Этапы становления стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика целей и задач стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описать сущность стратегического менеджмента, его цели и задачи;
рассмотреть этапы становления стратегического менеджмента.

Содержание работы

Введение
3
1. Сущность стратегического менеджмента, его цели и задачи
4
2. Этапы становления стратегического менеджмента
17
Заключение
19
Библиографический список

Файлы: 1 файл

1103 Страт.мен.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

1. Сущность стратегического  менеджмента, его цели и задачи

4

2. Этапы становления стратегического  менеджмента

17

Заключение

19

Библиографический список

21


 

Введение

 

Слово "стратегия" произошло  от греческого stratеgia (stratos - войско + ago - веду), что значит "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления, именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу  для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги.

Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы  в течение продолжительного периода  времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.

Целью данной работы является характеристика целей и задач  стратегического менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. описать сущность стратегического менеджмента, его цели и задачи;
  2. рассмотреть этапы становления стратегического менеджмента.

 

1. Сущность стратегического  менеджмента, его цели и задачи

 

Стратегический менеджмент (strategic management) - это деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации, гибким регулированием и проведением своевременных изменений, адекватных воздействиям окружающей среды.

Стратегический менеджмент, как правило:

  • позволяет организации добиться своих целей;
  • соответствует внутренним возможностям организации;
  • позволяет организации оставаться восприимчивой к внешним требованиям;
  • обеспечивает желательную конкурентную позицию.

Суть стратегического  менеджмента в определении того, что фирма должна делать в настоящее  время, чтобы достичь желаемых результатов  в будущем исходя из предполагаемого  поведения окружения. При этом определяются и осуществляются действия организации  в настоящем (ближайшем) времени, обеспечивающие ей определенное будущее.

Стратегический менеджмент — теория и практика обеспечения  конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей.

Стратегии могут быть обоснованными  только в случае применения к их разработке научных подходов, методов  системного анализа, прогнозирования  и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы.

Функции стратегического менеджмента должны целенаправленно реализовывать руководители для достижения конкурентоспособной стратегии организации. Дальше эта стратегия должна осуществляться (воплощаться, материализовываться) в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии?  

Ответ на все три вопроса дает стратегический менеджмент. Основной целью стратегического менеджмента является достижение (в нормативах) оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности товаров и организации в целом. Поскольку стратегический менеджмент является частью (началом) реформирования организации, то на него распространяются все принципы целого — реформирования.

Специфические  принципы  стратегического менеджмента:

1) возложение на руководителей  ответственности за уровень организованности  работ по стратегическому менеджменту  и за его конечные результаты; 

2) ориентация деятельности  организации на стратегические  инновационные проекты, обеспечивающие  развитие или получение новых  конкурентных преимуществ в области  повышения качества товара и  его сервиса, ресурсосбережения; 

3) стратегия обеспечения  конкурентоспособности организации  преимущественно должна базироваться  на использовании эксклюзивных  ценностей.  

На основе результатов стратегических маркетинговых исследований, прогнозирования будущих потребностей и ценностей, научно-производственных и финансовых возможностей производителя, стратегической сегментации рынка разрабатывается стратегия организации в нормативах.

Главной целью стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации в целом, не уступающих достижениям главных конкурентов в период выхода с новым товаром на рынок. Будет высокая конкурентоспособность товаров организации на внешних и внутренних рынках — будут и хорошая прибыль, и средства для развития организации. Определяющим фактором конкурентоспособности товара является его качество (весомость равна четырем из десяти). Важнейшим вопросом управления циклами развития товара является определение системы, в которой происходят эти процессы. Основные этапы жизненного и воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента фирмы-производителя.

Стратегический менеджмент имеет ряд отличий от оперативного:

  • миссия организации в стратегическом менеджменте - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, а в оперативном менеджменте - производство товаров и услуг с целью получения прибыли;
  • в стратегическом менеджменте внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поиске новых возможностей в конкурентной борьбе, на возможности адаптации к изменениям в окружении, в оперативном менеджменте - на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов:
  • стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу, а оперативный - на кратко- и среднесрочную;
  • основными факторами построения системы управления для стратегического менеджмента являются люди, система информационного обеспечения и рынок, для оперативного менеджмента - организационные структуры, техника и технология;
  • при управлении персоналом стратегический менеджмент рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, оперативный менеджмент - как ресурсы организации, исполнителей работ;
  • эффективность в стратегическом менеджменте выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения, в оперативном менеджменте - в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:

  1. определения миссии и целей,
  2. анализа среды (внешней и внутренней),
  3. анализа и выбора стратегии,
  4. реализации стратегии,
  5. оценки и контроля выполнения стратегии.

Разработка стратегического  видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии - главные  задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком  направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а  также те шаги и действия, которые  будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это  вместе составляет стратегический план.

Стратегический менеджмент направлен на решение следующих  целей и задач:

  • разработка стратегических целей компании;
  • оценка ее возможностей и ресурсов;
  • анализ тенденций в области маркетинговой деятельности;
  • оценка альтернативных путей деятельности;
  • определение стратегии на перспективу;
  • подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
  • оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Стратегическое управление - это комплексная система постановки и реализации стратегических целей  предприятия, основанная на прогнозировании  среды и выработке способов адаптации  к ее изменениям, а также воздействия  на нее.

В задачи стратегического  управления входят обеспечение целевой  направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление  новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с  распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и  высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства  на изменение ситуации.

Прежде всего должна быть поставлена определенная цель. Поскольку может быть несколько путей ее достижения, то на основе стратегического анализа осуществляется выбор наиболее предпочтительного варианта. Затем разрабатывается стратегия как инструмент перевода предприятия из текущего состояния в целевое.

Для разработки стратегии  необходимо сделать следующие шаги:

- четко сформулировать  видение (представление) собственниками  образа фирмы в перспективе  и главное направление ее развития (главную стратегическую цель, миссию);

- установить цели и  контрольные параметры бизнеса  (долю рынка определенного ассортимента  продукции или оказываемых услуг,  ориентировочные объемы производства  и продаж, показатели эффективности);

- определить тип предприятия  и способы управления бизнесом  и собственностью;

- проанализировать сильные  и слабые стороны фирмы, выявить  ключевые факторы успеха и  возможные угрозы (причинно-следственный  анализ, метод SWOT);

- выработать требования  и критерии оценки основных  видов деятельности;

- вскрыть основные проблемы  в фирменной системе управления  и во внешнем окружении; 

- сформулировать общие  требования к управленческим  подсистемам (инвестиций и развития, организационного развития, управления  качеством, планирования и контроля  над затратами, управленческого  и бухгалтерского учета, информационного  обеспечения управления);

- установить цели и  общие требования к использованию  объектов, на-ходящихся в собственности, и активов фирмы.

Глубокая проработка и  детализация базовых элементов  стратегии позволяет провести диагностику  системы управления фирмой и выработать рекомендации по совершенствованию  отдельных подсистем.

Рассмотрим некоторые  составляющие стратегического управления, которым уделяется мало внимания в отечественной специальной  литературе.

Миссия предприятия представляет собой решение собственников  о его предназначении, смысле существования - сферах и направлениях деятельности, производимых товарах и услугах, рынках сбыта. Четко сформулированная миссия доводится до всего персонала. Опыт западных и отечественных фирм подтверждает ее важную роль. Зная миссию сотрудники могут оценивать текущую деятельность фирмы, вносить предложения по ее совершенствованию.

Миссия должна быть тесно  связана с ожиданиями так называемых контактных групп. У любой фирмы существуют определенные обязательства перед этими группами, принципы взаимоотношений с которыми составляют основу философии организации. Каждая группа имеет свои интересы, которые могут входить в противоречие друг с другом:

- крупные собственники - рост своего благосостояния, стабильность  бизнеса как гарантия доходов,  увеличение стоимости активов; 

Информация о работе Этапы становления стратегического менеджмента