Эмоциональный самоконтроль менеджера и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель самоорганизации менеджера - наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни. При этом основная задача менеджеров заключается не столько в минимизации хаоса в деятельности и поведении, сколько в оптимизации или поддержании должного порядка.

Содержание работы

Введение
Эмоциональные процессы и управление эмоциям
Самоконтроль процесса деятельности
Исследование тенденций в развитии эмоционального интеллекта у российских менеджеров
Повышение эффективности работы менеджера на предприятии ООО «Глаза дома»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

менед. организ..doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

3. Неумение и нежелание справляться  с канцелярской работой, которое  требует монотонности, кропотливого  и нудного труда, раскладывая все по полочкам и в свои папки.

Руководителю должен учитывать, что немного времени, которое он израсходует на сортировку документов, дадут ему время в запасе, которое он сможет израсходовать на поиск документа нужного для совещания, которое началось пять минут назад.

4. Проведение бесполезных собраний, совещаний. Самый главный вопрос, который должен задавать себе  руководитель, готовящий собрание: «Что будет, если собрание не  провести?». Возможно, ничего и не  следовало проводить.

5.Неумение расставлять приоритеты. Менеджер должен уметь выделить из всей массы своих дел те, которые являются наиболее значимыми и перспективными.

Теперь вы узнали, что значит быть менеджером, управлять своей компанией и расходовать самый дорогой ресурс – время. Отвечаете ли вы этим качествам, если да, то дерзайте!

Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности  

 За качество разработки и  успех воплощения в жизнь принятой  в организации стратегии управления основную ответственность несет непосредственно менеджер. Он специалист по управлению, который создает планы, определяет, не только что и когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.  

 В обязанности менеджера  входят определение цели и  выбор средств ее достижения, установление приоритета задач  в работе предприятия и прогнозирование  возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании.    

 Одна из главных задач  менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля.  

 До 80% проблем, возникающих перед  менеджером, связано с человеческим  фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять  функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.  Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств. 

Рассмотрим наиболее важные из них, принимаемые во внимание на этапе профессионального психологического отбора менеджеров.

 Он должен уметь мыслить  стратегически, владеть навыками  интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться, этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему.   

Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем.  

 Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации.          

 Способность к риску - один  из главных критериев в оценке  профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение  находить необходимые решения  в условиях большой степени риска.           

 Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений. Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение самообладания, стрессоустойчивости   для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.

Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия. Чувство юмора помогает менеджеру оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос интерес к нравственной сфере личности менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного менеджера должны быть  представлены такие черты, как чувство собственного достоинства, честность и порядочность. Перейдем теперь к особенностям профессиональной подготовки менеджеров.

Для современного менеджера очень важны навыки создания команды. Команды сотрудников, непосредственно работающие с потребителями, рассматриваются как фундамент организации. Вместо руководства отделами многие менеджеры действуй ют как лидеры команд, работающих над постоянно изменяющимися временными проектами. Некоторые из проектов функционируют постоянно, обслуживая крупных клиентов или сосредоточив деятельность на специфичных рынках; другие создаются для реализации краткосрочных проектов или решения текущих проблем.

Успех в условиях новой рабочей среды зависит от сплоченности и качества взаимоотношений. Партнерские взаимоотношение внутри и вне организации с потребителями, поставщиками и даже с конкурентами рассматриваются как залог процветания компании. Новые методы работы предполагают, что сотрудничество не только является формой работы с партнерами, но и пронизывает все функции и иерархические уровни организации. Модели электронного бизнеса, позволяющие наладить компьютерную связь с потребителями, поставщиками, партнерами и другими заинтересованными лицами, заставляют менеджеров дорожить и управлять деловыми взаимоотношениями, которые не ограничиваются традиционными рамками организации.

В условиях новой рабочей среды перед менеджментом стоит важная задача — создание обучающейся организации. Для этого необходимо обеспечить такой климат, в котором ценится умение экспериментировать, брать на себя риски, использовать новейшие технологии, спокойно относиться к ошибкам и неудачам, мыслить нетрадиционно и делиться знаниями. В обучающейся организации каждый сотрудник принимает участие в определении и решении проблем, что позволяет компании постоянно экспериментировать, совершенствоваться и расширять свои возможности. Роль менеджера заключается не столько в принятии решений, сколько в создании для каждого сотрудника возможность свободно экспериментировать и учиться

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Современные исследования выявили, что не интеллектуальные способности и узкопрофессиональная компетентность, а эмоциональный интеллект менеджеров определяет почти 90% успеха управления.  
Весь бизнес, который строится на  схеме «человек-человек», зависит от ЭИ тех сотрудников, которые презентуют, договариваются, обслуживают и т.д. ЭИ оказывает влияние во всех  сферах деятельности, где есть общение с людьми. Но в  первую очередь - это управленческая деятельность. От ЭИ руководителя зависит и то, как он налаживает взаимоотношения с сотрудниками, как он их развивает, делегирует полномочия, и то, как он выстраивает процесс организации дела.

Эмоциональный интеллект человека развивается в течение всей жизни посредством обучения, тренировки и жизненного опыта. Это проявление таких личностных характеристик, как  самопонимание, самоконтроль, эмпатия1 и социальные навыки. Если сказать в двух словах, то это владение инструментами управления эмоциональным ресурсом своим и окружающих.

В 2009 году экономистами было проведено исследование тенденций развития эмоционального интеллекта (ЭИ) в рамках корпоративного обучения российского бизнеса. В исследовании приняли участие  более 150 слушателей курсов повышения квалификации, из них: крупный бизнес - 50%,средний бизнес -29%, малый бизнес-21%. Участники опроса  - представители различных направлений бизнеса. Это прежде всего крупные предприятия нефте-газовой отрасли,  строительство, химическая промышленность, торговля, энергетика, телекоммуникации, металлургия, транспорт, финансы, профессиональные услуги и др. Статус респондентов:

  • Топ-менеджеры - 52%.
  • Менеджеры среднего звена - 34%.
  • Линейные менеджеры - 14%.

Результаты опроса показали, что:

-  90% респондентов  осознают большое значение эмоционального интеллекта в управленческой практике;

- 86% отметили, что  невнимание к эмоциональному состоянию окружающих и неумение владеть своими эмоциями приводило к конфликтам;

- 50%  отметили трудности в привлечении и удержании талантливых работников.

Интересны данные по тематике корпоративного обучения:

 На первом месте  - «Развитие навыков презентации» (30%).

На втором месте - «Развитие лидерства» (21 %).

На третьем  месте - «Управление конфликтами» (20%). 
          Примерно 30% опрошенных отметили отсутствие какого-либо корпоративного обучения. Тема «Развитие эмоционального интеллекта» в корпоративном обучении занимает одно из последних мест - всего 6%. 
          На вопрос  «Развитие каких аспектов эмоционального интеллекта Вы считаете для себя наиболее актуальными?» были получены следующие результаты:

1. Самоконтроль (управление своими эмоциями) - 72,5%.

 2. Управление конфликтными ситуациями - 50,8%.

3. Эмпатия - 44%.

4. Управление эмоциями других людей - 40%.

5.Харизма и яркий имидж -40%.

6. Самоосознание (понимание своих  чувств, эмоциональных переживаний) - 35,8%.

7.Интуиция-28%.

Такие показатели говорят о высокой оценке значимости эмоционального интеллекта и серьезном  критическом самоанализе собственных личностных качеств респондентов. 63% респондентов планируют в ближайшее время развивать эмоциональный интеллект в формате:

Информация о работе Эмоциональный самоконтроль менеджера и его влияние на эффективность профессиональной деятельности