Человеческий фактор в реализации стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В последние годы Российский рынок переполняют схожие в области деятельности организации и компании, каждые из которых предоставляют практически аналогичные товары и услуги. Поэтому у многих организаций недостаточно потенциала и в связи с этим слабая конкурентоспособность. Безусловно, каждая компания стремится к индивидуальности, получению хорошей прибыли, успешному развитию, росту, а также большое внимание уделяется персоналу. Именно персонал играет большую роль в эффективном развитии не только организации, но и ее стратегии.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Человеческий фактор в реализации стратегии

1.1 Роль персонала в современных организациях

1.2 Система мотивации персонала

1.3 Организационная культура и ее влияние на реализацию стратегии

1.4 Проведение стратегических изменений в организации

Глава 2 Аналитическая основа роли персонала в стратегическом управлении организацией ООО «Фрукты»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Фрукты»

2.2 Организация управления персоналом и ее влияние на реализацию стратегии

Глава 3 Проблемы и пути их решения в повышении роли человеческого фактора в реализации стратегии

3.1 Проблемы в управлении развития персонала в сфере торговли

3.2 Пути повышения роли человеческого фактора в реализации стратегии

3.3 Роль профессионального обучения персонала при стратегических изменениях

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

стратегический.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

Права, обязанности и ответственность работников банка регламентируются должностными инструкциями. Для развития организации необходим коммерческий отдел, который возглавляет зам. директора по коммерческим вопросам. В его подчинении находятся коммерческий агент, экономист и юрист. Немало важную роль играет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Отделом снабжения и продаж руководит зам директор, а ему подчиняются менеджеры продаж основной задачей которых, является работа с клиентами, менеджеры снабжения. В отдел кадров входит начальник отдела и его подчиненный - инспектор, занимается подбором персонала, проводит социологические исследования для расширения структуры рабочей силы. Транспортный отдел, отдел охраны и технической безопасности, склады и гаражи так же играют немало важную роль.

 

Оптимальная численность и качественный состав персонала обеспечивают выполнение стратегических задач организации. Нехватка такого персонала ставит под  угрозу выполнение указанных задач; избыток влечет излишние расходы. Цель данного этапа - определить оптимальную потребность в персонале в численном плане и в разрезе специальностей, необходимых для выполнения организацией своих функций в полном объеме.

 

Организационная структура и особенности  технологии определяют численность  персонала, его квалификацию и структуру. Среднесписочная численность персонала - показатель, характеризующий количество человек, работающих в организации, необходимых для осуществления финансовых и организационных процессов.

 

Показатель среднесписочной численности работников предприятия за отчетный месяц, исчисляемый путем суммирования численности работников списочного состава, за каждый календарный день отчетного месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца, что отражается в формуле 0.1.:

 

, (0.1)

 

где Чi - среднесписочная численность  персонала за i год;

 

Чj - среднесписочная численность  за j месяц;

 

Чкс - среднесписочная численность  за календарный день k;

 

Нк - количество работников, не включаемых в списочную численность за день k;

 

Д - число календарных дней месяца.

 

Показатель предназначен для контроля за изменением состава работников, выполнением бюджета затрат на содержание рабочей силы и расчета средней  заработной платы, отражаемой в статистической отчетности. Динамика и структура рабочей силы представлены в таблице 0.1.

 

Таблица 0.1 Динамика и структура  среднесписочной численности работающих (чел.; %)

 

Показатель                                                        Период 

 

                 2006         2007             2008              2009                2010 


       Кол-во   Уд.вес  Кол-во  Уд.вес.  Кол-во Уд.вес. Кол-во Уд.вес. Кол-во Уд. вес.

Руково-


дители 7 7,53   7      7,14 8       7,69 8 8,08    8   7,77 

 


Специи-

Алисты          20        21,51   23      23,47         28 26,92 25 25,25    27   26,21 

 

Служащие 42 45,16   44       44,89 44 42,31 41 41,41    43   41,75 


 

Рабочие 24 25,81    24        24,49 24 23,1 25 25,25      25    24,27 


 

Итого:     93 100      98           100 104 100 99   100     103      100 


 

 

 

Данные таблицы указывают на наличие тенденции повышения  среднесписочной численности работающих в организации на 2010 год по сравнению  с 2006 и 2007. Структура персонала за 2008-2009 годы подверглась изменениям, связанным с увольнением сотрудников. В 2008 году количество специалистов увеличилось на 5 человек по сравнению с 2007 годом, а также возросло количество руководителей. В период с 2006-2008 года численность рабочих не менялась (24 человека). Рисунок 0.2 показывает динамику среднесписочной численности работников организации за 2006-2010 года.

 

 

Структура среднесписочной численности  работников за 5 лет изменилась, связанно это с сокращением сотрудников. Значительный рост персонала приходится на 2008 год и составляет 104 человека по сравнению с 2006 и 2007 годами. В 2009 году произошло сокращение персонала до 99 человек, в связи с финансовым кризисом были сокращены специалисты и служащие. Что же касается 2010 года, то здесь наблюдается увеличение среднесписочной численности работающих, организация начала испытывает нехватку рабочей силы в связи с расширением объема продаж и решает нанять специалистов и служащих, которых в прошлом году пришлось сократить.

 

Такая динамика и увеличение в структуре совокупности работников предприятия служащих организации обуславливается увеличение объема продажи продукции за данный период времени. Удельный вес руководителей ООО «Фрукты» за данный период менялся не значительно - от 8% до 7%. В структуре персонала наибольшую долю занимают служащие, численность которых начала расти с 2007 года и не менялась до 2009, составляла 42% от общей массы работающих. На втором месте стоят рабочие и специалисты. Значительный скачек численности специалистов произошел в 2008 году по сравнению с 2006 и 2007 годом и составил 27% удельного веса. Что же касается рабочих, то здесь наблюдается уменьшение численности с 2007 до 2008 год. На 2006 год приходится самый высокий его удельный вес 26%.

 

ООО «Фрукты» придерживается такой кадровой политики, в которой в случае сокращения рабочих мест по тем или иным причинам, управление разрабатывает комплекс мер, направленных на перераспределение высвобождающегося персонала внутри организации. Подобный подход позволяет избежать необходимости увольнения за счет поиска компромиссных решений:

 

- досрочного выхода на пенсию  работников старшего возраста, компенсационных  выплат;

 

- временных мер по сокращению  рабочего дня и использованию  договоров о занятости в течение  неполного рабочего дня.

 

В связи с тем, что сегодня в торговой деятельности наблюдается очень жесткая конкуренция, управление организацией очень строго подходит к подбору персонала.

 

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности  и конкурентоспособности любой  организации - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Основным содержанием кадровой политики ООО «Фрукты» являются:

 

во-первых, обеспечение рабочей  силой высокого качества, включая  планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;

 

во-вторых, стимулирования труда, обеспечение  техники безопасности, социальные выплаты.

 

Проведение кадровой политики в  организации обусловлено еще  и тем, что сорта продаваемой  продукции часто меняется, и дополняются  новыми видами фруктов, овощей, орехов, соков. Это требует изучение работниками нового продукта, информирование клиентов, а также внедрение продукта на рынок, предполагает наличие у работников стремления к углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков работы.

 

Как и в любой другой организации, важным моментом в работе кадров, является развитие имеющегося персонала. Цель заключается  в том, чтобы заставить работников отказаться от абсолютной удовлетворенности  результатами своего труда, осознать необходимость постоянного поиска резервов более производительной и качественной работы. Что касается нового работника, то он проходит 3 вида адаптации: социально-психологическую, психофизиологическую, профессиональную. В результате социально-психологической адаптации работник полностью признает и выполняет нормы корпоративной культуры и этики взаимоотношений в организации. Прохождение психофизиологической адаптации связано с приспособлением к режиму работы, санитарно-гигиеническим условиям, организации рабочего места.

 

Принятый на работу сотрудник должен с первого дня стать объектом комплексного воздействия с целью  его гармоничного включения в  трудовой и социальный процессы организации.

 

Глава 3 Проблемы и пути их решения  в повышении роли человеческого  фактора в реализации стратегии в ООО «Фрукты»

 

3.1 Проблемы в управлении развития  персонала в торговой организации

 

На протяжении ряда лет продолжается рост оптово-розничной торговли. По официальным данным, товарооборот в  Смоленской области за период с 2007 по 2010 годы возрос с 38,6 млрд. руб. до 60,9 млрд. руб. (или на 157,8%). Одновременно наблюдается рост численности организаций торговли - за последние три года на территории области появилось 428 новых организаций, занимающихся оптово-розничной торговлей. В их числе не только супермаркеты, но и большое число средних и узкоспециализированных магазинов. Это приводит к обострению конкуренции между торговыми организациями, поскольку крупные маркеты стремятся вытеснить с рынка более мелкие торговые точки или поглотить их.

 

Несмотря на бурное развитие торговли в России, существует ряд серьезных  проблем: крайне неравномерное размещение торговой сети, качество обслуживания, высокую долю теневого оборота, продажу  контрафактной и фальсифицированной продукции, создание эффективной системы защиты прав потребителей, формирование нормальной конкурентной среды и пр. Среди них большую значимость имеют проблемы управления развитием персонала.

 

Работник торговли с его практическим опытом, теоретическими знаниями, профессиональным уровнем, личностными качествами, интеллектуальными способностями является в определенном смысле самым ценным ресурсом любой торговой организации. Это предопределяется наличием зависимости результативности функционирования торговых организаций от производительности и качества труда персонала, эффективности управления им.

роблемы управления развитием персонала  в торговле, можно исследовать  в 3-х аспектах:

 

1) с правовой точки зрения;

 

2) с точки зрения планирования  состава и количества персонала;

 

3) с точки зрения выявления особенностей структуры и методов развития трудового потенциала.

 

Правовые проблемы управления развитием  персонала в торговле включают в  себя, во-первых, несовершенство действующего законодательства, которое не учитывает  реально существующей ситуации в стране и отрасли; во-вторых, недоработанная законодательной базы; в-третьих, неэффективное правовое применение.

 

В деятельности торговых организаций (особенно в негосударственном секторе  и у индивидуальных предпринимателей) существует множество грубейших нарушений законодательства, в частности Конституции РФ, норм трудового законодательства. Причем нарушения носят массовый дискриминационный характер, нарушается право граждан на неприкосновенность частной жизни, имеют место необоснованные отказы в приеме на работу, неуважительное отношение к работникам, нарушение их трудовых прав, завышение или занижение заработной платы, что вызывает текучесть кадров, конфликты, создает неблагоприятный психологический климат в коллективах.

 

Усложнение предпринимательской среды и достаточно квалифицированный рынок труда современной РФ породили подход к управлению персоналом, основанный на сочетании жесткого формализованного инструментария и командного стиля руководства с элементами децентрализованных технологий управления персоналом. Что вызывает целый спектр проблем, связанных с планированием персонала. Это, прежде всего, неупорядоченный структурный состав персонала; отсутствие качественной системы регламентирования должностного состава персонала; низкий уровень планирования персонала; усложненная и неэффективная система найма персонала; незначительное и медленное формирование систем социального развития персонала.

 

Сегодня планирование состава и  численности персонала в торговле ориентировано на достижение краткосрочных текущих целей и не учитывает прогноза будущих изменений в развитии организации и отрасли; сотрудники в основном ориентированы на работу в устоявшихся условиях и совершенно не адаптированы к внедрению новых технологий.

 

Система найма персонала характеризуется:

 

- неспособностью кадровых служб  грамотно сформулировать характер  предлагаемой работы и квалификационные  требования к работникам,

 

- завышением требований к нанимаемым,

 

- нарушением нравственных норм, недостаточно рациональной расстановкой  персонала.

 

Лишь отдельные торговые организации  разрабатывают целевые или комплексные  программы социального развития персонала, выделяя под их реализацию необходимые средства. Это приводит к увеличению сроков социально-психологической, психофизической, профессиональной адаптации персонала, к трудностям формирования и стабильного развития трудовых коллективов, к неэффективному использованию трудового потенциала работников и, в конечном итоге к потере дохода организаций.

 

Проблемы, связанные с развитием  трудового потенциала включают в себя:

 

- проблемы выявления своеобразия  трудового потенциала в зависимости  от конкретного носителя трудового  потенциала (работника, группы, коллектива),

 

- проблемы выявления особенностей  структуры трудового потенциала  в зависимости от сферы, в которой реализуются действия работника (управленцы, торгово-оперативные и вспомогательные работники),

 

- проблемы определения влияния  социальных, психологических и социально-психологических  факторов на развитие трудового  потенциала работника,

Информация о работе Человеческий фактор в реализации стратегии