стимулом.

Определить истинные мотивации  сотрудников HR-менеджеру помогут  психологические тесты и другие методы психодиагностики. Например, пирамида потребностей Абрахама Маслоу систематизирует  материальное и нематериальное стимулирование в мотивации, а также проводит диагностику мотивации.

Для построения успешной системы стимулирования труда необходима диагностика мотивов  в профессиональной деятельности. Кроме  опросников на выраженность основных мотивов профессиональной деятельности, принято диагностировать работников на мотивацию достижения успеха / избегания неудач, на направленность личности.

Существует также концепция  мотивации Д. МакКлелланда, согласно которой могут быть выделены три  группы потребностей: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастности.

1.2 Персонал организации  как объект управления

В качестве одного из важнейших объектов управления для руководителя выступает  персонал организации.

Персонал можно определить как  некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должностные, профессиональные, личностные) и организованных по общему замыслу руководства с учетом этих различий для решения задач, предусмотренных уставом организации, фирмы, предприятия.

Под управлением персоналом в наиболее общем виде понимается выполняемая в организациях деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.

Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические, социальные и другие), требующие умелого учета в практической работе.

Рассмотрим основные свойства персонала  как объекта управления.

Персонал как объект управления состоит из рабочих групп (трудовых коллективов), которые, в свою очередь, образуются из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом. Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы, а также других более широких социальных объединений.

Информация о работе Эволюция подходов в управлении персоналом организации