Целеполагание в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение, и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Предназначение организации образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия,

Содержание работы

Введение 3
1. Целеполагание в управлении 4
1.1. Миссия организации 4
1.2. Целеполагание в процессе управления 6
1.3. Методы формирования целей 11
2. Характеристика предприятия 14
2.1. Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ внешней и внутренней среды 16
2.3. Миссия организации 19
2.4. Построение дерева целей 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Целеполагание в управлении.doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение, и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.

Предназначение организации  образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия,

Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности. Неправильное или нечеткое формулирование цели функционирования приведет к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает не с полной отдачей, не эффективно, так как усилия аппарата управления расходуются не целенаправленно. В реальных организациях, как правило, приходится иметь дело с целой совокупностью целей. Задача руководителя организации любого уровня - суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выработать оптимальные решения.

Как правило, организации  ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических — стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

 

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В  УПРАВЛЕНИИ

 

1.1. Миссия организации

 

Любое предприятие является открытой системой, поэтому оно может  существовать только в том случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Основная общая цель предприятия называется миссией.

Миссию можно рассматривать  в широком и узком смысле слова. При широком понимании миссия трактуется как философия и предназначение существования организации. Философия  фирмы показывает ее ориентиры, принципы и ценности, которые, в свою очередь, определяют характер, стиль существования. Философия организации меняется очень редко.

Многие японские компании часто  используют фирменные гимны, девизы, символики для более яркого, образного  и емкого выражения смысла существования предприятия, его идеалов, миссии, принципов управления, т.е. его философии.

В узком смысле слова миссия —  это сконцентрированное выражение  смысла, причины существования организации. Миссия конкретной организации несет  в себе ее уникальность, неповторимость, отличие от других, ей подобных. Миссия может меняться в зависимости от качественного характера изменения внутренней и внешней среды организации, но это должно происходить весьма редко.

Миссия — это краткое, ясное, четкое формулирование основных направлений деятельности организации, которое мотивирует ее сотрудников.

На первый взгляд может  показаться, что общая миссия предпринимательства  — максимизация прибыли. Но это не так. Это внутренняя цель фирмы. Фирма — открытая система, и смысл ее существования должен быть направлен во внешнюю среду, на потребителя.

Целеполагание в управлении организации  должно отражать интересы определенных групп людей, связанных с функционированием  организации:

  • собственников организации;
  • сотрудников;
  • потребителей продукции (услуг);
  • деловых партнеров;
  • местного сообщества;
  • общества в целом (государственные институты). Как считает Ф.Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
  • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
  • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • состояние среды обитания организации;
  • ресурсы, которые она может привести в действия для достижения своих целей;
  • отличительные особенности, которыми обладает организация.

Опытные менеджеры обычно фиксируют следующие основные элементы в разработке миссии:

  • основные ценности и убеждения организации;
  • продукция или услуги, которые организация будет производить;
  • технологии, используемые в производстве;
  • стратегические основы развития организации;
  • сегмент рынка, который организация предполагает захватить;
  • способ вхождения в данный сегмент рынка.

Миссия организации  имеет свое назначение:

1) дает субъектам внешней среды общее представление об организации;

2) способствует созданию  единого корпоративного духа  организации;

3) создает возможность  для более действенного управления  организацией.

Наиболее универсальной  миссией для любого предприятия  является как можно более долгое существование фирмы на рынке. Такая миссия обусловливает как развитие производства, так и его ориентацию на потребности людей.

В случае отсутствия общей  цели менеджеры и исполнители  будут принимать решения, направленные на достижение миссии, верной по его мнению. Будут наблюдаться действия, решения на основе различных, несовместимых, нередко конфликтных собственных представлениях о целях предприятия.

 

1.2. Целеполагание в  процессе управления

 

Миссия организации  конкретизируется в целях всех областей деятельности, от которых зависит успех предприятия. Менеджмент определяет постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Менеджмент служит выполнению системы целей. Организация и каждый ее работник должны знать, куда им идти, прежде, чем как туда попасть. Цели, по мере доведения до исполнителей, превращаются в задачи и более конкретизируются и детализируются.

Определенные управлением  цели организации служат для установления стандартов для оценки эффективности. Целью может быть приобретение или сохранение каких-либо позиций.

Значение установления целей определяется в концентрации внимания ресурсов и сил на достижение желаемых результатов. Цель определяет структуру фирмы, а также характер внутренних и внешних связей. Цель оказывает помощь в выборе решения в случае наличия альтернатив, необходимости противостоять сиюминутным требованиям ситуации и людей.

Наличие целей увеличивает  эффективность деятельности. Наличие  целеполагания в системе сокращает  затраты на управление системой и препятствует неэкономичному усложнению системы.

Цель — это желаемое состояние объекта управления. Целеполагание присуще любой системе. Управление — это деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Управление создает условия для достижения целей организации, координирует и согласует совместную деятельность работников организации.

Цели становятся инструментом управления, когда они:

  • определены и сформулированы;
  • известны персоналу;
  • приняты работниками.

С помощью целеполагания менеджмент определяет траекторию дальнейшего развития организации — когда и чего она должна достигнуть. Наличие цели координирует общие действия через связь отдельных звеньев в единое целое. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Цели могут касаться таких основных моментов, как:

  • организационно-техническое развитие производства (повышение количества и (или) качества товара, увеличение производственных мощностей и т.д.);
  • технологическое развитие (модернизация оборудования, изменение технологии производства);
  • инновации (разработка инновационных изделий, конкретные сроки и характеристики реализации различных проектов);
  • материальные ресурсы (экономия материальных ресурсов, поиск новых поставщиков материальных ресурсов по более низким ценам, поиск материалов более высокого качества);
  • производительность (повышение производительности труда работников);
  • работа с покупателями (повышение скорости обслуживания клиентов);
  • маркетинг, положение на рынке (увеличение доли, занимаемой на рынке, превосходство над конкурентами);
  • социальное развитие коллектива (улучшение условий труда, обучение персонала, стажировки на других предприятиях);
  • управление организацией (изменение организационной структуры предприятия);
  • финансовые ресурсы (увеличение заемного капитала, выплата дивидендов);
  • социальная ответственность (благотворительность для детских домов на территории, где расположено предприятие);
  • охрана окружающей среды (установка очистительных сооружений, уборка территории предприятия);
  • прибыль (увеличение рентабельности предприятия в будущем году на 1,5%).

Представленный перечень приемлем для коммерческих организаций. Цели некоммерческих организаций разнообразны, вероятно, они будут больше направлены на социальную ответственность, но они также должны определяться. Цели должны быть установлены в любой области, в которой фирма желает работать и контролировать степень достижения.

Цели обладают следующими свойствами: соподчиненность, развертываемость, и соотносительная важность. Свойство соподчиненности проявляется в обусловливании целей. Следовательно, цели управления формируются сверху вниз, от целей всей системы к отдельным ее элементам.

Развертываемость целей  объясняется тем, что цели вышестоящего уровня детализируются в целях нижестоящего уровня целями частного характера, задачами. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню. По содержанию, например, цели предприятия развертываются в цели отделов, цехов, подразделений. По времени цели развертываются из долгосрочных (стратегических) на 5 лет и более в среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) или тактические. По уровню разворачиваемость представлена в иерархической структуре целей — в «дереве целей».

Существуют два типа целей: «точечная» и «траекторная». «Траекторная» формулировка целей — это предоставление целей в качественном виде, когда определена общая траектория развития организации. «Точечная» формулировка целей трактуется через достижение определенных количественных показателей — нормативов, коэффициентов, процентов.

Все множество целей  можно классифицировать, как представлено в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Классификации целей

Критерий

Виды целей

Содержание

Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические

Измеримость

Количественные, качественные

Повторяемость

Постоянные, разовые

Период установления

Стратегические, тактические, оперативные

Иерархия

Цели организации, структурных  подразделений

Сфера действия

Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые кадровые, административные

Конкретизация

Неоперациональные, операциональные

Среда

Внутренние, внешние

Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

Характер

Коммерческие, некоммерческие

Уровень

Общие, специфические

Стадия жизненного цикла

Проектирование и создание объекта, рост, зрелость,

завершение


 

Цели могут устанавливаться  двумя способами: централизованным и децентрализованным. При централизованном подходе цели определяются верхним  уровне управления и спускаются нижестоящим подразделениям. Преимущество этого подхода в том, что деятельность всей организации направлена на достижение единой цели. Недостаток — возможное неприятие и отвержение цели низшими подразделениями.

Информация о работе Целеполагание в управлении