Что такое бизнес-аналитика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 16:40, методичка

Описание работы

Системы класса Businessintelligence (BI) - это информационные системы, предназначенные для построения отчетов и анализа информации о деятельности предприятия и его окружения в ходе работы над задачами, связанными с принятием решений на основе фактических данных. Бизнес-аналитика - мощный катализатор развития предприятия. Политика информационной безопасности.

Файлы: 1 файл

Бизнес-аналитика (наработки для конференции).docx

— 644.87 Кб (Скачать файл)

"Кубы данных" должны быть настроены для решения ряда критически важных аспектов бизнеса, включая анализ продаж, запасов, финансов, каналов снабжения и производства.

Специальные возможности должны обеспечивать мгновенную детализацию данных и всестороннее исследование проблемы. Результирующее двух- или трехмерное представление удобно для быстрого изучения тенденций и анализа отклонений.

Типовой состав программного обеспечения систем бизнес-аналитики включает в себя не только саму систему, но и обучающие материалы, техническую документацию, а также возможность получения технической поддержки и профессиональных консультаций. Все это помогает быстро и в совершенстве освоить систему, получить максимум преимуществ ее использования:

  • система для оперативного анализа;

  • стандартный каталог;

  • стандартные шаблоны и модели;

  • стандартные отчеты;

  • обучение, поддержка, документация, профессиональные консультации.

Система бизнес-аналитики должна:

  • иметь единый графический интерфейс пользователя (GUI), который обеспечивает интуитивную навигацию и комфортность в работе;

  • предоставлять гибкий анализ и отчетность сотрудникам различных подразделений для просмотра сводных данных, используя одни и те же разрезы деятельности в сопоставимых показателях;

  • иметь открытую архитектуру и организационную масштабируемость, которые дают контролируемое, последовательное и быстрое развертывание аналитической системы во всех подразделениях предприятия;

  • иметь мощную систему административного контроля, которая освобождает ИT-службу от необходимости составления многих форм отчетности, но в то же время обеспечивает контроль доступа к базам данных, конфиденциальность и мониторинг изменений;

  • обеспечивать быстрое внедрение, которое способствует скорейшему получению практических результатов и ускоряет отдачу от инвестиций в программное обеспечение.

Таким образом, системы бизнес-аналитики позволяют:

  • лучше анализировать структуру покупательского спроса и потребности ваших клиентов;

  • использовать гибкую стратегию продаж и целевой маркетинг;

  • по-новому представить на рынке возможности вашей продукции;

  • выявить слабые места в цепочке поставок;

  • исключить неоправданные производственные и коммерческие расходы;

  • выявить стратегические тенденции в изменении ценовой структуры и номенклатуры выпускаемой продукции.

Информационная безопасность систем бизнес-аналитики

Следует отметить, что многие компании не придают значения вопросам безопасности, игнорируя тот факт, что архитектурные компоненты систем бизнес-аналитики таят в себе определенную опасность. Обеспечение безопасности среды бизнес-аналитики – не менее важная задача, чем защита оперативных приложений.

Необходимость безопасности систем оперативной обработки транзакций (On-LineTransactionProcessing, OLTP) осознается большинством компаний. Особенность реализации этой задачи для OLTP-приложений заключается в том, что она хорошо поддается структуризации и является статичной (определенные приложения каждый раз одинаковым образом обращаются к определенным данным). Круг пользователей весьма ограничен — это работники с определенными бизнес-функциями, они работают с приложениями и данными, которые касаются только их поля деятельности. Кроме того, физическая структура этих приложений также остается довольно постоянной. Инструментальные средства и базоваяструктура данных меняются нечасто.

Среда бизнес-аналитики и ХД, наоборот, характеризуется значительной динамичностью вкупе с широкой и часто меняющейся пользовательской аудиторией, причем пользователи могут быть как внутренними, так внешними. В такой ситуации гораздо сложнее (а иногда и практически невозможно) распределить пользователей по подмножествам данных; особенно это касается аналитических приложений высокого уровня, таких как, например, решения управления эффективностью корпорации (corporateperformancemanagement), где окончательная информация формируется на основе изучения данных всего предприятия. Помимо этого, физическая структура этой среды часто является неясной: в нее устанавливается множество различных средств, а сами данные пребывают в постоянном движении (из ХД в витрины данных и на пользовательские машины в информационные панели). В результате мероприятия по обеспечению безопасности корпоративной информации обходят стороной приложения бизнес-аналитики и ХД.

Для того чтобы гарантировать защищенность среды бизнес-аналитики, компании должны в первую очередь выполнить задачи безопасности, возникающие на уровне отдельных ее компонентов (см. рис. 1.2.).

 
Рис. 1.2. Оболочка решений бизнес-аналитики

Каждый из основных компонентов среды бизнес-аналитики имеет свою степень риска и для обеспечения безопасности каждого компонента потребуется реализовать различные подходы (и различные технологии). Это крайне непростая задача, и, пожалуй, наибольшую сложность представляют "пробелы" между компонентами. Ведь программная оболочка для бизнес-аналитики практически никогда не поставляется одним поставщиком или в форме одной ИТ-технологии. При этом бесшовная интеграция между компонентами невозможна. Более того, именно то, как компоненты работают друг с другом, и то, как информация проходит между ними, и образует "точки риска".

Безопасность данных

Сама суть бизнес-аналитики подталкивает бизнес-пользователей к расширению доступа к данным и контроля над ними. Поэтому необходима жесткая политика по защите информации, которая должна помочь "залатать дыры", созданные многочисленными, слабо интегрированными технологическими компонентами, а также минимизировать огромный риск, присущий человеческому фактору.

Данные в ХД, витринах данных и операционных складах данных создают условия для осуществления всей бизнес-аналитики и, как правило, включают гигантские объемы детальных, транзакционных данных. Поскольку они часто отображают длительный отрезок времени, относящейся к истории существования компании, как, например, финансовая информация, обеспечение защищенности таких данных чрезвычайно важно. При рассмотрении задач безопасности данных следует задаться следующими вопросами:

  • Кто располагает доступом к ХД, витрине данных, кубам и так далее?

  • Каковы рамки их доступа: одна предметная область, множество предметных областей или все предметные области?

  • Каким типом доступа они обладают, например, только чтение или возможность модификации?

Топология данных в среде бизнес-аналитики влияет на возможности доступа к данным и обеспечение безопасности. Во многих компаниях результаты запросов часто загружаются на индивидуальные машины с целью дальнейшей детализации и использования. Эти данные оказываются в витринах данных, настольных БД, информационных панелях или крупноформатных электронных таблицах и быстро оказываются вне пределов инфраструктуры безопасности ИT-отдела, хотя по-прежнему сохраняют свою конфиденциальную сущность. При рассмотрении топологии данных с точки зрения безопасности необходимо изучить следующие вопросы:

  • Насколько распределенной является архитектура данных, поддерживающая бизнес-аналитику?

  • Имеется ли дополнительное распределение данных и если да, то каковы связанные с ним риски?

  • Что делают пользователи с загружаемыми данными?

  • Передают ли пользователи данные внешним партнерам?

Процесс сбора данных

Обычно процесс сбора и подготовки данных для среды бизнес-аналитики очень сложный и "непрочный". Огромное число источников данных и значительное разнообразие данных приводят к многоступенчатым процессам, в которых данные интерактивно собираются и преобразуются для загрузки в ХД. Данные, подвергающиеся как процессу сбора, так и преобразования, также образуют следующие "точки риска".

  • Кто располагает доступом к средствам извлечения данных из операционных систем?

  • Где находятся данные, пребывающие в процессе сбора, перед тем как оказаться в ХД, и кто имеется доступ к этой области?

  • Какова логика преобразования, безопасность которой реализуется в средствах извлечения, преобразования и загрузки (ETL)?

  • Если никакие средства не используются, то какова защита ETL-процессов, написанных пользователем, от несанкционированных модификаций?

Пользовательские средства формирования запросов и аналитические приложения

Программные инструменты бизнес-аналитики и аналитические приложения — это, в первую очередь, механизмы, предназначенные для доступа к данным в ХД. Такие средства часто приобретались в большом количестве с целью широкого и глубокого развертывания бизнес-аналитики по всему предприятию. Эти инструменты представляют особую ценность только для определенных пользователей и несут серьезную опасность, если попадают не в те руки.

  • Кто располагает разрешением на использование средств формирования запроса и отчетности?

  • Назначен ли каждому пользователю личный ID?

Появление и развитие аналитических приложений для электронной коммерции по схеме "бизнес-бизнес" (business-to-business) и "поставщик-покупатели" (business-to-consumer) усилили насущность вопросов безопасности.

  • Насколько свободно ваши клиенты и поставщики обмениваются предоставленной им информацией в рамках своих предприятий?

  • Предоставляют ли они ее своим внешним акционерам?

  • Не может ли эта информация попасть в руки ваших конкурентов?

Политика информационной безопасности

Корпоративная политика информационной безопасности часто не затрагивает информации, которая хранится, анализируется и поставляется посредством аналитических приложений. Поскольку бизнес-аналитика расширяет доступ к информации, часто передавая ее в непосредственное распоряжение бизнес-пользователей, информация быстро оказывается вне пределов инфраструктуры безопасности ИT-отдела. Поэтому при формировании корпоративной политики информационной безопасности необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • Учитывает ли корпоративная политика безопасности специфику ИT?

  • Имеются ли области значительного риска, которые могут быть устранены посредством такой политики?

  • Затрагивают ли правительственные постановления информацию, которая хранится, анализируется и представляется среде бизнес-аналитики?

  • Не нарушают ли текущие или планируемые мероприятия по развертыванию среды бизнес-аналитики эти постановления?

 

Технологии обработки данных

Технология диалоговой аналитической обработки (OLAP)

Концепция многомерного представления данных предполагает, что элементы данных (фактическая информация) являются точками многомерного пространства, размерности которого представляют собой содержательное описание таких фактов (точку зрения на них). В приложениях обработки многомерных данных сохраняются все проблемы с визуализацией многомерных массивов данных. Самые продвинутые, дорогостоящие и элитарные решения пребывают в пределах своих узких предметных ниш.

Конечные пользователи не намерены каким-то образом продвигать за свой счет электронные таблицы в интерфейс с многомерными БД. Конечно, электронные таблицы, в силу их удобства и простоты, являются излюбленным инструментом конечных пользователей. Однако, как показывает опыт, электронные таблицы хороши лишь тогда, когда они "заточены" под многомерность конкретных предметных областей.

Информация о работе Что такое бизнес-аналитика