Человеческий капитал: механизмы формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Дать понятие устойчивости национальной экономики.
Изучить сущность человеческого капитала и его классификацию
Рассмотреть структуру человеческого капитала и её совершенствование.
Изучить инвестиции в человеческий капитал.
Рассмотреть направления и факторы повышения эффективности человеческого капитала.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретические основы человеческого капитала 3
1.2Современные взгляды на теорию человеческого капитала 3
1. 2. Сущность человеческого капитала 4
Глава II. Накопление и совершенствование человеческого капитала 11
2.1. Инвестиции в человеческий капитал 11
2.2.Структура человеческого капитала и её совершенствование 14
Глава III Проблемы человеческого капитала и пути их решения 17
3.1 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 17
3.2 Пути развития человеческого капитала 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал курсовая.docx

— 117.99 Кб (Скачать файл)

 Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества20[.

К инвестициям в человеческий капитал  сегодня актуально относить и  расходы на   фундаментальные  научные разработки. В процессе развития науки не только создаются  интеллектуальные новации, на основании которых затем  формируются новые технологии  производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих  людей как  хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

 Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие  встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий.  Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и  духовно-моральную структуру.

 Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные  выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают  теоретические предпосылки для  того, чтобы рассматривать такую  цель как стратегически важнейшую  с точки зрения обеспечения высоких  темпов роста. Статистика также говорит  о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху  раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.

По нашему мнению, для оценки возможностей повышения оплаты труда наемного работника путем изменения пропорций  деления полученного дохода можно  использовать оценки оптимального размера  налогового бремени государства  для предпринимателей. Обосновать такой  подход можно схожестью ситуации: капитал как бы обкладывает труд налогом, изымая часть добавленной  стоимости в виде факторного дохода. Мы считаем, что предпринимательская  активность на макроуровне и производительность труда наемных работников определяются ставкой налогообложения (долей «изъятого» дохода). Согласно кривой Лаффера, при превышении критического значения — предельной налоговой ставки — снижаются стимулы к расширению производства, уменьшается доля прибыли, предъявляемая к налогообложению, а часть налогоплательщиков полностью переходит в «теневой» сектор экономики. Результат этого — снижение налоговых поступлений. Представляется, что на производительность труда аналогично воздействуют пропорции распределения получаемого дохода.

 Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В белорусских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.

Естественным препятствием для  инвестирования предприятий в развитие своего человеческого капитала является вероятность того, что вложения в  образование работников могут оказаться  бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую  квалификацию, они смогут перейти  на работу в конкурирующие фирмы. Данная проблема особо остро стоит  перед компаниями в западных странах, что объясняется мобильностью рабочей  силы, которая может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими условиями оплаты труда. Для российских фирм, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. С одной стороны, это объясняется особенностями ментальности русских, формировавшейся в условиях прикрепления крестьян к земле, традиционного общинного уклада жизни, диктовавшегося экономической целесообразностью, системы прописок в советский период. С другой — переезд в другое место связан и с объективными трудностями: необходимостью приобретения жилья, отсутствием средств на переезд и т.д. Таким образом, затраты на образование своих работников вряд ли станут косвенными инвестициями в развитие других фирм. К тому же в России квалифицированные преподаватели готовы работать с высокой отдачей за весьма скромное вознаграждение, а значит, сами затраты не будут для предприятий непосильными.

 В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.

Повышение уровня оплаты труда, необходимость  которого неоднократно подчеркивалась выше, важно еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела  массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который  позволит средства, ранее «тратившиеся»  на «нерыночные» слои населения, направить  на эти цели. Ожидать всплеска инфляции не следует, поскольку в данном случае происходит не номинальный рост зарплаты, а перераспределение доходов  населения. При этом, вероятно, потребительский  спрос будет частично перенаправлен  с продуктов первой необходимости  на современную информационную технику, образовательные услуги и т.д., что  должно подстегнуть их предложение  и производство21.

Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности  населения и роста производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается  с повышением производительности человеческого  капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и  улучшением технологии работники и  машины, созданными ими, становятся производительнее. Развить навыки работы на высокотехнологичном  производстве при его сложности  работники могут, только имея непосредственный контакт с технологией. К тому же многие знания не являются общедоступными, а выступают лишь в качестве приложения к оборудованию, на котором они  используются. Получение подобных знаний невозможно без приобретения соответствующих  лицензий. Внедрение в производство таких технологий требует значительных финансовых вложений, которые не под силу большинству белорусских промышленных предприятий.

 Таким образом, процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы сделаем  следующие выводы.

В современном виде теория человеческого капитала сформировалась в конце 50-х-начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном виде принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческого капитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестиции в человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд под названием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современно звучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности как капитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и к социальным аспектам деятельности человека.

Становление теории человеческого  капитала как самостоятельного течения  мировой экономической мысли  в начале 60-х годов XX века, усиление внимания в настоящее время.

Интенсификация инновационных  процессов в экономике, 
широкое распространение информационных и компьютерных технологий, интеллектуализация труда, глобализация экономической активности приводят кнеизбежной трансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влияния его активов на экономическое развитие, вносят коррективыв процесс его формирования, накопления и условия эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик человеческого капитала. Если ранее основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационной компоненты.

Повышение конкурентоспособности  национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед  странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в условиях глобализации превращает инновации в главный фактор конкурентоспособности.

Сейчас в РФ ведется  активная политика в сфере образования, вносятся изменения как в среднее  так и в высшее образование.

Инновационное развитие глобального  здравоохранения на основе научных  достижений и внедрения новых  эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний  обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXI столетие декларировано веком биомедицинских наук.

Проведенное исследование показывает, что перед Российской Федерацией стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;

стимулирование развития науки и образования как важнейших предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

 

Список использованной литературы

1. Андреев Б.Ф. Системный курс  экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2007. – 440с.

2. Бобкова Е.В., Майорова Н.А. Человеческий капитал с позиции системного подхода// ВлГУ [Электронный ресурс]. – 2006. - №8. Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=899. Дата доступа: 12.2006.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. 6-е изд., доп. М.: Норма, 2008. 416 с..

5. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.в].

6. Дьяченко М.А. Формирование востребованного на рынке человеческого капитала// Вестник ВолГУ/ -  Серия 3. -  2008-  № 1.

7. Капелюшников Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе// Москва, 2009.

8. Ковалёв М. Будем строить экономику знаний// Экономика Беларуси/ - 2010 - №3 – с.62-68.

9.Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 112 с.].

10. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал – что это такое и почему капитал?//Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20

Информация о работе Человеческий капитал: механизмы формирования и развития