Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ЗАО «Пеплос».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
проанализировать систему мотивации персонала на примере предприятия ЗАО «Пеплос»;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 5
1.1 Сущность и содержание мотивации персонала 5
1.2 Теории мотивации 8
1.3 Мотивационные стратегии и методы 19
2. Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ эффективности мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»………… 28
2.3 Основные направления совершенствования мотивации персонала
на ЗАО «Пеплос» 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

удалова мотивация.docx

— 539.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Теоретические основы управления  мотивацией персонала 5 

1.1 Сущность и содержание мотивации персонала 5

1.2 Теории мотивации 8

1.3 Мотивационные стратегии и методы 19

2. Анализ управления  мотивации персонала на ЗАО «Пеплос» 27

2.1 Краткая характеристика предприятия 27

2.2 Анализ эффективности мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»………… 28

2.3 Основные направления совершенствования мотивации персонала

 на ЗАО «Пеплос» 35

Заключение  37

Список использованной литературы 39

 

Введение

 

Влияние уровня мотивации на производительность труда сложно переоценить. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Актуальность темы управления мотивацией персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.

Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ЗАО «Пеплос».

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
  • изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
  • проанализировать систему мотивации персонала на примере предприятия ЗАО «Пеплос»;
  • сделать выводы.

Объект исследования – предприятие ЗАО «Пеплос».

Предмет курсовой работы – система отношений стимулирования работников на предприятии.

Практическая значимость курсовой  работы (курсового проекта) заключается в возможности применения предложений при разработке программ повышения мотивации труда на предприятиях.

Основными методами, используемыми при написании курсовой работы (курсового проекта) являются системный, сравнительный, факторный, оценки и наблюдения.

Теоретической базой исследования курсовой работы послужили нормативные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой, труды отечественных и зарубежных авторов по управлению персоналом, основам предпринимательской деятельности, в частности, таких, как: Андреева В., Василенко Е., Анисимов В.М., Вилюнас В.К., Веснин В.Р., Виханский О.С., Бандурин А.В., Герчикова И.А., Гусева Е.П., Кибанова А.Я., Мухортова О.В., Леонтьев А.Н., Травин В.В., Симонов П.В., Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б., Шекшня С.В., Щекин Г.В. и др.

Во введении обоснована актуальность темы курсовой, сформулирована цель работы и поставлены задачи для достижения этой цели, определена практическая значимость курсовой работы.

В первом разделе «Теоретические основы управления мотивацией персонала» обобщены имеющиеся в научной литературе знания к пониманию сущности понятия «мотивация», установлены методы и стратегии в мотивации; рассмотрены и изучены теории мотивации.

Во втором разделе «Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос» даётся организационно-экономическая характеристика предприятия, анализ эффективности мотивации персонала. Здесь же разработаны основные направления по совершенствованию мотивации персонала на предприятии ЗАО «Пеплос».

В заключении сформулированы основные выводы по курсовой  работе.

Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 23 наименований.

Работа изложена на 40 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 4 рисунка.

мотивация персонал кадры стратегия

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала

 

1.1 Сущность и содержание мотивации  персонала

 

Существует много определений мотивации. Мотивация — процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация — процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.

Другие рассматривают мотивацию как степень желания и выбор, который необходим данной личности, что обусловливает проявление того или иного поведения. Стартовая точка мотивационного процесса — наличие неудовлетворенности, что ориентирует человека на достижение своих целей, в результате наступает завершающий момент — удовлетворение потребности.

Золотарев В.Г. считает, что мотивация — это побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей. [4, С. 48]

В краткой экономической энциклопедии дается следующее определение. Мотивация - это побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Уткин Э.А. формулирует мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. [4, С. 51]

Наиболее характерная черта перечисленные выше трактовок этого термина – это побуждение к какой-либо сознательной деятельности. Исходя из выше рассмотренных сущностных характеристик проанализирует и сформулируем понятие мотивации труда. В отечественной экономической литературе под трудом понимают целенаправленную, легитимную, сознательную, востребованную деятельность человека. [6, С. 211]

Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда — мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда.

Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предприятием.

Мотивация имеет две формы: [7, С. 80]

  • внешняя мотивация;
  • внутренняя мотивация — самозарождающиеся факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.

Для эффективного мотивирования требуется:

  • разобрать модель основного процесса мотивации: потребность — цель — действие и влияние опыта и ожиданий;
  • знать факторы, влияющие на мотивацию, — набор потребностей, которые инициируют движение к целям и условия, при которых потребности могут быть удовлетворены;
  • выяснить, что мотивация не может стремиться просто к созданию чувства удовлетворенности и удовольствия — повышенная его доза может довести до самодовольства и инерции.

Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и нач. удовлетворение потребности. [10, С. 55]

 

Рисунок 1.1 - Процесс мотивации

 

Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт достижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели, другие же — малоуспешны.

Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу, наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии).

Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей.

Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведет к желаемой цели. Сила ожидания может базироваться как на субъективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте, но человек сталкивается с совершенно новыми ситуациями — в таких условиях мотивация будет наименьшей.

Изучение человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию привело к появлению концепций, среди которых можно выделить:

  • содержательные теории мотивации;
  • процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории занимаются идентификацией того, что во внутриличностной или рабочей среде побуждает к данному поведению. Процессуальные теории описывают процесс мотивации.

 

 

1.2 Теории мотивации

 

Иерархическая теория Маслоу утверждает, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации — высшей духовной потребности человека (рисунок 1.2). [10, С. 61]

 

Рисунок 1.2 - Иерархия потребностей по Маслоу

 

У людей можно выделить 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций (А. Маслоу).

1) Основные  физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр. Одним из главных средств удовлетворения их являются деньги, высокий заработок. Таким образом, материальные стимулы, зарплата, социальные блага — это средства удовлетворения основных физиологических потребностей.

2) Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении; и т. п.).

3) Потребность  в социальной общности (быть принятым  в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).

4) Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).

5) Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни).

Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые I, II уровня. [10, С. 68]

Целесообразно выделять три основных уровня удовлетворения физиологических потребностей существования:

1) минимальный, 2) нормальный, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования (СМ) обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей.

Нормальный уровень (СН) может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения СН-уровня целесообразно считать время, когда человек занят мыслями об удовлетворении нужд в пище, одежде, жилище и безопасности. Для СН-уровня это время не должно превышать 10% времени бодрствования.

Объективной оценкой может стать потребительский бюджет, который эксперты считают достаточным для данного вида деятельности. Разновидностью СН-уровня является оптимальный уровень удовлетворения потребностей существования (СО-уровень). Прирост эффекта от его превышения будет не больше соответствующего прироста затрат (для человека, предприятия, общества).

Уровнем роскоши (СР) предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше СН- и СО-уровней и становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого общественного положения. На СР-уровне человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

Любая неудовлетворенная нужда может мотивировать поведение, а доминирующая нужда — есть основной мотиватор поведения. Когда удовлетворены низшие потребности, то становятся доминантными высшие. «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею» (А. Морита). [10, С. 73]

Классификацию потребностей, которые мотивируют руководителей, развил Д. Маккеланд:

1) потребность  достижения — как потребность  в конкурентоспособном успехе;

2) в привязанности (в теплых, приятельских отношениях  с другими);

3) власти  — потребность в контроле и  влиянии на других людей. В  зависимости от того, какая потребность преобладает — проявится различный тип руководителя.

Информация о работе Анализ управления мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»