Эволюция менеджмента в условиях рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является управление организацией. Предметом курсовой работы является разнообразие подходов к управлению. Цель курсовой работы на тему «Эволюция менеджмента в условиях рыночной экономике»: изучить сущность менеджмента. В ходе выполнения курсовой работы рассмотрены подходы к управлению наиболее известных школ менеджмента, а так же современные принципы управления. Основные задачи работы рассмотреть классические школы менеджмента, показать влияние типов менеджмента друг на друга в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные школы управления…………………………………...……...5
1.1 Школа НОТ и классическая школа научного управления…………………5
1.2 Школа человеческих отношений и поведенческий подход………………..9
Глава 2. Современные принципы и модели управления……………………...13
2.1 Принципы управления в России……………………………………………13
2.2 Зарубежные модели управления……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Эволюция менеджмента в условиях рыночной экономики.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

        В  широком смысле задача менеджеров  состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на  нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

       Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.15

         Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе.

        Принципиально  важным моментом, определяющим подход  к практике управления, является  то, что традиционно американские  управляющие ориентированы на  некие индивидуальные ценности  и результаты. При этом вся  управленческая деятельность в  американских компаниях базируется  на механизмах индивидуальной  ответственности, оценке индивидуальных  результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера—сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.

         Опыт США по работе с высшим  административным персоналом может  быть полезен для России, где  сегодня в этой важной области  делается крайне мало. Самое главное здесь - правильно выбрать стратегию развития и определить характер службы высших руководителей.

        Таким образом, выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте других стран, в том числе и России.

        Японская культура управления, которая широко известна на Западе, в общем случае относится к крупнейшим корпорациям Японии. Эти флагманы Японской экономики предлагают своим рабочим большие зарплаты, безопасный найм и рабочие условия. Эти компании и их рабочие относятся к элите бизнеса. В меньшей степени для нового поколения, но все же, карьера в такой компании это мечта многих юных людей в Японии. Работу получают только лучшие представители молодежи. Квалификация для найма ограничена выпускниками лучших тридцати колледжей и университетов Японии.16

        Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.

        Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.

       Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то они состоят в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков.

        В основе управления  фирмами в Японии лежат одинаковые  принципы, но каждая компания  стремится усовершенствовать их  для достижения наилучшего результата. Пример тому – компания Toyota. Разработав свои «14 принципов управления», впервые  применив систему «5S», построив  свою систему, компания вышла  на второе место в мире автопроизводителей. Устойчивые принципы управления делают ее непоколебимой даже в условиях мирового кризиса.

       Таким образом, разработанная  много лет назад система управления  в Японии на сегодняшний день  является одной из самой эффективной  в мире. Многие страны, которые  сегодня стоят на первых местах  по развитию производства, пользуются  японской системой. Наверное, даже  спустя много лет, японские  принципы управления останутся  самыми успешными.

 

 

 

 

 

Заключение

       В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход, сменив термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен использовать экономические методы управления; ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка; производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли; постоянно стремиться к получению оптимальных результатов пpи минимальных затратах; постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.

       Зарождение и развитие управленческой мысли может быть представлено как переплетенная цепь трех различных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление и математическая школа. В тот или иной исторический период каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. Эволюция управленческой мысли доказала, что все три звена взаимосвязаны и необходимы для формирования научно-обоснованной концепции управления информационной деятельностью библиотек, значение которой возрастает в условиях трансформации общественно-экономических отношений. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

        Говоря  о менеджменте в России, стоит  сначала коротко рассказать о  современном состоянии российской  экономики. Сегодня страна находиться  на переходном этапе рыночных  отношений. Современная мотивация  труда существенно отличается  от советской: теперь приветствуются  инновации, работоспособность и  активность работника, желание учиться  и строить планы. Что касается  руководящего персонала, то здесь  такие же требования. Лишь каждый  четвертый менеджер читает специальную  литературу по психологии, маркетингу, менеджменту, социологии и пр. Менеджмент  в России имеет свою специфику  и на государственных предприятиях, где руководители ощущают лишь  ответственность перед самим  владельцем собственности, т.е. государством, в тоже время, как мнение подчиненного  персонала почти не учитывается. Единственно возможный выход здесь - это проведение целенаправленной комплексной политики государством при тесном сотрудничестве с бизнесом и интеллектуальной элитой. Только так можно создать современную эффективную систему менеджмента, которая удовлетворяла бы требованиям мировых стандартов и при этом сохраняла традиции и учитывала особенности нашей истории, культуры, экономики.

В любом случае создание сильной системы управления в нашей стране лишь вопрос времени, но от нас зависит, как скоро начнется возрождение российского менеджмента.

      Америка и Япония  на  сегодняшний  момент  являются  одними  из  самых развитых в экономическом  плане  государств.  Именно  поэтому  развивающиеся страны пытаются эффективно использовать их опыт  руководства  предприятиями. В данной работе рассматриваются модели менеджмента Японии и  Америки  еще  и потому, что они  являются  основными. В общем можно сделать вывод, что японское управление в первую очередь учитывает человеческий фактор. В то же время в США  лица,  ответственные  за распределение капитала, сосредоточены в высшем  управленческом  аппарате,  и динамическая  и  сбалансированная  стратегия  проводится  только  с  помощью служащих, ответственных за эту стратегию.

     В данной курсовой работе было рассмотрено влияние школы НОТ и классической школы научного управления школа человеческих отношений и поведенческого подхода на современный менеджмент. Самые распространённые модели управления, доказавшие свою эффективность : японская и американская полностью отражают роль менеджмента в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2012 г.-316с.

2. Герчикова И.Н.Менеджмент.-М., 2012.-232с.

3. Бодди Д.,Пэйтон Р. Основы менеджмента.-СПб.,Питер.-2012 г.-330с.

4. Менеджмент: Учебное пособие для вузов./ Под ред. В.И. Подлесных - СПб., Издательский дом «Бизнес - пресса», 2011 г.-281с.

5. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом./ Под ред. А.Я. Кибанова - М.: "Издательство ПРИОР", 2011 г.-426с.

6. Минуберг Г., Лэмпел Д., Альстренд Б., Школа стратегий. "Питер", Санкт-Петербург 2011 г.-211с.

7. В.Е. Ланкина. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Таганрог: ТРТУ, 2011 г.-313с.

8. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2011 г.-308с.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2010 г.-330с.

10. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. З-е изд. - СПб.: Питер, 2010 г.-367с.

11. ресурсы Интернет: http://www.bibliotekar.ru

12. ресурсы Интернет: http://www.mir-menegmenta.com

13. ресурсы Интернет:  http://www.market-pages.ru 

14. ресурсы Интернет:  http://delovoymir.biz/ru

15. ресурсы Интернет:  http://infomanagement.ru

16. ресурсы Интернет:  http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

1 Герчикова И.Н.Менеджмент.-М.,-2010.-с173-174.

2 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,.- 2011.-с104-105.

3 Бодди Д.,Пэйтон Р. Основы менеджмента.-СПб.,Питер.-2012.-с74-80.

4 http://menegmf.ru/templates/beez_20/favicon.ico

5 Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом./ Под ред. А.Я. Кибанова - М.: "Издательство ПРИОР".- 2011 .-с26-28.

6 http://www.bibliotekar.ru

7 http://www.mir-menegmenta.com

8 В.Е. Ланкина. Учебное пособие для подготовки

к итоговому междисциплинарному экзамену

профессиональной подготовки менеджера. Таганрог: ТРТУ, 2010..-с113-115.

9 Менеджмент: Учебное пособие для вузов./ Под ред. В.И. Подлесных - СПб., Издательский дом «Бизнес - пресса»,.- 2011.-с85.

10 Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2011.-с94-99.

11 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2011 г.-с47-48.

12 http://www.market-pages.ru

13 http://delovoymir.biz/ru

14 http://infomanagement.ru

15 Учебное пособие для подготовки

к итоговому междисциплинарному экзамену

профессиональной подготовки менеджера.

Под общей ред. В.Е. Ланкина.

Таганрог: ТРТУ, 2010..-с211-212.

16 http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Эволюция менеджмента в условиях рыночной экономике