Этапы развития консалтинговых услуг в России. Особенности консалтинга в России, тенденции и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках потребно сочинять ведомости не позже, как 20-го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить, и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий день удержать надлежит по гривне".

Файлы: 1 файл

материал консалтинг.docx

— 32.12 Кб (Скачать файл)

 

На сайте можно найти подробную информацию о консалтинге, консультировании, менеджменту, компаниям консалтинга, сайтам и ресурсам по консалтингу, а также статьи о консалтинге, сведения о выставках, мероприятиях по консалтингу, глобальную статистику посещаемости консалтинговых ресурсов, ссылки на консалтинговые сайты.

 

Недавно появилось и уже выделилось в отдельное направление бизнеса консалтинговое брокерство. Существующий на Западе "консалтинг по подбору консультантов" уже начинает применяться в России. Брокеры консалтинговых услуг проводят презентации консалтинговых компаний с кратким резюме программ, условий, сроков и ценовых ожиданий исполнителя, подбирают необходимую консалтинговую компанию или индивидуальных консультантов, сопровождают договоры в течение всего срока их действия, представляют интересы клиента на рынке консалтинговых услуг, проводят обучение и разовые тренинги. В настоящее время такие подходы разрабатывает Национальная гильдия профессиональных консультантов (НГПК).

 

Развитию рынка консалтинга также способствуют такие тенденции в экономике России, как:

 

- увеличение платежеспособности  клиентов;

 

- подъем экономики, характеризующийся  возрастанием конкуренции, вызывающей  потребность в разработке стратегии, комплекса маркетинга и проч.;

 

- перераспределение собственности, вызывающее потребность в реструктуризации;

 

- структурные преобразования в  экономике;

 

- наличие сложных производственных  и управленческих структур "советских  времен", приводящих к увеличению  издержек, усложнению взаимодействий  и т. п.;

 

- глобализация - иностранным компаниям, приходящим на российский рынок, абсолютно необходим консультант  со знанием российской специфики;

 

- выход на мировой рынок отечественных  компаний, вызывающий необходимость  привлечения консультантов, которые  смогут помочь компании быть  конкурентоспособной на международном  рынке;

 

- вступление России в ВТО.

 

Обращение к услугам консультантов приносит российским предприятиям положительные результаты. Так, по данным Совета по антикризисным программам, за три года только за счет общения с консультантами без дополнительного финансирования ситуация:

 

- улучшилась для 75% предприятий;

 

- не изменилась - для 20;

 

- ухудшилась - лишь для 5%.

 

Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в России указывает на наличие следующих сегментов:

 

- индивидуальные частнопрактикующие  консультанты;

 

- отделы консалтинга в кадровых  или маркетинговых агентствах;

 

- мелкие консалтинговые фирмы (от 3 до 7 сотрудников);

 

- крупные российские консалтинговые  компании (30 и более человек);

 

- западные консалтинговые компании  с большим числом сотрудников (их представительства в России  различаются по величине).

 

В зависимости от занимаемой ниши на рынке различают три типа консалтинговых компаний:

 

1. Фирмы, специализирующиеся на  решении проблем нескольких крупных  клиентов (как правило, естественных  монополистов).

 

2. Фирмы, создающиеся крупными структурами  для решения своих внутренних  проблем и работающие на нескольких  корпоративных клиентов (например, компания СИБИНТЕК, первоначально  осуществлявшая весь комплекс IT-поддержки  НК ЮКОС).

 

3. Независимые частные фирмы, действующие  на конкурентном рынке и взаимодействующие  с многочисленными предприятиями  среднего и малого бизнеса, как  правило, на разовой основе.

 

Это интересно - опыт компании РМ Expert.

 

Компания РМ Expert, входящая в группу "Армада" (ММВБ-РТС: ARMD), подтвердила эффективность собственной Системы менеджмента качества (СМК), получив международный сертификат ISO 9001:2008.

 

В конце 2011 г. компания РМ Expert прошла повторную сертификацию на соответствие СМК требованиям стандарта ISO 9001:2008. СМК компании была внедрена и признана соответствующей стандарта ISO 9001 в 2008 г. Повторная сертификация - обязательное условие для любой компании, желающей сохранить полученный статус.

 

Сертификационный аудит осуществляла компания SGS (Международная организация по стандартизации), которая является мировым лидером на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации.

 

Прохождение сертификационного аудита де-факто является гарантией высокого качества самой СМК и всех услуг, которые предоставляет РМ Expert в области консалтинга, аутсорсинга и обучения специалистов.

 

Итак, структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IT-консалтинг. Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% - от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IT-консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем.

 

Наибольший спрос на стратегическое планирование и организационное развитие наблюдается в отраслях с высокой конкуренцией. В условиях конкуренции менеджмент предприятий осознает необходимость иметь долгосрочную стратегию развития. В настоящее время доля выручки международных консалтинговых компаний в России по этому направлению составляет от 30% у Accenture и до 100% у McKinsey. У российских компаний на долю стратегического планирования и организационного развития сегодня приходится пока только 10-15% совокупной выручки.

 

Это интересно - число консалтинговых фирм в Москве и Санкт-Петербурге:

 

По данным сайта msk.treko.ru, число зарегистрировавшихся на сайте консалтинговых фирм в 2012 г. составило в Москве 2098 компаний, в Санкт-Петербурге - 2120 компаний.

 

Однако, несмотря на высокую динамику развития, изменение отношения к консультантам в России, другие позитивные сдвиги, эксперты сходятся во мнении, что российский рынок консалтинговых услуг не является зрелым и до сих пор находится в стадии становления.

 

http://uchebniki.ws/10561127/menedzhment/etapy_razvitiya_konsaltingovyh_uslug_rossii_osobennosti_konsaltinga_rossii_tendentsii_perspektivy

 

В России процесс реорганизации деятельности предприятий имеет ряд особенностей.

 

Под реорганизацией деятельности предприятий понимается любое мероприятие, выполненное в рамках известных методов глобального управления качеством (TQM), реинжиниринга бизнес-процессов (BPR), управления, основанного на действиях (ABC/ABM), технологического проектирования (DFM), параллельного проектирования и разработки продукции (CE/CED) и т.д.

 

В России процесс реорганизации деятельности предприятий имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что под реорганизацией понимается внедрение новых средств автоматизации и информационных технологий, например, корпоративных информационных систем (КИнС) или отдельных их частей, например, электронных архивов.

 

Мало внимания уделяется вопросам оптимизации организационно-штатных структур предприятий, построению рациональных схем товарно-финансовых потоков и связанным с ними документооборотом, разработке технологий работы предприятия, с учетом имеющейся сети региональных представительств (филиалов), позволяющих эффективно реализовать рациональные схемы товарно-финансовых потоков в рамках оптимальной организационно-штатной структуры и т.д.

 

Подавляющее большинство руководителей предприятий считают, что на их предприятии нужно провести какие-либо мероприятия по реорганизации, для чего понадобятся особые знания и навыки, которых нет у директоров и управленческого персонала. Следовательно, возрастает интерес к консультационным услугам в области реорганизации деятельности предприятий, так называемому бизнес-консалтингу.

 

Что такое бизнес-консалтинг?

Бизнес-консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого связана с выполнением работ по проведению анализа, обоснованию перспектив развития и использованию научно-технических, организационно-экономических и методических инноваций на предприятии.

 

Консалтинговая фирма, предлагающая услуги по бизнес-консалтингу, должна осуществлять:

 

-понимание клиента, как правило, руководителей предприятия, путем  максимальной концентрации внимания  на его предметной области  и проблемах по оптимизации  оргштатной структуры, с учетом региональных представительств, товарно-финансовых потоках, технологиях работы структурных подразделениях, документообороте, формирования вариантов решений и т.д.;

 

-проведение анализа и оценки  проблем клиента;

 

-обоснование и разработку эффективных  вариантов решения проблем;

 

-разработку плана мероприятий, обеспечивающих выбранных клиентом  вариантов решения проблем;

 

-обеспечение выполнения консалтинга  в области информационных технологий, обеспечивающих информационную  и интеллектуальную поддержку  выбранных клиентом вариантов  решения проблем.

 

Обобщение авторами накопленного опыта выполнения ряда консалтинговых проектов по организации и реорганизации деятельности предприятий показало, что главными вопросами, которые волнуют директоров являются: налогообложение, неплатежи, трудовая и финансовая дисциплина, увеличение себестоимости продукции, трудности маркетинга и сбыта, устаревшее оборудование и технологии, совершенствование оргштатной структуры и многое другое.

 

К основным особенностям российского рынка консалтинговых услуг следует отнести:

 

-консалтинговые услуги только  начинают приобретать определенный  вес;

 

-на российском рынке достаточно  широко действуют зарубежные  консалтинговые фирмы (большая шестерка), однако они, как правило, не стараются, а скорей всего не могут, разобраться  в нашей российской действительности, и навязывают свои типовые  решения, исходя из опыта деятельности  на других рынках, что не приносит  достаточного эффекта;

 

-российским консалтинговым фирмам, как правило, недостает: грамотных  и опытных руководителей проектов  и хороших команд исполнителей-аналитиков; методологических подходов выполнения  консалтинговых проектов; грамотного  комплексного применения всей  гаммы инструментальных средств  построения функционально-информационных, функционально-стоимостных и имитационных  моделей бизнес-процессов предприятий; теоретических знаний и опыта  выполнения проектов реорганизации деятельности предприятий.

 

В настоящее время руководители практически всех предприятий хотят узнать об эффективности работы существующей на предприятии организационно-штатной структуры. Поэтому вопросы ее реорганизации с целью оптимизации являются наиболее важными в проектах по бизнес-консалтингу.

 

Анализ существующей организационно-штатной структуры предприятия осуществляется на основе применения ABC-модели (Activity Base Costing). АВС-модель позволяет определить существующие затраты на выполнение основных и вспомогательных функций. Используя ABC-данные, формируется ABM-информация (Activity Base Management), которая необходима для построения вариантов организационно-штатных структур предприятия.

 

В качестве основных принципов формирования организационно-штатной структуры предприятия принимаются следующие:

 

1.Структура должна отражать  цели и задачи предприятия.

 

2.Структура должна отражать  функциональное разделение труда  и объем полномочий должностных  лиц предприятия.

 

3.Принцип единоначалия.

 

4.Сочетание централизованной координации  с децентрализованным управлением.

 

5.Организационное разделение стратегического  и оперативного управления.

 

6.Ограничение нормы управляемости.

 

7.Обеспечение наименьшего числа  уровней управления и простейшей  цепи команд при реализации  функций управления.

 

Оценка и сравнение вариантов структуры производится по следующим показателям:

 

-количество структурных элементов  на всех уровнях управления  предприятия;

 

-доля руководящего состава в  структуре численности предприятия;

 

-норма управляемости в звеньях  управления различных уровней;

 

-количество структурных элементов, занятых в реализации основных  производственных функций предприятия;

 

-коэффициент связности основных  структурных элементов при реализации  возложенных на них функций.

 

Полученные результаты при выполнении этапов бизнес-консалтинга позволяют, с одной стороны, до внедрения средств автоматизации, грамотно и эффективно осуществить реорганизацию деятельности предприятия и, следовательно обеспечить рациональную работу его структурных подразделений, с другой стороны, получить необходимые и достаточные исходные данные для проведения консалтинговых работ в области внедрения информационных технологий на предприятии.

Информация о работе Этапы развития консалтинговых услуг в России. Особенности консалтинга в России, тенденции и перспективы его развития