Государственное управление в ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

В первые дни войны в сложных условиях поражений первого периода, неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны была начата перестройка государственного управления.
В первый день войны 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении».

Содержание работы

1. ПЕРЕСТРОЙКА ВЫСШИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
– Ставка Верховного Главнокомандования
– Государственный Комитет Обороны
– Учреждение специальных учреждений
при СНК СССР
– Система планирования, Госплан СССР
2. СОВЕТЫ И ГОСУДАРСТАЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

3. ПОЛОЖЕНИЕ ПАРТИИ

4. МЕТОДЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

5. КАРАТЕЛЬНО-РЕПРЕССИВНЫЕ ОРГАНЫ

6. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

ГУ в ВОВ-1.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

За время  войны было произведено 105 переписей материалов и оборудования.

Непосредственное  руководство планированием осуществлял ГКО: утверждал народно-хозяйственные планы, контролировал их выполнение.

Госплан СССР в годы войны планировал производство продукции не по наркоматам и союзным республикам, а непосредственно адресовал плановые задания предприятиям. Удвоилось количество централизованно распределяемых видов продукции. С августа 1943 г. в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и ратин» хозяйства, пострадавших от оккупации районов.

Особое  значение приобретала финансовая политика государства, подчиненная нуждам войны.

  1. Наркомат финансов обязывался к поискам способов резкого сокращения расходов, не связанных с военным производством. Проблема заострялась вследствие значительного падения доходов бюджета из-за свертывания производства для гражданских нужд.
  2. Определялись новые направления получения доходов в бюджет:
  • вводились новые налоги (военный, на холостяков),
  • выпускались облигации государственных займов (за 1941-1945 гг. они дали 76 млрд руб.),
  • проводились денежно-вещевые лотереи,
  • прекращались выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов,
  • ограничивались выплаты вкладов, повышались цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию).

Значительный  резерв представляли:

  • минимальный размер заработной платы,
  • отсутствие оплаты на мобилизационных работах и т.п.

За годы войны дефицит государственного бюджета был невелик, в 1944 г доходы на 4,7 млрд. руб. превышали расходы.

    1. Советы и государственное строительство

С началом  войны очередные выборы в Советы откладывались, полномочия довоенных Советов продлевались.

Нарушались  сроки созыва сессий Советов. Решающим образом возрастали полномочия исполнительных органов Советов. Многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и руководителями отделов.

К концу войны более 50% членов исполкомов и 70% председателей Советов не были депутатами, а были кооптированы. К январю 1945 г. в составе местных Советов было около одной трети депутатов довоенного созыва.

За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались три раза.

Верховный Совет СССР принимал указы:

  • о мобилизации в Красную Армию,
  • о введении военного положения,
  • о создании новых чрезвычайных органов государственной власти и т.д.

В феврале 1944 г. ВС СССР принял закон, по которому расширялись права союзных республик в сфере обороны (право организовывать свои войсковые формирования и создавать органы военного управления - республиканские наркоматы обороны) и внешней политики (право создавать республиканские наркоматы иностранных дел). Подобные меры на заключительном этапе войны принимались в связи с созданием ООН с тем, чтобы, придав союзным республикам признаки суверенности, обеспечить их участие в учреждении ООН. На практике войсковые формирования и органы военного управления создавались далеко не во всех республиках и были ликвидированы в начале 1450-х гг., хотя юридически право иметь военные ведомства и подчиненные им поиска союзные республики имели вплоть до принятия Конституции 1977 г.

    1. Положение в партии

В силу крайней централизации управления страной высшие партийные структуры были вмонтированы в государственные.

Члены Политбюро вошли в состав ГКО или возглавили другие ответственные участки работы.

В ноябре 1941 г. Политбюро приняло постановление о мобилизации 2600 партийных работников на руководящую партийно-политическую работу в Вооруженных силах. Половина членов ЦК ВКП(б), 500 секретарей ЦК республиканских, краевых, областных и городских комитетов перешли на работу в армию и на флот.

В связи  с войной не проводились регулярно  съезды и пленумы ЦК ВКП(б). За время войны было проведено более 200 заседаний Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК ВКП(б).

Был расширен институт парторгов ЦК ВКП(б) и компартий  союзных республик на оборонных предприятиях.

Чрезвычайные  формы партийного руководства были распространены и на сельское хозяйство. В ноябре 1941 г. ЦК ВКП(б) принял решение об организации политотделов в МТС и совхозах.

На  них возлагались  задача:

  • организации политической работы среди тружеников села,
  • улучшения хозяйственной деятельности МТС, совхозов и колхозов.

В МТС  и совхозах было создано более 7 тыс. политотделов. Система использования партийных органов повышала эффективность общего государственного контроля.

В начале войны был возрожден институт военных комиссаров в армии, однако в октябре 1942 г. в период подготовки контрнаступления под Стали градом было восстановлено единоначалие в армии.

Происходило обновление партийных кадров. Облегчение условий приема в партию на фронте, лозунги патриотизма привлекали новых членов в ряды ВКП(б). За годы войны в члены Коммунистической партии вступило 4 млн. человек. Три миллиона коммунистов отдали свою жизнь за победу над фашизмом.

    1. Методы мобилизационной политики

С 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан возрасте от 16 до 50 лет.

Со 2 июля 1941 г. введена всеобщая обязательная подготовка противовоздушной противохимической обороне всего взрослого населения страны.

Во время войны  было введено ограничение свободного передвижения граждан, особый порядок командировок для служащих.

С июля 1941 г. введена карточная система: на хлеб повсеместно, на важнейшие продовольственные товары в 43 городах. С января 1942 г. важнейшие виды промтоваров также распределялись по карточкам.

Большая часть торговых предприятий была переведена на так называемые закрытые формы торговли с прикреплением потребителей к магазинам и столовым. При промышленных предприятиях создавались отделы рабочего снабжения (ОРСы).

К концу войны на централизованном снабжении хлебом и другими видами продовольствия находилось 76,8 млн человек.

В 1941-1943 гг. был принят ряд указов Президиума ВС СССР, соответствующих военному времени:

  • о военном положении,
  • об ответственности за распространение слухов;
  • об утверждении положения о военных трибуналах;
  • об ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с пр< приятии (рассматривалось как дезертирство);
  • об ответственности за разглашение государственной тайны и др.

За невыполнение постановлений военных властей предусматривался штраф до трех тысяч рублей или лишение свободы на срок до шести месяцев.

За распространение  ложных слухов, возбуждающих тревогу  среди населения устанавливался срок заключения от двух до пяти лет. Только за период с 6 июля по 1 ноября 1941 г. военные трибуналы осудили 1423 человека.

По  Указу Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»:

  • администрация получила право привлекать работников к обязательным сверхурочным работам,
  • отменялись отпуска,
  • усиливалась ответственность за нарушения дисциплины.

Это дало возможность загрузить дополнительно  производственное оборудование на 22-25%, без увеличения штатов.

Важной  проблемой управления было создание системы учета и распределения трудовых ресурсов, что усугублялось потерями в оккупированных областях, растущими масштабами мобилизации, значительными масштабами перемещения рабочей силы в ходе эвакуации.

В июне 1941 г. создан Комитет учету и распределению рабочей силы при СНК СССР.

Указом Президиума ВС СССР 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» устанавливалось:

  • мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа неработающих в государственных учреждениях и предприятиях;
  • от мобилизации освобождались:
    • лица в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные железнодорожные училища;
    • женщины, имеющие грудных детей;
    • женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними;
    • учащиеся высших и средних учебных заведений;
  • за уклонение от мобилизации предусматривалась уголовная ответственность и принудительные работы по месту жительства на срок до одного года.

В 1943 г. трудовая мобилизация дала 7 609 000 человек.

Постановлением  СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников с установлением ответственности за невыполнение без уважительных причин (исправительные работы в колхозах на срок до 6 месяцев с отчислением 25% заработанного). Аналогичным постановлением того же дня устанавливался порядок мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС. Мобилизации подлежали:

  • лица мужского пола в возрасте от 14 до 55 лет,
  • лица женского пола от 14 до 50 лет,
  • частью служащие государственных, кооперативных и общественных учреждений,
  • учащиеся 6-10 классов сельских и городских школ,

    • студенты техникумов и вузов, за исключением выпускных курсов.

Доля  тех, кому не было 18 лет, в промышленности колебалась с 15 до 13%, на отдельных предприятиях она превышала 60-70%.

Еще более  высокой была доля женщин, которая выросла с 37 до 53% общей численности работающих. Удельный вес женщин среди квалифицированных рабочих в промышленности в конце 1942 г. в сравнении с началом 1941 г. увеличился:

  • токарей по металлу - с 16% до 33%,
  • сварщиков - с 17% до 31%,
  • кузнецов и штамповщиков с 11% до 50%,
  • среди грузчиков с 17% до 40% и т.д.

В колхозах соотношение женщин и мужчин было примерно в 1945 – 2,7:1, тогда как в 1940 г. 1,1:1.

Подготовка  и переподготовка квалифицированных  рабочих велась:

  • на краткосрочных курсах и в школах,
  • в порядке индивидуального и бригадного ученичества,
  • в системе государственных трудовых резервов (существовала с 1940 г., действовала на основе призывов-мобилизаций молодежи, которых до октября 1943 г. было проведено 19),
  • в ведомственных школах фабрично-заводского обучения (ФЗУ), в которых с декабря 1940 г. по октябрь 1943 г. подготовлено 1 550 000 молодых рабочих.

В 1941 и 1942 гг. было подготовлено 7 639 100 квалифицированных  рабочих.

Постановлением  СНК СССР от 13 августа 1942 г определялся  порядок объявления трудовой повинности:

  • обстоятельства, при которых она может вводиться (оборонные работы заготовки топлива, специальные строительные работы и т.д.),
  • срок введения (до 2 месяцев с продолжительностью рабочего дня 8 часов и 3 часа обязательных сверхурочных) и т.д.

Рабочие, служащие и инженерно-технические  работники близких к фронту районов переводились на положение мобилизованных, закрепляли, к предприятиями и учреждениями, в которых работали (Указ Президиума ВС СССР 29 сентября 1942 г.).

Указом  Президиума Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах» все рабочие и служащие железнодорожного транспорта на период войны считались мобилизованными и за преступления по службе должны были привлекаться к ответственности наравне с военнослужащими Красной Армии. Затем действие этого положения было распространено на морской и речной флот.

Информация о работе Государственное управление в ВОВ