Централизация и децентрализация. Делегирование полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

В децентрализованных структурах поведение работников определяется, прежде всего, чувством ответственности за порученное дело, ориентацией на цели организации, освоением ролей других работников, стремлением к нововведениям и высокой степенью адаптации к изменениям во внешней среде.

Целью контрольной работы является рассмотрение достоинств и недостатков централизованной системы управления на примере ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3стр.

ГЛАВА 1.Централизация и децентрализация.

Делегирование полномочий………………………………………………….4стр.

§1Централизация и децентрализация. Достоинства и недостатки………...4стр.

§2 Делегирование полномочий……………………………………………..14стр.

ГЛАВА 2. Рассмотрение делегирования полномочий и централизованной системы управления на примере ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России………………………………………...................................................20стр.

Заключение…………………………………………………………………..25стр.

Список литературы………………………………………………………….27стр.

Приложение…………………….....................................................................28стр.

Файлы: 1 файл

ИРА КУРСОВИК.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………3стр.

ГЛАВА 1.Централизация и децентрализация.

Делегирование полномочий………………………………………………….4стр.

§1Централизация и децентрализация. Достоинства и недостатки………...4стр.

§2 Делегирование полномочий……………………………………………..14стр.

ГЛАВА 2. Рассмотрение делегирования полномочий и централизованной системы управления на примере ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России………………………………………...................................................20стр.

Заключение…………………………………………………………………..25стр.

Список литературы………………………………………………………….27стр.

Приложение…………………….....................................................................28стр.

 

 

 

 

 

 

Введение

С точки зрения принятия и реализации управленческих решений централизация представляет собой важную характеристику структуры и определяется степенью концентрации возможностей официального принятия решений на индивидуальном или групповом уровнях, что в свою очередь определяет возможности участия работников в принятии решений, влияющих на их деятельность.

Высокая степень централизации фиксируется в тех случаях, когда решения навязываются сверху, а у низших уровней нет собственного взгляда на принятие решения и какой-либо свободы при его исполнении.

В децентрализованных структурах поведение работников определяется, прежде всего, чувством ответственности за порученное дело, ориентацией на цели организации, освоением ролей других работников, стремлением к нововведениям и высокой степенью адаптации к изменениям во внешней среде.

Целью контрольной работы является рассмотрение достоинств и недостатков централизованной системы управления на примере ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Централизация и децентрализация. Делегирование полномочий.

§1Централизация и децентрализация. Достоинства и недостатки.

В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, но не всегда они, в структуре управления, распределяются равномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних, или на нижних ее уровнях. При этом существуют два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация. Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. Это является важнейшей проблемой при выборе структуры организации.

Централизация – концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства.

Децентрализация – передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления[1].

Степень централизации или децентрализации в организации и ее подразделениях измеряется с помощью следующих переменных:
- число решений, принимаемых на каждом уровне управления;
- важность принимаемых решений для организации;
- степень контроля за исполнением принятого решения.
Преимущества централизации:
- позволяет обеспечить высокую согласованность действий звеньев организации;
-улучшает контроль деятельности подразделений;
-сокращает количество ошибок при принятии решений;
- в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт;
- в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат;
- в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации.

Недостатки централизации:
- затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается;
- важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и те навязываются им в принудительном порядке;
- решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.

Преимущества децентрализации:
- позволяет оперативно решать проблемы;
- позволяет принимать объективные решения;
- придает гибкость организации;
- стимулирует инициативу, развивает творческие способности руководителей среднего и низшего уровней;
- удешевляет делопроизводство;
- позволяет отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.

Недостатки децентрализации:
- вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом;
- решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными;
- отсутствие общих правил и процедур выработки и принятия решений[2].

Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях конгломератного типа, в которых отсутствуют, какие бы то ни было, связи — информационные, технологические, организационные и даже финансовые, посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств — они заменяются финансовым контролем.

Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом, возникают своего рода “маятниковые колебания”, придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость.

Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а, следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.

Но не все полномочия могут быть централизованны или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, и могут одновременно решать лишь определенное число проблем и усваивать конечный объем информации. При полной же децентрализации организация может потерять управляемость и попасть в состояние хаоса.
Степень централизации (децентрализации) определяет, в какой степени в руках руководителя сконцентрировано право принятия управленческих решений. Если степень централизации в организации высока, то управление осуществляется по следующей схеме. Руководители высшего управленческого звена организации принимают решения, передают соответствующие принятым решениям команды и осуществляют контроль за их реализацией. Руководители среднего управленческого звена согласовывают их и передают непосредственным исполнителям. Работники исполняют переданные им команды. Высокая степень централизации позволяет в полной мере реализовать принцип единоначалия. Она оправданна в тех организациях, в которых одним из основных факторов достижения успеха является высокий уровень дисциплины, а ситуации принятия решения в значительной степени стандартны.

Факторы, определяющие условия деятельности и стратегию современной организации, совершенно отличны от существовавших в прошлом. Изменения на рынках конечной продукции требуют оперативной и целенаправленной ответной реакции фирмы. Возрастают объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Технологические возможности получать, обрабатывать и передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники и телекоммуникаций сделали реальным распределение принятия решений ("команд") без потери контроля. Современные работники лучше образованны и требуют большего участия в творческой работе и разнообразия последней. Стратегия фирмы все больше смещается от конкурентных условий, основывающихся на ценах и объеме производства, к целям увеличения ценности для потребителей. Конкурентная позиция фирмы зависит от квалификации персонала, оперативности, специфичности и уровня предоставляемых клиентам услуг. Вместе с тем хозяйствующие субъекты сталкиваются с тем, что принципы "команд и контроля" ведут к снижению их конкурентоспособности. Их сменяет новый набор организационных принципов, ориентированных на создание предпринимательских организаций, где работники всех уровней сосредоточены на удовлетворении потребностей клиентов. В таких организациях традиционная иерархическая структура управления больше не является единственной или доминирующей. В соответствии с функциями члены организации объединяются в команды, осуществляют перекрестное обучение и обеспечиваются коммерческой информацией, дающей им возможность выполнять несколько функций и оперативно реагировать на изменение потребностей клиентов. Формирование таких команд, решающих специфические задачи повышения эффективности функционирования, является скорее нормой, чем исключением, хотя рационально построенная иерархия управления сохраняется[3].

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают. Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действии ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы.

В условиях развития государства для оптимизации системы руководства на уровне реализация властных полномочий происходит посредством достижения баланса следующих принципов: централизации - расширения сферы охвата полномочий за счет их переноса на территориальные участки, основанная на выполнении местной администрацией некоторых локальных функций; децентрализации - передачи функций управления от государственной власти непосредственно отдельным регионам, благодаря чему государство обеспечивает условия целостности путем расширения прав и обязанностей субъектов.

Децентрализованный вид управления позволяет более качественно, детально и объективно разрабатывать решения, а также снимает с руководства занятость второстепенными задачами и снижает степень бюрократизма. Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой ступени.

Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

В нашей стране по-разному менялось соотношение централизации и децентрализации. Условно первые годы советской власти можно назвать периодом децентрализации, когда действовали совнархозы как территориальные органы экономического управления и система съездов Советов, формировавших представительную систему "снизу-вверх". С конца 30-х годов усиливается отраслевое государственное управление, отражавшее ускоренные процессы индустриализации и реконструкции народного хозяйства. Как показывает опыт, функционирование организаций при наличии высокой степени централизации в условиях рыночной экономики, когда требуется гибкость и оперативность принятия решений, связанных с непосредственной реализацией продукции, обслуживанием клиентов, своевременным принятием тактических решений, часто оказывается неэффективным.[4]

Более жизнеспособными, более конкурентоспособными в таких условиях оказываются организации с более высокой степенью децентрализации. Работникам, непосредственно занятым реализацией продукции или оказанием услуг, делегируются полномочия, позволяющие самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Организационные структуры с большей степенью децентрализации оказываются более гибкими. Поэтому в современных организационных структурах часто предпочтение отдается формам с высокой степенью децентрализации.

Другим важным преимуществом организации с более высокой степенью децентрализации является, как правило, более высокая скорость принятия решений, более высокая скорость реакции на то или иное изменение внешней среды или изменение, происшедшее внутри организации, при производстве или реализации продукции или при оказании услуг.
Это объясняется тем, что в организациях с высокой степенью централизации цепочки прохождения команд, как правило, более длинные, а уровень иерархической подчиненности более глубокий.

Повышению степени децентрализации организации в значительной степени способствуют возросшая сложность функционирования современной организации в нестабильной рыночной среде, выросший уровень интеллектоемкости труда на различных участках деятельности и более высокий уровень специализации управленческого труда.
Использование современных технологий управления, в том числе компьютерной техники, способствует повышению скорости, с которой организация способна отреагировать на внешние или внутренние изменения ситуации.

В децентрализованных организациях большее значение приобретают выработка и принятие коллективных решений. Ведь нередко решение того или иного вопроса или проблемы требует учета компетентного мнения специалистов различных профессиональных областей. При решении важных проблем комплексного характера возможность принятия коллективного решения может стать эффективным инструментом принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Информация о работе Централизация и децентрализация. Делегирование полномочий