Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………3
Ф. Тейлор в формировании научного подхода к управлению. ……………………..5
Г.Эмерсон и Г.Форд их вклад в развитие. …………………………………………… 8
Бюрократическая и Административная теория. ……………………………………. 12
3.1. Бюрократическая теория М. Вебера…………………………………………….. 12
3.2. Административная концепция управления……………………………………. . 13
Подходы в менеджменте……………………………………………………………….17
Процессный подход………………………………………………………………..17
Системный подход…………………………………………………………………18
Ситуационный подход……………………………………………………………. 18
Основные положения «человеческих отношений»…………………………………..21
Основные направления современного менеджмента……………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления современного менеджмента.

Современный менеджмент — это специфический  инструмент управления предприятиями  в условиях рыночных отношений для  производства ими результата, выражающегося, как правило, в получении максимально  возможной прибыли и достижении высокого уровня рентабельности. Осуществление  данной задачи требует расширить  сферу ответственности менеджера, поскольку только стопроцентная  ответственность является залогом  успешной деятельности и достижения результатов. В сферу ответственности  входят все факторы, которые влияют на деятельность предприятия. Человеческий фактор в данном случае является ключевым в обеспечении успешного достижения результатов.

Современная школа менеджмента  строится на принципах соединения теории социального управления с решением конкретных задач, возникающих на микро  и макроуровне. В общем виде менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями  в целях повышения эффективности  их работы. Управление — это воздействие  управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой  системы в требуемое состояние (1). Можно считать, что менеджер выступает как субъекта управления. К менеджменту также имеют отношение теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается «искусство управления». Именно в связи с этим, менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночной условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (11 ст. 76—80).

Важное значение приобретает вопрос обеспечения стабильности функционирования предприятий при применении эффективного менеджмента.

Стабильность — это способность  предприятия, выступать в качестве системы, которая константно функционирует под влиянием внешних факторов (таких, как экономический или социальный кризисы, конфликты и т.д.). Менеджмент компании в данном случае должен быть очень мобильным для того, чтобы была возможность реагировать на любые внешние изменения, несмотря на сложность системы управления. Система управления должна быть разработана в соответствии с условиями развития внутренней структуры компании и адаптации их к внешним условиям, с целью  удовлетворения оригинальных, уникальных и скрытых потребностей потребителей. Поскольку внешняя среда оказывает существенное влияние на структуру и внутреннюю деятельность организации, то адаптация в общем случае предполагает рост активности организации в направлении совершенствования своей внутренней среды, что, в свою очередь, обеспечивает достижение баланса между организацией и ее внешней средой (2 С. 34—38).

Основные проблемы в области  менеджмента, с которыми большинство  организаций сталкивается сегодня, можно объединить в четыре основные группы: 

  1. высокая стоимость управления;
  2. низкая скорость принятия управленческих решений;
  3. неудовлетворительное качество принятых управленческих решений;
  4. консервативность высшего руководящего состава, мешающая инновационному развитию. (10, ст. 278).

Таким образом, необходимо регулярно  и своевременно проводить переквалификацию сотрудников предприятия.

 Квалифицированное управление означает осуществление управления на основе знаний, полученных не только в учебном заведении при выборе будущей профессии (специальности), но и тех, которые были приобретены менеджером позже, в результате практического опыта.

Профессиональное управление предполагает наличие определенной квалификации, которая складывается из опыта управления, определяемого стажем практической работы в качестве управленца.

 Компетентность руководителя  определяется его способностью  принимать адекватные проблеме  управленческие решения и организовывать  их реализацию. Принятие и реализация  управленческих решений составляет  суть управленческой деятельности (5, ст. 79).

Поэтому сущность менеджмента состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться.

В результате проведенного анализа  можно сделать следующий вывод: сильный менеджмент — стабильность и надежность экономики предприятия. Подготовка сильных менеджеров, владеющих  современными технологиями и методами управления, является в настоящее время основной задачей российских вузов, которые должны учитывать требования работодателей и потребности социально-экономических систем в целом. Критерием эффективности применения менеджмента в настоящее время будет успешное преодоление финансовых проблем, возникших сегодня во всем мире.

Заключение

Взаимосвязь всех рассмотренных нами школ развития теории и практики управления создает высокоэффективный менеджмент. В заключении можно сказать, что каждая из школ является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и по настоящее время.

Несмотря  на огромное значение революционных  преобразований, развитие менеджмента - это эволюционный процесс. Современное  управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все  лучшие идеи и достижения различных школ. А значит эффективное управление сегодня невозможно без подробного изучения этапов становления и развития управления в прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. — 200
  2. Бык Л. Ф., Китушин В. Г. Концептуальная модель развития и задачи менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2008. С. 34—38., ст. 36.
  3. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. (Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 2000. - С.97-105. - (Социологическая мысль Запада)
  4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 440 с. —(Высшее образование
  5. Задачи менеджмента в XXI веке - . М.: «Вильямс», 2007. — 272 с., ст. 79
  6. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. — СПб.: ОЛБИС, 2004.
  7. Локтионов М.В. //Системный подход в менеджменте// Генезис: 2000, 345 г
  8. Менеджмент: теория и практика в России:, Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой.— М..г ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.— 528;с.13
  9. Менеджмент- Д. О. Ямпольская, М. М. Зонис. Изд. - Нева; Олма-Пресс Год издания ст. 202– 2003
  10. Мескон М., Альберт Ф., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебник. Пер. с анг. -  М.: Дело, 2006. – 720с
  11. Муллахметов Х. Ш. Современные подходы и концепции в практике управления предприятием//Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2011. С. 76—80, ст. 111
  12. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности//Управление это наука и искусство. - М.Экономика, 199210 ст. 76-78

Информация о работе Эволюция концепций менеджмента: основные этапы