Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:33, контрольная работа
Менеджмент — подразумевает разработку, создание и максимально эффективное управление социально-экономическими системами.
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.
С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть целеполаганием.
Таким образом, экономизация деятельности далеко не всегда связана с увеличением ее выгодности, поскольку абсолютный результат может даже сокращаться, поэтому критерий выгодности может приниматься во внимание только при оценке достижения данной цели вне связи с другими.
Эффективная экономичная деятельность характеризуется такими признаками как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации, предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников.
Коснемся теперь вкратце наиболее общих подходов к обеспечению требуемой - эффективности деятельности. Прежде всего речь должна идти о заблаговременном создания для нее необходимых условий в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния неблагоприятных обстоятельств как в настоящее время, так и в будущем, особенно тех, воздействие которых может быть необратимым.
Далее, само осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях непрерывного усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.
Эффективная деятельность сегодня невозможна без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию. Если такая свобода отсутствует, то во избежание неприятностей иногда приходится выжидать, что может привести к потере выгодного момента для начала действий. Свобода маневра для организации обеспечивается постоянной готовностью к ним, поиском резервов, созданием условий для полного использованию предоставлявшихся возможностей.
Практика показала, что в настоящее время все больше демонстрирует свою ограниченность такой некогда широко применявшийся способ повышения эффективности деятельности как индивидуальная специализация, в рамках которой работник мог совершенствовать свое мастерство лишь до определенных пределов. Поэтому сегодня она дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый выполняет на своем рабочем месте, овладением людьми новыми смежными и самостоятельными профессиями.
Наконец, значительное повышение эффективности достижения целей организации достигается в том случае, когда ее члены отождествляют эти цели с собственными как с профессиональной, так и с моральной точки зрения, что возможно лишь на высокой ступени зрелости каждого в отдельности и коллектива в целом.
Достижение такой ступени делает возможным развитие так называемого управления по целям, получающего сегодня на Западе все более широкое распространение.
Управление по целям (МВО) – это целая «философия управления» (Антони Рай), призванная приблизить организацию к достижению своих целей, сделать ее максимально ориентированной на достижение конкретных результатов, повысить ее гибкость и проактивность (способность предопределять будущее, а не реагировать на происходящее).
Сущность концепции управления по целям. Управление по целям — система управления организацией, одновременно соединяющая как цели, так и задачи планирования, а также всю деятельность организации. Поскольку в этом случае руководитель стремится ориентировать управление организацией на достижение всей совокупности стоящих перед ней целей и задач, то целеполагание в управленческой деятельности выходит на первое место. В этом случае весь управленческий персонал (независимо от ранга) должен иметь четкие согласованные цели в рамках возложенных на него обязанностей и ответственности с определением видов работ, которые нужны для достижения этих целей.
Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней.
Процесс управления по целям состоит из 4 этапов:
За годы использования
этой системы выявились и некоторые
Однако, управление по целям, применяемое корректно – это система менеджмента, приемлемая большинству организаций.
Заключение.
В настоящее время скопился определённый опыт по разработке стратегического планирования, который заслуживает внимания и анализа. Он показывает, что чаще всего стратегии отечественных предприятий формируются как пути эволюционного развития за счёт более высокого качества предлагаемой продукции или услуг, снижения затрат на производство, маркетинговых усилий, совершенствования процессов и т.д. (то есть методом постепенного наращивания конкурентоспособности предприятия)
Таким образом, заключительная фаза планирования, в которой цели, опять же, играют значительную роль, требуют от менеджера определить специфические задачи, составить планы для отдельных звеньев его организации. Совершенно ясно, что цели играют важную роль в планировании. Они подчеркивают, что конкретно каждый служащий должен знать. Более того, наличие целей на самых разных уровнях производства создает иерархию целей, которая соотносится с соответствующими элементами структуры организации и различными фазами процесса планирования. Цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой.
Итак, реальное достижение цели - это продвижение по всем фронтам к намеченному образу.
Все цели должны быть согласуемы и совместимы, реалистичны и достижимы, ну и понятны для исполнителей и гибки, ведь показатель гибкости - наличие хорошей обратной связи с реальностью.
Осуществление целеполагания предполагает решение следующих задач:
1. Азимина Е.В., Андреев В.Н., Соляник Г.П. Управление предприятием; Монография / Под общ. ред. Андреева В.Н. – СПб.: Издательство «Бизнес – пресса». 2007.384 с.
3. Бабичев, И.В. Цели публично-правовых систем: муниципальные образования, механизмы их формирования [Текст] // Журнал российского права, 2009. - № 4.
4. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П.Беляцкий. – Мн.: Высш.шк., 2008. – 300с.
5. Бушуев, К. Конкурентная стратегия и ее реализация [Текст] // Управление компанией. - 2008. - №6. - с.13-18.
6. Дидковский С. Технология системной организации процесса целеполагания [Текст] //Обучение персонала. - №1. – 2008. - с.86-90.
7. Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студ./ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. – 2-е изд.., стер. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2008. – 288с.
8. Лаптев, А.С. Целеполагание в структуре управленческой деятельности [Текст] // Гражданин и право. - 2009. - № 4.
9. Лесников, И. Оценка влияния инвестиций в человеческий капитал на рыночную стоимость [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика – 2009.
10. Менеджмент: Дайджест основных разделов и тем [Текст]/ под ред. А.К. Казанцева. - СПб: СПбГИЭА, 2007 – 202 с.
11. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления.: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2007. – 383с.
12. Молл Е.Г. Менеджмент: Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 160с.
13. Орчаков, О.А. теория организаций [Электронный
ресурс]: Учебный курс М.: МИЭМП, 2009 - http://www.e-college.ru/
14. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. д-ра эк. наук, проф. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008. – 620 с.
15. Перегудов, Ф.И. Основы системного анализа [Текст]: учеб. 2-е изд., доп.- Томск: Изд-во НТЛ. 2007.- 396 с.
Информация о работе Целеполагание в управленческой деятельности