Эффективный объем предоставления общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. в качестве одной из аксиом мы принимали положение о суверенитете потребителя - потребительские предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ. Иная ситуация с общественными благами. Если, выбирая объем их предоставления, мы будем основываться только на решениях отдельных индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет предоставлено недостаточно.

Файлы: 1 файл

Общественные блага.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Эффективный объем  предоставления общественных благ

В случае частных благ выбор  направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. в качестве одной  из аксиом мы принимали положение  о суверенитете потребителя - потребительские  предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ.

Иная ситуация с общественными  благами. Если, выбирая объем их предоставления, мы будем основываться только на решениях отдельных индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет предоставлено недостаточно. Представим себе, что Антон и Игорь  живут на неосвещенной улице, но из соображений безопасности оба бы предпочли либо чтобы улица была освещена, либо чтобы у каждого  из них был свой автомобиль, на котором  можно доехать прямо до дома. Предположим  также, что стоимость установки  фонарей в точности равна стоимости  автомобиля. Выбирая между этими  альтернативами исходя из максимизации собственной полезности, и Антон  и Игорь предпочтут приобрести по автомобилю. При равных ценах автомобиль приносит полезность только его владельцу, а фонари на улице светят не только их владельцу, но и его соседям. Индивид  при покупке блага не принимает  во внимание выгод (внешних эффектов), которые могут получить другие потребители, пользующиеся благом бесплатно. По этой причине общественное благо будет  предоставлено в меньшем объеме, чем следовало бы, с учетом всех возможных выгод.

Почему же при этом учитываются  не все выгоды? Связано это с  тем, что ряд потребителей благ могут  вести себя как "зайцы" (free rider). Если Игорь думает, что Антон в  любом случае заплатит за установку  фонарей, в ответ на просьбу Антона внести посильную лепту (соответствующую  получаемой им полезности) он может  сказать, что уличное освещение  ему вовсе не нужно и, более  того, мешает спать, а следовательно, Антон должен заплатить ему компенсацию. Конечно же, проблема "зайцев" возникает не только из-за непорядочности отдельных граждан, но и по причинам отсутствия у них полной информации (представьте, например, что у вас  спрашивают, в каком объеме вам  нужны услуги национальной обороны  и сколько вы за них готовы заплатить), высоких затрат на сбор платы за каждое отдельное общественное благо  в сравнении с унифицированным  налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие трансакционные затраты.

Если функции по предоставлению общественных благ берет на себя государство, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим механизмом. Модели такого выбора рассматриваются  в следующей лекции. Здесь же мы сконцентрируемся на анализе добровольного (без вмешательства государства) принятия решений об объеме предоставления общественных благ и месте общественных благ в системе общего экономического равновесия.

Оптимальный объем  предоставления общественных благ : частичное  равновесие

Анализ частичного равновесия предполагает определение функций  спроса и предложения и нахождение точки, в которой объем спроса будет равен объему предложения.

Функция спроса на общественное благо представляет собой зависимость  получаемой индивидомпредельной выгоды (MB - marginal benefit) от объема потребления блага. В данном случае предельная выгода - это полезность индивида от потребления дополнительной единицы общественного блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за данную дополнительную единицу. Выводя функцию спроса, мы должны предположить, что предпочтения индивида, т. е. его готовность платить, выявлены точно и без искажений. Иными словами, считается, что ни один из потребителей общественного блага не ведет себя как "заяц". Наличие данного предположения, не требующегося в случае частного блага, делает функцию спроса в некоторой степени условной. По этой причине ее часто называют функцией псевдоспроса на общественное благо.

Линия спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, что отражает убывающую предельную полезность от потребления дополнительной единицы блага. Линия индивидуального  спроса строится на основе анализа  кривых безразличия и бюджетных  линий, так же как и кривая спроса на частное благо (см. лекцию 15). Кривая индивидуального спроса показывает, какую цену согласен заплатить индивид за предоставление ему дополнительной единицы.

Поскольку в отличие от частных благ каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-либо его часть (свойство несоперничества), цена общего спроса представляет собой при каждом объеме сумму цен индивидуального спроса. Кривая совокупного спроса соответственно находится путем суммирования цен  каждого потребителя при заданном объеме (так называемоевертикальное суммирование в отличие от горизонтального суммирования при нахождении кривой рыночного спроса на частное благо). Условие установления равновесия - равенство суммарной предельной выгоды (готовности платить) потребителей цене (предельным затратам), по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель.

На рис. 2,а приведена  графическая иллюстрация определения  оптимального объема предоставления общественного  блага в случае двух индивидов. Продолжим  наш пример с уличным освещением. За первый фонарь, установленный на улице, Антон готов заплатить 10 ден. ед., а Игорь - 5 ден. ед. За второй фонарь Антон бы заплатил 8 ден. ед., а Игорь  только 4 ден. ед., за третий соответственно 6 и 3 ден. ед. Четвертый фонарь Игорю  уже не нужен, а Антон заплатил бы за него 4 ден. ед. Будем считать, что  предельные затраты на установку  каждого фонаря одинаковы и равны 9 ден. ед.

  
Рис. 2. Оптимальный объем предоставления общественного блага.  
D- линия спроса Антона; DИ - линия спроса потребителя Игоря; DA+И - линия суммарного спроса; S - линия предложения.

Линии спроса на общественное благо могут быть и непрерывными (это зависит от степени делимости  блага). Представьте себе, например, что объем услуг национальной обороны измеряется гипотетическим "уровнем защиты населения" и  изменяется непрерывно (см. рис. 2,б).

Напомним, что производство и предоставление общественных благ связано со значительными внешними эффектами. По этой причине линия  предложения представляет собой  линию предельныхобщественных затрат, равных сумме предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства. Таким образом, получаем условие равновесия:

,


Информация о работе Эффективный объем предоставления общественных благ