Анализ внутренней среды организации на примере ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Объектом написания данной работы является ОАО «Халвичный завод «Нальчикский».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Внутренняя среда предприятия, как объект исследования
Организация как экономическая система………………………………...4
Внутренняя среда, как одна из главных составляющих организации….6
Методы анализа внутренней и внешней среды организации………….12
Глава II Анализ внутренней среды организации на примере ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»….18
2.2 Финансовый анализ……………………………………………………...22
2.3 Организационно - кадровый анализ…………………..………………..23
2.4 Производственный анализ………………………………………………25
Глава III Пути совершенствования внутренней среды предприятия ОАО «Халвичный завод «Нальчикский».
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………….27
3.2 Мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Абазова! курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I  Внутренняя среда предприятия, как объект исследования     

    1. Организация как экономическая система………………………………...4
    2. Внутренняя среда, как одна из главных составляющих организации….6
    3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации………….12

Глава II Анализ внутренней среды организации на примере ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»

    2.1  Краткая характеристика ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»….18

    2.2  Финансовый анализ……………………………………………………...22

    2.3  Организационно - кадровый анализ…………………..………………..23

    2.4   Производственный анализ………………………………………………25

Глава III Пути совершенствования внутренней среды предприятия ОАО «Халвичный завод «Нальчикский».

    3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………….27

    3.2 Мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»……………………………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим понятием в менеджменте  является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.

Анализ среды нужен для определения  стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Объектом написания данной работы является ОАО «Халвичный завод «Нальчикский».

Исходя из поставленной цели работы, требуется решение следующих основных задач:

  1. рассмотреть систему элементов внутренней среды организации
  2. изучить методы анализа внутренней  среды организации
  3. провести анализ внутренних факторов ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»;
  4. разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия
  5. разработать мероприятия по совершенствованию системы управления

Структура включает следующие элементы:

  1. введение
  2. главы I,II,III
  3. заключение
  4. список использованной литературы

 

 

 

Глава I Теоретические аспекты вопроса о внутренней среде организации

 

1.1 Организация как экономическая система

Экономическая система – это множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсами.

Экономические системы могут быть двух видов: рынки и организации.

Рынок – это система добровольного объема благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации.

Организация – это система двух или более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является данная система. Обычно выделяют три вида организаций: государство, предприятие (фирма) и домашнее хозяйство. Для организации типичны отношения иерархии, хотя иногда эти отношения не играют заметной роли.

Одной из проблем организации как системы состоит во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, согласовании целей и организации.

В дальнейшем будет рассматриваться  один из видов организаций – предприятие. Сущность предприятия лучше всего  определена А. Маршаллом: «Предприятие (business) толкуется здесь как широкое понятие, включающее всякое обеспечение потребностей других, которое осуществляется в расчете на непосредственную или косвенную оплату его теми, кому предстоит извлечь из этого пользу».

Предприятие могут существовать как в условиях рыночной экономики, так и централизовано-управляемой. Поэтому можно выделить признаки, определяющие предприятия, как независимые, так и зависимые от экономической системы.

 

 

Таблица 1 Основные признаки, определяющие предприятие

Признаки, определяющие предприятие

Независящие от экономической  системы

Зависящие от экономической  системы

 

Рыночная экономика

Централизовано-управляемая  экономика

Использование производственных факторов

Автономность

Подчиненность центральному органу

Экономичность

Прибыльность по фактическому результату

Частная собственность

Выполнение плана любой  ценой

 

Общественная собственность

Финансовое равновесие

Рыночная цена

Избыток рабочей силы

Государственная цена

Недостаток рабочей силы


На каждом предприятии  производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов. Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:

- максимизировать –  при заданном объеме производственных  ресурсов должен быть достигнут  наибольший выпуск продукции;

- минимизировать –  определенный объем выпуска продукции  должен быть реализован при  наименьшем расходовании производственных ресурсов;

- оптимизировать –  затраты и результаты находятся  в оптимальном сочетании.

 

Предприятие как субъект  предпринимательской деятельности и объект управления является юридическим  лицом.

Согласно ГК РФ все  предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на: некоммерческие и коммерческие.

Некоммерческие предприятия  отличаются от коммерческих тем, что  извлечение прибыли у них не основная цель, и они не распределяют ее между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации.

Любое предприятие должно быть в состоянии финансового  равновесия: своевременно выполнять  свои платежные обязательства перед  бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.

 

1.2 Внутренняя среда, как одна из главных составляющих организации

 

Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Менеджер формирует  и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.

Основные переменные в самой организации, которые  требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с  осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Основной целью  работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль  это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли.

Но не у всех организаций получение прибыли  является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так  же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Организационная структура

Структура организации  отражает сложившееся в организации  выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями  и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых  мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Не менее важно и  то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных.

Не существует идеальной  сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи  могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры  не показатель величины самой организации.

Формулирование и сообщение  целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда.

Задачи

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации  традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией.

Два важных момента в  работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое  для ее выполнения. В общем можно  сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего уровня к высшему.

Технология

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо  большее значение чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами..

Информация о работе Анализ внутренней среды организации на примере ОАО «Халвичный завод «Нальчикский»