Эволюция подходов к менеджменту качества в России – львовская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:10, реферат

Описание работы

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Львовская система – СБТ……………………………………………….....3
Львовская система – КС УКП………………………………………….….5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………. .12

Файлы: 1 файл

сем 1.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

В 1975 году на передовых предприятиях Львовской области появились  комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП).

Целью КС УКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. В 1978 году Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП. В связи с внедрением на предприятиях КС УКП:

  • получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП);
  • многоступенчатый анализ дефектов;
  • статистический контроль качества;
  • созданы группы качества;
  • на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества;
  • вводилась аттестация продукции;
  • получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП.

В 1985 году отмечалось, что за десятилетие с помощью  КС УКП удалось:

  • создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию,
  • повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2–3 раза,
  • значительно сократить потери от брака и рекламаций,
  • уменьшить в 1,5–2 раза сроки разработки и освоения новой продукции.

 Вместе с тем указывалось,  что на многих предприятиях  при создании систем управления  качеством (СУК) нарушались основные  принципы комплексного системного  подхода, что привело к формализму  в этой работе и, по существу, к отсутствию системы. Основные  причины этого – экономическая  незаинтересованность предприятий  в улучшении КП, а следовательно, и в системе, внедрение СУК на предприятиях излишне административными методами. У многих из-за этого сложилось впечатление, что СУК не оправдали себя. Вместе с тем уже при перестройке экономики и переходе на хозяйственный расчет стало ясно, что качество продукции становится основным условием жизнеспособности предприятий, особенно на внешнем рынке.

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;
  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;
  • формальное отношение к организации систем УКП;
  • поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
  • громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
  • недооценка роли учёбы по УКП, что вело к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
  • выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
  • не все подразделения предприятий участвовали в работах по повышению и обеспечению качества продукции;
  • работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе “на план” и “за качество”;
  • недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
  • забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;
  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;
  • неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;
  • в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;
  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком  следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной  продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

Но опыт показал, что именно такого рода системы являются тем инструментом, с помощью которого можно создать, при широком использовании в управлении экономических методов, эффективный механизм управления качеством продукции.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комплексный подход к управлению качеством реализовался в виде систем качества в рамках общего управления предприятиями. Системы качества формировались не только в США, Европе и Японии, но и в бывшем СССР. Первым этапом было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП), разработанной в середине 1950-х годов. В этой системе учитывался процент сдачи продукции контролеру ОТК с первого предъявления и в зависимости от этого устанавливался уровень морального и материального поощрения работника. В дальнейшем эта система была преобразована в систему бездефектного труда (СБТ), в которой дополнительно к системе БИП учитывалась ритмичность и культура производства. Наряду с этими системами разрабатывалась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), которая внедрялась на предприятиях Горьковской области, а также система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), применявшаяся на Ярославском моторном заводе. И, наконец, в 1970-х годах на ряде предприятий Львовской области была разработана и внедрена комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая вобрала в себя элементы систем БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и опыт других предприятий по управлению качеством.

После этого на советских предприятиях директивным порядком началось внедрение  КС УКП, с помощью которой надеялись  поднять качество отечественной  продукции. Все боролись за качество, была пятилетка качества, лучшим изделиям присваивался «Знак качества». В 1987 году на 1500 предприятиях страны был введен вневедомственный контроль качества — государственная приёмка продукции. Но вся эта деятельность не привела, да и не могла привести к достижению желаемых результатов. Большинству руководителей предприятий было очевидно, что ни внедрение КС УКП, ни дополнительный вневедомственный контроль недостаточны для обеспечения качества без внедрения современных технологий и учёта человеческого фактора. А этого-то на большинстве предприятий не было. Да и сама экономическая система с жёстким контролем выполнения плана «по валу» не побуждала предприятия выпускать продукцию высокого качества. Исключение составлял военно-промышленный комплекс, где не жалели денег на оборудование и платили более высокую зарплату, что позволяло создавать конкурентоспособную военную технику. Поэтому на многих предприятиях, хотя и внедряли КС УКП под давлением Госстандарта, всё же понимали, что она не решит проблему качества, и относились к этому как к сугубо формальному мероприятию. Тем не менее, нельзя не отметить положительную роль КС УКП в документальном оформлении систем качества, объединении разрозненных элементов управления качеством на предприятиях в единую систему. Впоследствии это существенно облегчило работу по доведению систем КС УКП до требований международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством, первая редакция которых была выпущена в СССР в русском переводе в 1988 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Окрепилов В. В. /Управление качеством/Учебник. Москва: «Экономика», 1998;
  2. Ребрин Ю. И./ Управление качеством /Учебное пособие. Таганрог: «ТРТУ», 2004;
  3. Интернет источник: http://cribs.me/upravlenie-kachestvom/sistema-bezdefektnogo-truda-sbt.

 

 


Информация о работе Эволюция подходов к менеджменту качества в России – львовская система