Эффективность лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Известно,что имеется много потенциально эффективных методов влияния на людей. Какие же методы на практике зарекомендовали себя эффективными в сегодняшних организациях? Как должен вести себя руководитель управленческого персонала, чтобы побудить подчиненных сделать все, на что они способны для достижения целей организации? Цель работы: рассмотреть анализ результатов исследования стилей руководства управленческим персоналом.

Содержание работы

Введение
1. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства.
2. Обзор теорий поведенческого подхода:
а) теория Д. Мак Грегори;
б) теория Р. Лайкерта;
в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла;
г) управленческая решётка Блэйка и Мутона.
3. Удовлетворённость и производительность.
4. Ситуационные подходы к эффективному лидерству:
а) теория Фидлера;
б) теория Митчела-Хауса;
в) теория жизненного цикла;
г) модель Врума-Йеттона.
5.Адаптивное руководство.
Лидерство в российском менеджменте.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсач М.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Введение 
 
 1. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства. 
 
 2. Обзор теорий поведенческого подхода: 
 
 а) теория Д. Мак Грегори; 
 
 б) теория Р. Лайкерта; 
 
 в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла; 
 
 г) управленческая решётка Блэйка и Мутона. 
 
 3. Удовлетворённость и производительность. 
 
 4. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: 
 
 а) теория Фидлера; 
 
б) теория Митчела-Хауса; 
 
 в) теория жизненного цикла; 
 
 г) модель Врума-Йеттона. 
 
 5.Адаптивное руководство. 
 
Лидерство в российском менеджменте. 
 
 Заключение. 
 
 Список используемой литературы.  
 

 

Введение. 
 
Известно,что имеется много потенциально эффективных методов влияния на людей. Какие же методы на практике зарекомендовали себя эффективными в сегодняшних организациях? Как должен вести себя руководитель управленческого персонала, чтобы побудить подчиненных сделать все, на что они способны для достижения целей организации? Эти вопросы я постараюсь рассматреть в своей курсовой работе, где анализируются результаты исследования стилей руководства управленческим персоналом. 
 
Обзор теорий лидерства 
 
Итак,лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Мы подчеркнем, что имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.Также отметим, что эффективное лидерство и эффективное управление - не одно и то же. Без ответа остался важный вопрос: как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации? 
 
Это - сложные вопросы, и ответы на них лежат отнюдь не на поверхности. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. 
 
Подход с позиции личных качеств 
 
Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. 
 
В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях. В 1948 г. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств». 
 
Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. Однако сам Стогдилл считает, что его точка зрения недостаточно оттеняет личностную природу лидерства. Он утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Хотя он и не призывает вернуться к подходу к руководству с позиций личных качеств, Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».

Заключение.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. 
 
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. 
 
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. 
 
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. 
 
Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. 
 
Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

    

 

Обзор теорий поведенческого характера 
              

Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить класси- 
       фикацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. 
       Стиль руководствав контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. 
       

       а) теория Д. Мак Грегори 
       В 1960 году Д. Мак Грегори опубликовал свою работу "Человеческая сторона предпринимательства", в которой чётко обрисовал два основных типа или стиля лидерства: авторитарное руковод- 
       ство (теория "Х") и демократическое руководство (теория "Y"). 
       Согласно теории "Х": 
       1. Люди не любят трудиться и по возможности избегают работы. 
       2. Люди, не имеющие честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 
       3. Люди хотят защищённости. 
       4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать контроль, принуждение или угрозу наказания. 
       На основе этих предположений, автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, а чтобы обеспечить выполнение работы, оказывает психологическое давление. И даже в ситуации благосклонного автократизма, когда избегается негативное принуждение, руководитель полностью сохраняет за собой власть принимать и исполнять решения. 
       Согласно теории "Y": 
       1. Труд - процесс естественный, и если условия благоприятны, 
       люди принимают на себя ответственность и даже стремятся к ней. 
       2. Если люди приобщены к организационным целям, то они используют самоуправление и самоконтроль. 
       10 
       3. Приобщение является функцией вознаграждения. 
       4. Интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. 
       Итак, демократический руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, а те пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

В некотором смысле, он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, приходя к пониманию, что самостоятельная творческая работа, по природе своей, является вознаграждением. Задача руководителя создать атмосферу открытости, доверия и благожелательности. 
              

б) теория Р. Лайкерта       

 
       Дальнейшие работы по классификации стилей путем сравнения автократичного и демократичного континуумов были продолжены в Мичиганском университете, где, сравнивая группы с различной производительностью и руководством, Рэнсис Лайкерт выделил два типа руководителей: руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, сосредоточенный на человеке. Для первого 
       характерна, прежде всего, забота о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда, а для второго - совершенствование человеческих отно-      

 

 

       шений и привлечение трудящихся к участию в управлении, как главных факторов роста производительности труда. Продолжая исследования, Лайкерт предложил четыре системы стиля лидерства: 
       1. Эксплуататорско-авторитарная - полная характеристика автократа. 
       2. Благосклонно-авторитарная - ограниченное участие трудящихся в принятии решений. 
       3. Консультативная - тактические решения принимаются подчиненными, а стратегические - руководителем. 
       4. Демократическая, основанная на участии - полное доверие между руководителями и подчиненными, принятие решений децентрализовано, то есть так называемое групповое руководство. 
       Таким образом, Лайкерт жестко разделяет типы лидерства, считая, что одновременно невозможно ориентироваться и на работу и на человека и считает, что самым оптимальным является поведение руководителя, ориентированное на человека. 
        
              

 
             

в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла 
        
       Работы экономических групп в университете штата Огайо поставили под сомнение концепцию строгого разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Стогдиллом была разработана система, согласно которой поведение руководителя классифицируется по двум дополняющим друг друга отношениям: структуре и вниманию к подчиненным. 
       1. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия и контакта между руководителем и подчиненным. Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что классификация не безупречна. 
        
                          

2. 13         

 

 

       г) управленческая решётка Блэйка и Мутона 
              

Концепция университета штата Огайо была модифицирована Блэйком и Мутоном, которые, ранжируя "заботу о человеке" и "заботу о производстве" по 9-ти бальной шкале, выделяют 5 основных стилей руководства. 
        
       1-1 - страх перед бедностью; 
       1-9 - дом отдыха; 
       9-1 - авторитет - подчинение; 
       5-5 - организация; 
       9-9 - команда 
        
       1-1 - руководителю требуется минимум усилий, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 
       1-9 - руководитель сосредоточен на теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 
             

 
             

9-1 - руководитель заботится об  эффективности выполняемой работы, не обращая внимания на моральный  настрой подчиненных. 
       5-5 - руководитель находит баланс эффективности и хорошего морального настроя. 
       9-9 - Руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, что обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. 
              

3. Удовлетворенность и  производительность 
              

С того самого момента, когда впервые было определено различие между автократичным стилем и стилем, сосредоточенным на человеке, начались дебаты, что же лучше. В настоящее время после ряда широких эмпирических исследований можно сделать следующие выводы о соотношении удовлетворенности, стиля руководства и производительности: 
       1. Во многих ситуациях демократичный и ориентированный на человека стиль не приводит к большей удовлетворенности персонала. 
       2. В ситуациях, где исполнители действуют на уровне более низких потребностей, демократичный стиль может снизить степень удовлетворенности. 
       3. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников.     

 
              

4. Высокий моральный настрой  и большая удовлетворенность  не всегда повышают производительность. 
              

 

 

4. Ситуационные подходы  к эффективному лидерству 
              

Неспособность исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действует один или более факторов. Чтобы найти эти факторы, исследователи вынуждены были обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию. 
              

а) теория Фидлера 
              

Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие всей теории лидерства, так как она впервые сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя: 
       Отношения между руководителем и членами коллектива. 
       Структура задачи. 
       3. 3. Должностные полномочия. 
       Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует 
       свой стиль руководства, стиль руководителя остается в принципе неизменным, а так как человек не может приспособить свой стиль 
           

 
            

руководства к ситуации, то его необходимо помещать в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, что ведёт к высокой производительности и удовлетворенности. Чтобы определить личные качества руководителя (стиль лидерства), Фидлер проводил опрос для выяснения портрета менеджера, чьи личные качества были бы наименее предпочтительны для работников определенной группы (НПК - наименее предпочитаемый коллега). 
       Менеджеры, имеющие высокий рейтинг НПК, строят отношения с подчиненными на личностной основе и взаимопомощи, а кто имеет низкий рейтинг - сосредотачивается на задаче и беспокоится о производстве. Исходя из того, что отношения в коллективе могут быть 
       плохими или хорошими, задача сконструирована или нет, а должностная власть большая или малая, Фидлер предлагает восемь потенциальных стилей руководства. 
        высокая  
        НПК  
        низкая  
       

Информация о работе Эффективность лидерства