Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль……………………………………………………………………………….4
1.1 Планирование: сущность функции, организационные цели……………...4
1.2 Организация - как одна из функции менеджмента………………………..8
1.3 Мотивация: значение, компенсации………………………………………..9
1.4 Сущность функции, формы и виды контроля…………………………….10
2. Анализ функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль на примере фирмы ООО «Тритон»……………………………………...15
2.1 Общие сведения о фирме…………………………………………………..15
2.2 Анализ функций планирования в ООО «Тритон»………………………..15
2.3 Особенности функции организации в ООО «Тритон»…………………...18
2.4 Анализ мотивации в ООО «Тритон»……………………………………....19
2.5 Проведение контроля в ООО «Тритон»…………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………….23

Файлы: 1 файл

2.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Функции менеджмента:  планирование, организация, мотивация,  контроль……………………………………………………………………………….4

1.1 Планирование: сущность функции, организационные цели……………...4

1.2 Организация - как одна из функции менеджмента………………………..8

1.3 Мотивация: значение, компенсации………………………………………..9

1.4 Сущность функции,  формы и виды контроля…………………………….10

2. Анализ функций менеджмента:  планирование, организация, мотивация, контроль на примере фирмы ООО «Тритон»……………………………………...15

2.1 Общие сведения о  фирме…………………………………………………..15

2.2 Анализ функций планирования  в ООО «Тритон»………………………..15

2.3 Особенности функции  организации в ООО «Тритон»…………………...18

2.4 Анализ мотивации  в ООО «Тритон»……………………………………....19

2.5 Проведение контроля  в ООО «Тритон»…………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В годы перехода нашей  экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием "управление организацией или предприятием" стало нередким и другое - "менеджмент организации или предприятия". В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом "управление" и английским "менеджмент".

Актуальность  темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Функции управления имеют  специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, то есть все управленческие функции объединены в целостный процесс.

Каждая из четырех  функций менеджмента является для  организации жизненно важной. Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

 

 

 

 

 

1. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Взаимосвязь между функциями  менеджмента показывает, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. Теперь ознакомимся поближе с каждой функцией по отдельности.

 

1.1 Планирование: сущность, функции, организационные  цели и этапы.

Планирование - это определение  системы целей функционирования и развития организации, а также  путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

1) распределения ресурсов;

2) координации деятельности между  отдельными подразделениями;

3) координации с внешней  средой (рынком);

4) создания эффективной  внутренней структуры;

5) контроля за деятельностью;

6) развития организации  в будущем. 

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет  избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный  способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.

Весь процесс планирования в организации разделяется на три уровня: стратегический, тактическое  планирование и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей  и процедур организации в долгосрочной перспективе, тактическое планирование - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти три вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то процесс планирование осуществляется в следующем порядке:

1) разрабатывается миссия  организации;

2) исходя из миссии, разрабатываются цели;

3) производится оценка  и анализ внешней и внутренней  среды организации;

4) анализ стратегических  альтернатив;

5) выбор конкретной  стратегии;

6) реализация стратегии;

7) оценка стратегии;

8) миссия организации.

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

1) тактика, или как  добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются  на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

2) политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

3) процедуры, или описание  действий, которые следует предпринимать  в конкретной ситуации;

4) правила, или что  должно быть сделано в каждой  конкретной ситуации.

В процессе планирования обычно выделяют восемь этапов:

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Само по себе наличие цели еще  не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих  материальных, финансовых и людских ресурсов.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации  направлена на достижение планового  показателя, и от того, как построена  и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране

Результатом процесса планирования является план. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

1) корпоративное планирование (для всей компании в целом);

2) планирование по  видам деятельности ;

3) планирование на  уровне конкретного подразделения ;

По функции:

1) производственное;

2) финансовое;

3) кадровое;

4) маркетинговое.

По подфункции (например, для маркетинга):

1) планирование ассортимента;

2) планирование рекламы;

3) планирование продаж.

По временному периоду:

1) долгосрочное планирование - 5 лет и более;

2) среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

3) краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов:

1) стратегическое планирование;

2) оперативное или  тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

  1. директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
  2. индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

План как итог планирования для исполнителей является директивным  документом и должен включать как  обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением  сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры.

Различают три основные формы организации планирования:

1) "сверху вниз";

2) "снизу вверх";

3) "цели вниз - планы  вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу  вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и  контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

1.2 Организация  - как одна из функций менеджмента

Для реализации планов кто-то должен выполнить каждую задачу, связанную  с достижением целей организации. В связи с этим менеджмент должен найти эффективный способ комбинирования основных переменных задач и людей. Этому способствуют постановки целей и поддержка их политикой, стратегией, процедурами и правилами; важную роль играют также мотивация и контроль. Но организация это управленческая функция, которая тесно связана с систематической координацией множества организационных задач и, следовательно, формальных взаимоотношений выполняющих их людей.

Информация о работе Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль