Анализ существующей кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

цель кадровой политики организации: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития

Файлы: 1 файл

Анализ существующей кадровой политики.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

    Исходными положениями политики в области  кадров являются следующие:

    -Политика  занятости – обеспечение эффективным  персоналом и побуждение его  к получению удовлетворения от  работы посредством создания привлекательных работ, безопасности и возможности для продвижения.

    Гарантии  занятости для персонала делают любую организацию более прибыльной и конкурентоспособной.

    -Политика  обучения – обеспечение соответствующими  обучающими мощностями, чтобы работники могли улучшить использование своих нынешних обязанностей и подготовиться к продвижению.

    -Политика  оплаты труда – предоставление  более высокой зарплаты, чем в  других организациях, в соответствии  со структурой, определенной способностями, опытом, ответственностью.

    -Политика  производственных отношений –  установление процедур для простого  решения трудовых проблем.

    -Политика  благосостояния – обеспечение  услуг и льгот, более благоприятных,  чем у других нанимателей, социальные  условия отдыха должны быть желанны для работников и взаимовыгодны для них и организации.

    Каждое  из этих направлений требует точного  выполнения посредством охвата таких  субъектов, как:

    -занятость  (анализ рабочих мест, методы найма,  способы отбора, наем стариков  и инвалидов, продвижение по службе, отпуска, увольнение),

    -обучение (проверка новых работников, практическое  обучение, развитие),

    -оплата  труда (льготные схемы, скользящие  ставки, учет различий в жизненном  уровне),

    -трудовые  отношения (шаги по установлению  лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами),

    -благосостояние (пенсии, пособия по болезни, транспортные  услуги, жилье, питание, помощь  в личных проблемах и т. п.).

    Кадровая  политика призвана создавать условия  для мотивации более высокой  производительности персонала и удовлетворенности работой.

    Рыночная  экономика – это экономика, служащая потребителю. В России рынок пока находится в стадии становления. Здесь мы имеем дело с так называемой не отягощенной опытом рыночной экономикой, которая многими воспринимается как «необузданный рынок». На этом рынке нет еще многих важных элементов, необходимых для социальной рыночной экономики.

    Опыт, накопленный  за рубежом, показывает, что для успешного  перехода к рыночной экономике необходимо создание эффективно функционирующей банковской системы.

    Для учреждения, предоставляемого услуги населению, его  сотрудники являются самым важным капиталом. Поэтому руководству современных  банков необходимо уделять пристальное  внимание разработке эффективной кадровой политики, позволяющей в полном объеме использовать ресурсы организации.  

1.4 Особенности формирования  кадрового состава  российских банков

    Формирование  кадрового состава банков – это  фундаментальное, стратегическое направление, которое во многом обеспечит стабильность и эффективность всей банковской системы страны.

    Сложная и противоречивая социально-экономическая  ситуация в России на современном  этапе негативно сказывается  на хозяйственной деятельности практически  всех хозяйствующих субъектов, в  том числе и на учреждения банковской сферы. Однако, стоит заметить, что при всех трудностях банки сейчас имеют ряд реальных возможностей для повышения их роли в современной экономике. Такие предпосылки заложены прежде всего в уровне банковского персонала.

    На основании  статистических данных, приведенных в книге Ястрба С.Д. «Теория и практика: коммерческие банки» [29], можно отметить некоторые изменения, сложившиеся за последние несколько лет, в кадровом составе российских банков:

    1. Возрос  интеллектуальный потенциал кадров, значительно увеличилось количество работающих с высшим специальным образованием (так, например, согласно приведенным данным, работников с высшим специальным образованием в 1991 г. было 21% от общей численности работающих, а в 1997 г. – уже 64%).

    2. Происходит  омоложение банковского персонала: средний возраст составляет от 30 до 35 лет в 1997 г., в то время как по данным исследований, в 1991 г. средний возраст работников составлял 38 – 46 лет.

    3. Увеличился  приток мужского персонала с  18% до 45% от общей численности работающих в 1997 г.

    4. Повысился  престиж банковской профессии  на рынке труда (так, на современном  этапе специалистов банковской  сферы на рынке труда в 1,8 раз больше, чем имеющихся вакансий).

    5. Происходит  рост заработной платы сотрудников  банков, поэтому на сегодняшний день это одна из самых высокооплачиваемых сфер экономики.

    Необходимо  отметить, что на современном этапе, чаще всего, банкротами становятся те банки, которые не сумели укрепить свои кадры квалифицированными специалистами. Сегодня на рынке работает множество различных коммерческих банков, повышается конкурентная борьба за потребителя, поэтому перед администрацией банков встает необходимость разработки эффективной кадровой политики, целью которой является привлечение квалифицированных работников для повышения эффективности работы учреждения.

    При разработке эффективной кадровой политики банковскому  руководству необходимо учитывать  специфику социально-экономической  и политической ситуации в России, которая представлена следующими аспектами:

    В банковской практике появились сложные банковские инструменты, оперирование которыми предъявляет более жесткие требования к квалификации кадров.

     При  наличии общих внешних факторов  – нестабильности экономико-политической  ситуации – решающим фактором  становится квалифицированное управление банком.

    Из-за нестабильности экономической ситуации в стране (высокие темпы инфляции, несовершенная  система налогообложения и т. п.) банки работают в условиях повышенного  риска.

    Согласно  исследования, проведенным С.Д. Ястребом [29], в некоторых банках не поставлены стратегические цели, планирования и контроля. Нет бизнес-планов, служб маркетинга, аудита, информационной базы и т. п.

    В заключении, хотелось бы отметить, что банк –  это интеллектуальный центр, в котором  люди занимаются экономикой и совершаемые операции являются интеллектуальным продуктом. Поэтому персонал в банке – это главный элемент организации и решить его можно только путем разработки эффективной кадровой политики учреждения.

    В следующей  главе данной дипломной работы, на примере ОАО «Амурский банк» г. Благовещенска, мы рассмотрим процессы влияния кадровой политики на эффективность и рентабельность ее деятельности. 

2. Анализ кадровой  политики, проводимой  в АК СБ ОАО  «АМУРСКИЙ БАНК»

2.1 Общая характеристика  сферы деятельности  и основные экономические  показатели АК  СБ РФ ОАО «Амурский  банк»

    Акционерный коммерческий сберегательный банк ОАО  «Амурский банк» г. Благовещенска создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» от 02.12.90 г.

    Банк  входит в банковскую систему РФ и  в своей деятельности руководствуется  законодательством РФ, нормативными документами и настоящим Уставом. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами входит в единую систему Сбербанка России. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Банк имеет широкую сеть филиалов, которые не являются юридическими лицами.

    Основной  целью банка является привлечение  денежных средств от физических и  юридических лиц, а также осуществление  кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими  и юридическими лицами.

    Банк  осуществляет следующие банковские операции: привлекает и размещает денежные средства физических и юридических лиц, открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков – корреспондентов, инкассирует денежные векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц, покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах, привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы, выдает банковские гарантии.

    Банк  помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие сделки:

    • выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
    • приобретает права требования от третьих лиц для исполнения обязательств в денежной форме;
    • доверительно управляет денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
    • осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;
    • предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
    • осуществляет лизинговые операции;
    • осуществляет брокерские, консультативные и информационные услуги.

    Все перечисленные  банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

    Банк  вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг  в соответствии с федеральными законами.

    Банк  обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли.

    Балансовая  и чистая прибыль банка определяются в порядке предусмотренном законодательством  РФ. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, а также производятся расходы, осуществляемые по законодательству РФ до налогообложения. Чистая прибыль остается в распоряжении банка и по решению общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов и распределяется между акционерами в виде дивидендов и на другие цели в соответствии с законодательством РФ.

    Органами  управления банком являются: общее  собрание акционеров, наблюдательный совет банка, коллективный исполнительный орган – Правление банка, единоличный  исполнительный орган – Председатель Правления банка.

    Общее собрание акционеров является высшим органом  управления банком.

    Руководство текущей деятельностью банка  осуществляется Правлением и Председателем  Правления банка. Председатель Правления  избирается общим собрание акционеров из числа членов Наблюдательного совета банка.

    «Амурский банк» г. Благовещенска работает на основании устава СБ РФ и Положения  об «Амурском банке» СБ РФ. Председатель ОАО «Амурский банк» действует  на основании генеральной лицензии и доверенности на управлении АК СБ РФ ОАО «Амурским банком».

    С 1.01.91 г. ОАО «Амурский банк» является юридическим лицом, входит в единую организационную структуру Сберегательного  банка РФ и осуществляет свои функции  по территории Амурской области, имеет  самостоятельный баланс территориального банка.

    Структура АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» включает в себя 60 филиалов, 20 отделений и 31 пункт обмена валюты.

    К банковским ресурсам ОАО «Амурский банк»  относятся собственные средства банка, заемные и привлеченные средства, совокупность которых используется для осуществления банком активных операций, то есть размещения мобилизованных ресурсов с целью получения дохода.

    Основными источниками формирования банковских ресурсов являются вклады клиентов банка, физических лиц и средств на счетах предприятий юридических лиц.

    Доход банка  формируется за счет операций с ценными  бумагами и процентам по выданным ссудам предприятий.

    Основной  расходной статьей банка являлась выплата процентов по вкладам  населения и административно-хозяйственные  расходы.

    Сберегательный банк РФ занимает одно из ведущих мест в банковской системе. Постоянно совершенствует кредитно-расчетные операции.

    Клиенты сберегательного банка по сравнению  с другими банками несут меньший  риск за счет обеспечения 100% резерва  для возврата вклада населению.

    Доход АК СБ РФ ОАО «Амурский банк» от операций с иностранной валютой на 1.01.99 г. составил 25092,7 млн. руб. Тогда как  этот показатель на 1.01.00 г. составил 25251,0 млн. руб. Это говорит о стабильности проведения данных операций.

    Основные  показатели деятельности ОАО «Амурский банк» в динамике представлены в таблице 2.1, 2.2.

    Таблица 2.1

    Основные  показатели деятельности ОАО «Амурский  банк» в динамике

Информация о работе Анализ существующей кадровой политики