Роль менеджмента в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в формировании новых структур и механизмов управления.
Практика управления современным предприятием свидетельствует о высокой результативности, но в то же время и о значительной сложности реализации его потенциала, особенно в российских условиях.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Использования экономических методов и рычагов управления региональным отраслевым комплексом
2. Основные причины слабой управляемости экономическими процессами в АПК
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

алибек.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Махачкалинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Менеджмент (СП)

Тема

Роль менеджмента в  рыночной экономике

Фамилия студента

Алибекова

Имя студента

Дженнет

Отчество студента

Гасановна

№ контракта

12411107241001


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Использования экономических методов и рычагов управления региональным отраслевым комплексом

    2. Основные причины слабой управляемости экономическими процессами в АПК

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

В ходе развития рыночных отношений  объективно обозначилась потребность  в формировании новых структур и  механизмов управления.

Практика управления современным предприятием свидетельствует о высокой результативности, но в то же время и о значительной сложности реализации его потенциала, особенно в российских условиях.

В связи с этим можно говорить о том, что на данном этапе развития одной из центральных задач является дальнейшее совершенствование принципов и организационно-методических аспектов функционирования систем управления на промышленных предприятиях, во многом определяющих характер и результаты проводимых реформ, особенно связанных с внедрением рыночных форм хозяйствования.

Повышение экономической эффективности  и конкурентоспособности каждого предприятия является сегодня стратегической задачей, решение которой во многом зависит от качества управления персоналом, от уровня организации мотивационного менеджмента.

Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической  системы общества.

Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда.

От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к  труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.

Исследование методов и направлений  трансформации механизма мотивации  труда в формирующейся рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач  экономической науки.

Это объясняется тем, что в переходный период прежняя структура производства не может быть быстро перестроена на основе рыночных механизмов.  

В экономике идет процесс переосмысления идей, теорий, методов управления. Формируется  новый категорийный и понятийный аппарат, который не всегда разделяется всеми специалистами.

Становление подлинно рыночного хозяйства  и соответствующих ему методов  мотивации труда обусловливают  необходимость их осмысления, теоретического обоснования, что невозможно без  критического рассмотрения отечественного опыта и творческого заимствования зарубежных моделей, категорий, понятий и их адаптации применительно к российским реалиям.

 

Основная часть

1 Использования экономических методов и рычагов управления региональным отраслевым комплексом

 

В системе управления на региональном уровне происходит более предметное разграничение функций государственного и хозяйственного управления, причем органы последнего отличаются большим многообразием.

Особенно это относится к разного рода ассоциациям, союзам, акционерным обществам, создаваемым на добровольных началах по инициативе самих товаропроизводителей.

Соответствующие управленческие структуры  выполняют функции как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В региональной системе управления отраслями и комплексами происходит конкретизация целевых программ развития отраслевого и межотраслевого характера, в формировании и реализации которых обычно сочетаются функции хозяйственного и государственного управления, хозяйственной инициативы, государственного регулирования и поддержки за счет финансовых ресурсов региона.

Особое значение в связи с  этим приобретает разработка и реализация региональных моделей реформирования и функционирования отраслевых комплексов с адекватной управленческой системой.

Если говорить об агропромышленном комплексе, то к числу таких моделей можно отнести регионы с теми или иными подходами к реформированию сельского хозяйства, применению новых решений в регулировании и стимулировании производства, разного рода, интегрированные аграрные компании, корпорации, финансово-промышленные группы, внебюджетные фонды.

На региональном уровне требуется  практическое разделение функций государственного регулирования на административные и экономические.

Для агропромышленного комплекса региона это будет выглядеть следующим образом (рисунок 1):

Как показывает анализ структур управления региональным АПК, особое внимание должно быть обращено на необходимость усиления использования экономических методов и рычагов, лучшей координации работы органов государственного и хозяйственного управления.

Наряду с сохранением существовавших в то время специализированных органов управления сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, целесообразно создать новые управленческие формирования, охватывающие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства и рыночных структур, маркетинга.

Рис. 1.  Состав функций управления АПК на региональном уровне

 

Необходима общая ориентация системы  управления на более эффективное хозяйствование и решение социальных проблем.

Важно создание единой системы государственного и хозяйственного управления региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции.

По мере развития рынка на уровне регионального отраслевого комплекса, совершенствования и укрепления государственного управления важно в полной мере реализовать функции хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность, особенно в условиях нынешнего переходного периода.

Решающее значение здесь имеет  экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства.

В связи с этим одна из задач управления в регионе и тем более непосредственно в хозяйствующих субъектах состоит в активизации предприимчивости путем вовлечения в управление самих субъектов, особенно, если речь идет о крупных сельскохозяйственных предприятиях.

В индивидуальном частном предпринимательстве  такая активизация обусловлена  самой природой хозяйства: фермер одновременно и производитель, и управленец, что позволяет в полной мере реализовать экономическую свободу в целях достижения наибольших производственных результатов, но при прочих равных условиях.

Анализируя практику государственного и хозяйственного управления АПК  на региональном и районном уровнях, приходится констатировать, что именно из-за несовершенства экономического механизма, ценового диспаритета, перекосов в кредитно-финансовой и налоговой системах наблюдается подмена органами этого управления функций хозяйственного управления и самоуправления.

Главам соответствующих администраций  приходится принимать множество постановлений, в которых или преобладают распорядительные методы, или в определенной степени сочетаются административные и экономические методы, то есть вынужденно совмещаются функции хозяйственного и государственного управления, часто при явном преобладании последнего.

 

2 Основные причины слабой управляемости экономическими процессами в АПК

 

Организация системы управления, формирование механизмов выработки и реализации управленческих решений определяются спецификой объекта управления.

Отсутствие понимания характерных  особенностей процессов функционирования и развития АПК приводят к соответствующим ошибкам в управлении.

В нашей стране научный термин «агропромышленный  комплекс» появился в экономической литературе в конце 60-х годов.

В научной литературе нет единого  общепринятого определения агропромышленного комплекса, но все определения непременно содержат формулировку его цели.

С точки зрения автора, сущность агропромышленного  комплекса более полно может  быть выражена следующим определением: Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции.

В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, производство средств производства в АПК и его обслуживание.

В региональном агропромышленном комплексе  как объекте управления произошли  существенные изменения.

Во-первых, существенно деформировалась организационная структура АПК.

Сложившаяся в дореформенный период интегрированная система (сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание, сельское строительство и другие отрасли народного хозяйства) утратила свою целостность.

Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов не только за пределами, но и внутри АПК.

Речь  идет, прежде всего, об интересах сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных структур, с другой.

В ходе приватизации во многих случаях  контрольный пакет акций перешел к перерабатывающим и агросервисным предприятиям, которые диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия.

В-третьих, происходит ускоренное разгосударствление ряда крупных структур, в продукции и услугах которых нуждаются федеральный и региональные рынки.

По  мнению автора, для усиления роли государства  в регулировании экономических процессов необходимо выделение АПК в единый объект управления.

Специфические особенности агропромышленного комплекса определяются рядом объективных факторов. Наиболее существенные из них следующие:

- разнообразие природно-климатических условий, диктующих необходимость создания и развития системы защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, страхования их деятельности;

- неустойчивость цен и доходов в агропромышленном производстве, зависящая от природных факторов и конъюнктуры рынка;

- низкая степень монополизации в сельском хозяйстве и высокая в ресурсообеспечивающих и обслуживающих сферах;

- слабая привлекательность инвестирования сельского хозяйства в силу специфики воспроизводственного процесса;

- особенности формирования социальной инфраструктуры села;

- необходимость экологизации сельскохозяйственного производства

Ныне основными причинами слабой управляемости экономическими процессами в АПК являются:

- устранение государства от функций регулирования, особенно от воздействия на межотраслевые отношения и эквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью;

- неадекватность фактически сложившейся системы управления требованиям рыночной экономики и региональной специфики;

- отсутствие этапности в осуществлении преобразований в аграрном секторе, недооценка социальных факторов.

Управление АПК может быть организовано как по отраслевому, так и по территориальному принципу.

Организация управления АПК преимущественно по отраслевому принципу может негативно повлиять на развитие дополнительных отраслей.

Это приведет к дублированию функций  управления, увеличению расходов на содержание административно-управленческого аппарата и замедлит интеграционные процессы.

И самое главное, в таком случае, АПК административного района перестанет существовать как единый хозяйственный комплекс, управляемый из единого центра.

Дальнейшее совершенствование управления АПК может быть обеспечено на основе внедрения территориального принципа его организации.

Однако это не означает полного отрицания отраслевого принципа.

Растущая дифференциация сельского хозяйства, пищевой промышленности, системы производственного обслуживания и формирование новых отраслей производства требуют создания определенных органов управления на федеральном и региональном уровнях.

Использование территориального принципа целесообразно и при организации управления развитием производственной и социальной инфраструктуры АПК.

Это позволит устранить ведомственную  разобщенность, подчинить развитие инфраструктуры основной цели АПК - производству с наименьшими издержками конечной продукции в объеме и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребностей населения региона.

Таким образом, для повышения экономической  эффективности сельскохозяйственного производства и преодоления кризиса в аграрном секторе необходимо создать действенную и эффективную систему управления региональным агропромышленным производством, а так же совершенствовать экономический механизм путем государственного регулирования и совершенствования экономических отношений между партнерами АПК.

  

 

Заключение

 

План создания объединения предприятий в рамках регионального отраслевого комплекса на примере АПК региона. Основными целями создания объединения являются:

Информация о работе Роль менеджмента в рыночной экономике