Целеполагание в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент — подразумевает разработку, создание и максимально эффективное управление социально-экономическими системами.
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.
С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть целеполаганием.

Файлы: 1 файл

контрольная менеджмент.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, экономизация деятельности далеко не всегда связана  с увеличением ее выгодности, поскольку абсолютный результат может даже сокращаться, поэтому критерий выгодности может приниматься во внимание только при оценке достижения данной цели вне связи с другими.

Эффективная экономичная  деятельность характеризуется такими признаками как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации, предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников.

Коснемся теперь вкратце  наиболее общих подходов к обеспечению  требуемой - эффективности деятельности. Прежде всего речь должна идти о  заблаговременном создания для нее  необходимых условий в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния неблагоприятных обстоятельств как в настоящее время, так и в будущем, особенно тех, воздействие которых может быть необратимым.

Далее, само осуществление  деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях непрерывного усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.

Эффективная деятельность сегодня невозможна без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода отсутствует, то во избежание неприятностей иногда приходится выжидать, что может привести к потере выгодного момента для начала действий. Свобода маневра для организации обеспечивается постоянной готовностью к ним, поиском резервов, созданием условий для полного использованию предоставлявшихся возможностей.

Практика показала, что  в настоящее время все больше демонстрирует свою ограниченность такой некогда широко применявшийся способ повышения эффективности деятельности как индивидуальная специализация, в рамках которой работник мог совершенствовать свое мастерство лишь до определенных пределов. Поэтому сегодня она дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый выполняет на своем рабочем месте, овладением людьми новыми смежными и самостоятельными профессиями.

Наконец, значительное повышение  эффективности достижения целей  организации достигается в том случае, когда ее члены отождествляют эти цели с собственными как с профессиональной, так и с моральной точки зрения, что возможно лишь на высокой ступени зрелости каждого в отдельности и коллектива в целом.

Достижение такой ступени делает возможным развитие так называемого управления по целям, получающего сегодня на Западе все более широкое распространение.

Управление по целям (МВО) – это целая «философия управления» (Антони Рай), призванная приблизить организацию к достижению своих целей, сделать ее максимально ориентированной на достижение конкретных результатов, повысить ее гибкость и проактивность (способность предопределять будущее, а не реагировать на происходящее).

    • Основополагающим принципом концепции управления по целям (автор концепции - Питер Друкер, опубликована впервые в 1954 г.) является то, что цели организации могут быть достигнуты лишь тогда, когда они распределены между всеми отдельными иерархическими уровнями и между работниками этих уровней. Управление по целям – еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника.

Сущность концепции управления по целям. Управление по целям — система управления организацией, одновременно соединяющая как цели, так и задачи планирования, а также всю деятельность организации. Поскольку в этом случае руководитель стремится ориентировать управление организацией на достижение всей совокупности стоящих перед ней целей и задач, то целеполагание в управленческой деятельности выходит на первое место. В этом случае весь управленческий персонал (независимо от ранга) должен иметь четкие согласованные цели в рамках возложенных на него обязанностей и ответственности с определением видов работ, которые нужны для достижения этих целей.

Менеджмент как целостная  система управления ориентируется  на достижение всей совокупности целей  и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего  до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней.

Процесс управления по целям состоит из 4 этапов:

  1. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.
  2. Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
  3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
  4. Производятся контроль, измерение , оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.

За годы использования  этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям:

  1. Концепция не приносит успеха в плохо организованной и плохо управляемой организации.
  2. При отсутствии личной мотивации и необходимой информации, при неудовлетворительной организации контроля.
  3. Трудоемкий, сложный и длительный процесс.

Однако, управление по целям, применяемое корректно – это система менеджмента, приемлемая большинству организаций.

 

 

 

Заключение.

 

В настоящее время  скопился определённый опыт по разработке стратегического планирования, который  заслуживает внимания и анализа. Он показывает, что чаще всего стратегии отечественных предприятий формируются как пути эволюционного развития за счёт более высокого качества предлагаемой продукции или услуг, снижения затрат на производство, маркетинговых усилий, совершенствования процессов и т.д. (то есть методом постепенного наращивания конкурентоспособности предприятия)

Таким образом, заключительная фаза планирования, в которой цели, опять же, играют значительную роль, требуют от менеджера определить специфические задачи, составить  планы для отдельных звеньев его организации. Совершенно ясно, что цели играют важную роль в планировании. Они подчеркивают, что конкретно каждый служащий должен знать. Более того, наличие целей на самых разных уровнях производства создает иерархию целей, которая соотносится с соответствующими элементами структуры организации и различными фазами процесса планирования. Цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой.

Итак, реальное достижение цели - это продвижение по всем фронтам к намеченному образу.

Все цели должны быть согласуемы и совместимы, реалистичны и достижимы, ну и понятны для исполнителей и гибки, ведь показатель гибкости - наличие хорошей обратной связи  с реальностью.

Осуществление целеполагания предполагает решение следующих задач:

        1. Определение миссии организации, в которой были бы очень кратко изложены назначение и смысл организации, ее уникальность по отношению к другим социальным системам.
        2. Установление сущности и видов целей, имея в виду, что они рассматриваются как исходная точка планирования деятельности организации, как основа формирования системы мотивирования ее сотрудников и как критерий оценки их деятельности.
        3. Определение иерархии целей по связям между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными целями.
        4. Установление цели роста (быстрый рост, стабильный рост, сокращение роста).
        5. Выявление требований к целям, которые должны быть достижимыми; обязательными и одновременно гибкими; измеримыми и приемлемыми.
        6. Разработка цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литеретуры

 

1. Азимина Е.В., Андреев В.Н., Соляник Г.П. Управление предприятием; Монография / Под общ. ред. Андреева В.Н. – СПб.: Издательство «Бизнес – пресса». 2007.384 с.

2. Ахмедова Е.А. Менеджмент организации: Современные технологии: Учеб. пособие для  студентов вузов / Ахмедова Е.А., Анопченко Г.А. – Ростов Н/Д: Феникс, 2009. – 479с.

3. Бабичев, И.В. Цели публично-правовых систем: муниципальные образования, механизмы их формирования [Текст] // Журнал российского права, 2009. - № 4.

4. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П.Беляцкий. – Мн.: Высш.шк., 2008. – 300с.

5. Бушуев, К. Конкурентная стратегия и ее реализация [Текст] // Управление компанией. - 2008. - №6. - с.13-18.

6. Дидковский С. Технология системной организации процесса целеполагания [Текст] //Обучение персонала. - №1. – 2008. - с.86-90.

7. Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студ./ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. – 2-е изд.., стер. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2008. – 288с.

8. Лаптев, А.С. Целеполагание в структуре управленческой деятельности [Текст] // Гражданин и право. - 2009. - № 4.

9. Лесников, И. Оценка влияния инвестиций в человеческий капитал на рыночную стоимость [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика – 2009.

10. Менеджмент: Дайджест основных разделов и тем [Текст]/ под ред. А.К. Казанцева. - СПб: СПбГИЭА, 2007 – 202 с.

11. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления.: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2007. – 383с.

12. Молл Е.Г. Менеджмент: Организационное поведение: Учеб. пособие для  вузов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 160с.

13. Орчаков, О.А. теория организаций [Электронный ресурс]: Учебный курс М.: МИЭМП, 2009 - http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031

14. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. д-ра эк. наук, проф. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008. – 620 с.

15. Перегудов, Ф.И. Основы системного анализа [Текст]: учеб. 2-е изд., доп.- Томск: Изд-во НТЛ. 2007.- 396 с.

 

 

 

 




Информация о работе Целеполагание в управленческой деятельности