Экономическая сущность маркетинга в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Внутренняя среда, которую предприятие может контролировать, складывается, во-первых, из действующей системы управления, способов и методов получения информации о рынке, планирования и контроля деятельности. А также ее организации, а во-вторых, из элементов маркетинга: товара, цены, условий и места продажи, стимулирования. С помощью факторов внутренней среды предприятие приспосабливается к изменениям среды внешней. Факторы маркетинговой среды разделяются на:
1. Контролируемые организацией, управляемые и направляемые ею.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 56.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5. Качественные и количественные методы опроса.

Количественные методы опроса - это наиболее часто используемые методы сбора первичной информации. Популярность их связана с возможностью распространения результатов исследования на всю совокупность целевых потребителей, поскольку количественные опросы охватывают большое число респондентов. Основные вопросы, на которые можно получить ответы с помощью количественных методов опроса, - кто, что, когда, сколько, как часто?

Почтовый опрос.

В настоящее время используется очень редко. Обычно встречается прессовый опрос, когда анкета печатается в периодическом издании. Довольно активно проводятся опросы в сети Интернет или посредством факсимильной связи.

Телефонный опрос.

Телефонные исследования зачастую заменяют личные собеседования, по причине скорости и дешевизны. Телефон незаменим, когда надо получить небольшие объемы высокоструктурированной информации на большой территории, но он не подходит для людей, не склонных отвечать по телефону, для детей или для тех, кто по телефону практически недоступен.

Достоинства и недостатки телефонного опроса:

 

Достоинства:

   

-Информация может быть получена в сжатые сроки.

-Низкая стоимость.

-Контакт менее обременителен, чем при личной встрече.

-Контроль за порядком вопросов, комплектностью информации.

-Контроль за работой персонала.

-Использование компьютерных технологий.

   
     

Недостатки:

-Отсутствие визуального контакта, невозможен показ образцов, нельзя увидеть реакцию респондента.

-Респонденту легче отказаться от сотрудничества.

-Сложно сформировать направленную выборку.

-Опрос не может быть продолжительным.

-Отсутствуют гарантии анонимности.

-Вопросы воспринимаются на слух, поэтому их конструкции не должны быть сложными.


 

Интервью при личном контакте.

Специфика личного интервью состоит в прямом взаимодействии индивидов в процессе их целенаправленного общения. Качество получаемой информации зависит от характеристик основных элементов процесса общения: интервьюера, респондента, вопросника и ситуации, в которой происходит личное интервью.

Ситуация в значительной мере определяет допустимость использования сложных формулировок, количество задаваемых вопросов, гарантии анонимности респондентов. Личная беседа может проводиться на дому респондента, по месту его работы, в каком-либо общественном месте.

Основные характеристики личного интервью:

 

Достоинства:

   

- Возможность контроля соблюдения порядка вопросов.

- Возможность получения невербальной реакции.

- Высокая доля идущих на контакт респондентов.

- Возможность корректировки или дополнения сказанного, объяснения непонятного вопроса.

- Возможность использования визуального материала.

- Комплектность информации может быть достигнута усилиями интервьюера.

- Возможность задать большое число вопросов.

   
     

Недостатки:

- Высокая стоимость одного контакта.

- Ограниченность охвата территории.

- Высокая трудоемкость.

- Сильное влияние интервьюера.

- Сложность контроля работы персонала.

- Необходимость привлечения большого количества интервьюеров.


 

Анкетирование.

Анкетирование чаще всего рассматривается как форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы. Особенностью анкетирования является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным и заочным. Очное анкетирование, при котором исследователь присутствует в момент сто проведения и может, если необходимо, давать пояснения респонденту, является одним из наиболее часто используемых методов сбора первичной маркетинговой информации. Оно может осуществляться путем посещения респондентов на дому или по месту работы (учебы), а также путем опроса в общественных местах (па улице, в торговых центрах, ресторанах, театрах, на транспорте и т. д.). Последний подход является очень популярным, так как является чрезвычайно экономичным и позволяет обеспечить быстрый сбор первичной маркетинговой информации. Практика свидетельствует, что при подобном опросе заодно и то же время может быть охвачено в пять раз больше респондентов, чем, например, при анкетировании на дому. Еще одним важным положительным моментом проведения опросов в общественных местах является то, что они обеспечивают получение в значительной степени надежной информации о покупках или потреблении товаров и услуг. Дело в том, что в данном случае респондент дает «свежую» информацию, а его оценки являются действительно спонтанными и собственными, не подвергшимися влиянию других людей. Анкеты для проведения очного анкетирования должны быть предельно краткими и удобными для заполнения.

Исследования посредством Интернета. В настоящее время Интернет используется для сбора как вторичной, так и первичной информации. Интернет предоставляет доступ к разнообразным информационным источникам по любой тематике с любого конца света; ни одна традиционная библиотека не сравнится с этим эффективным и дешевым средством сбора информации. Посредством Интернета можно получать и передавать тексты, изображения и голосовые сообщения физическим лицам, коммерческим организациям или государственным учреждениям.

Основные характеристики интернет – опросов:

 

Достоинства:

   

- Низкие затраты.

- Высокая скорость.

- Возможность использовать демонстрационные видеоматериалы.

- Интерактивный характер коммуникации.

- Коммуникация, удобная для респондента.

- Глобальный охват.

   

Недостатки:

- Нерепрезентативная выборка.

- Этические проблемы доступа  к личной информации, риск нарушения  конфиденциальности.

Применение метода опроса позволяет:

-идентифицировать потенциальных  потребителей;

-осуществить сегментацию рынка  в соответствии с качественными  и количественными характеристиками  потребителей;

-оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей  относительно продукта (предприятия), его характеристик, цепы и других  элементов комплекса маркетинга;

-выявить предпочтения потребителей  по товарным маркам;

изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;

-установить факторы, влияющие на  поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;

-оценить эффективность воздействия  на потребителей маркетинговых  программ, приемов и инструментов;

-отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок  и убеждений потребителей;

-выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т. д.

Процесс проведения фокус - групп.

Фокус - группа - это форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей. Специфической особенностью фокус - группы является групповое взаимодействие (от 6 до 14 человек), порождающее более сложную реакцию на вопрос модератора со стороны участников, чем обычный однозначный ответ. После вопроса модератора начинается высказывание различных мнений, которое перерастает в обсуждение. Мнения участников могут меняться по ходу дискуссии, однако задача выработки единого группового мнения не ставится; важны все точки зрения, поэтому задача модератора - создать комфортные психологические условия для высказывания своего мнения каждым членом группы. Как правило, эта неформальная дискуссия длится 1,5-2 часа. Обсуждение записывается на видео - и аудиопленку.

Цели проведения фокус - группы заключаются в следующем: понять мотивы поведения потребителей, имеющиеся установки и ценности; определить специфику использования товара; проанализировать конфликты и разногласия по определенным вопросам; понять специфику субкультур.

Достоинства и недостатки фокус – групп:

 

Достоинства:

   

- Позволяет выяснить разные точки  зрения, создает предпосылки для  высказывания ответных аргументов.

- Достигается оптимальное  сочетание временных и финансовых  затрат для получения качественной  информации от большого количества  людей.

- Возможность свободно  высказываться положительно влияет  на качество и глубину получаемой  информации.

- В процессе группового  общения снимаются психологические  барьеры, легче выражаются эмоциональные  реакции.

- Снимается противопоставление  исследователя и респондента, поскольку  влияние модератора компенсируется  групповой сплоченностью.

   

Недостатки:

- Результаты исследования зависят  от квалификации модератора.

- Групповое взаимодействие  может повлиять на мнения неуверенных  в себе участников.

- Собственное мнение респондента  может быть подменено на традиционно  одобряемый общественным мнением  вариант.

- Результаты предварительного  тестирования носят ограниченный  характер.

- Требуются специальное  помещение и оборудование.

- Не все темы одинаково  активно обсуждаются в группе.

- Сложность с одновременным  присутствием всех членов группы.


В состав исследовательской команды входят исследователь, модератор, рекрутер и ассистенты. Исследователь занимается научными, методологическими и методическими вопросами исследования, разрабатывает его план, набирает команду, анализирует результаты и готовит отчет. Модератор проводит беседу, его задача - ознакомить участников с целями проведения фокус - групп и постоянно направлять обсуждение в нужное русло.

Ассистент модератора концентрируется на подготовке помещения для дискуссии, табличек с именами участников, рекламных материалов, необходимого оборудования, обеспечении прохладительными напитками, подготовке размещением респондентов, вручением сувениров и др. Рекрутер в соответствии с заданными исследователем критериями занимается набором респондентов для участия в дискуссии. Аналитический этап состоит из расшифровки аудио- и видеозаписей, их анализа, составления предварительного отчета, обсуждения его с модераторами и подготовки окончательного отчета.

Список использованной литературы:

1. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 2006 - 184 с.

2. Харчева В. Основы социологии: Учебник. - М.: «Логос»; Высшая школа, 2009 - 302 с.

3. Социология: Учебник. / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. М.,Финпресс, 2007. 318.с. 
5. Овечкина, О.М. Основы маркетинга: учеб. пособие / О.М. Овечкина. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2008. - 288с. 
6. Лукина, А.В. Маркетинг : учеб. пособие / А.В. Лукина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 250с.


 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность маркетинга в рыночной экономике