Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ
1. Эволюция управленческой мысли
2. Истоки возникновения современного менеджмента
3. Фазы и стадии становления американского менеджмента
4. Эволюция менеджмента в ХХ веке
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Школы менеджмента

Файлы: 1 файл

ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

      - Г. Гантт ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма Гантта стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Гантта широко используются в современном календарном планировании деятельности предприятий.

      Сдельная  и премиальная  системы заработной платы:

    •    Ф. Тейлор: рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда.

    •    Г. Гантт: рабочему гарантирована недельная заработная плата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

    ∙      Г. Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

      Принципы  организации производства Г. Форда:

    •    замена ручной работы машинной;

    •    максимум разделения труда;

    •    специализация;

    •    расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

    •    механизация транспортных работ;

    •    регламентированный ритм производства.

        Критика школы научного управления:

      механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга (Тейлор был промышленным инженером, для него было естественным смотреть на рабочего и управление как на машину);

      сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников. Учение Тейлора основано на механистическом понимании человека: «рабочие по природе ленивы, поэтому необходимы только стимулирование и наказание», «думать должны только менеджеры», т.е. он игнорировал значение личностного творчества, человеческого фактора в производственном процессе.

     Представители школы «научного управления»  в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемого внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой были развиты и применены к управлению организацией в целом прежде всего представителями административной школы управления. 

  1. Промышленная  инженерия
 

      Эта школа является составной частью классического менеджмента, а именно школы научного управления. Она содержит систему мер по научной организации производственных процессов на базе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии. Самый известный и выдающийся ученый этой школы – Фрэнк Гилбрет (1868-1925). 

     5. Классическая административная  школа управления (1920 – 1950) 

      Авторы, которые считаются создателями  классической административной школы управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль (1841— 1925), с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.

      Главной заботой представителей классической школы была эффективность применительно  к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведёт к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853 – 1931), Анри Файоля (1841 – 1925), Линдолла Урвика (1891 – 1983).

     В СССР классическая школа управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как А.А. Богданов, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев. Были созданы научные организации и институты научной организации труда, развернулась активная исследовательская деятельность в области управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственно-партийных органов.

      Классическая  административная школа  управления (1920-1950):

      •    А. Файоль «Общее и промышленное администрирование» (1930).

      •    Вильбуа и Ванюксан  «Экспериментальное администрирование» (1931).

      Вклад А. Файоля в развитие науки управления:

      •    рассмотрел управление как универсальный  процесс, состоящий из взаимосвязанных операций;

      •    предложил формализованное описание работы управляющих;

      •    сформулировал систематизированную  теорию управления всей организацией;

      •    создал систему универсальных принципов  управления;

      •    сформулировал общие функции  управления.

      Слабые стороны учения А. Файоля:

      •    невнимание к социальным аспектам управления;

      •    невнимание к человеческому фактору  на предприятии;

      •   освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

      Целью классической административной школы было создание универсальных принципов управления. Многие из принципов управления, изложенных А. Файолем, до сих пор актуальны и практически полезны, несмотря на изменения в производстве и управлении, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

      Принципы  управления Анри Файоля:

      1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

      2. Полномочия и ответственность — каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

      3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

      4.  Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

      5.  Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

      6. Подчиненность личных интересов общим - интересы организации имеют преимущество перед интересами работника или группы.

      7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

      8.  Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. В настоящее время наиболее актуальным является вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

      9. Скалярная цепь«цепь начальников» — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена.

      10. Порядок — всё и все на своем месте, рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

      11.  Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях иерархии управления, сочетание доброты и правосудия.

      12.  Стабильность персонала — стабильность рабочего места для персонала, установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

      13. Инициатива — поощрение работающих к выработке творческих, инновационных суждений и предложений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

      14. Корпоративный дух«в единении — сила» — гармония интересов персонала и организации, единство усилий.

      Основная  направленность работ Гаррингтона Эмерсонаповышение производительности труда не рабочих, а управленцев. Он считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эффективность – понятие, введённое им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

      Эмерсон поставил и обосновал вопрос о необходимости применения комплексного, системного подхода к решению сложных многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.

      Сформулированные  Эмерсоном двенадцать принципов управления и сейчас не потеряли своей актуальности:

      - Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться выдающихся результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям;

      - Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за его объемом, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла;

      - Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии;

      - Дисциплина. Должны существовать инструкции, которые каждый работник должен знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторону анархии;

      - Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации, хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться с учетом внутренних склонностей и способностей;

      - Быстрый, надежный, полный, точный и  постоянный учет. Эмерсон полагал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности;

      - Диспетчирование. Диспетчирование — часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее;

      - Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т. д. Часто сдельная система оплаты, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

Информация о работе Эволюция и школы менеджмента