Анализ между российской, немецкой и японской моделью менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. Национальный менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений. На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента - американского, английского, западногерманского, японского и др.К сожалению, наша отечественная наука управления

Содержание работы

Введение___________________________________________________3
§1. Российская система менеджмента___________________________5
§2. Немецкая система менеджмента____________________________11
§ 3.Сравнение российской и немецкой систем менеджмента_______18
§ 4.Японская система менеджмента____________________________20
§ 5.Сравнение российской и японской систем менеджмента_______23
Заключение________________________________________________25
Список использованн

Файлы: 1 файл

Анализ между российской, немецкой и японской моделью менеджмента.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

             

Введение___________________________________________________3

 

§1. Российская система менеджмента___________________________5

 

§2. Немецкая система менеджмента____________________________11

 

§  3.Сравнение российской и немецкой систем менеджмента_______18

 

§  4.Японская система менеджмента____________________________20

 

§  5.Сравнение российской и японской систем менеджмента_______23

 

Заключение________________________________________________25

 

Список использованной литературы___________________________26


Введение

   За  всю историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. Национальный  менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений. На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента - американского, английского, западногерманского, японского и др.К сожалению, наша отечественная наука  управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусство управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта. Таким образом, история российского менеджмента  и перспективы его развития являются крайне важными вопросами для  их подробного изучения, что обуславливает  актуальность темы данной контрольной работы. Для сравнения  с российским менеджментом, я выбрала  немецкую модель управления, т.к. большинство  немецких компаний являются олицетворением качества и успешного ведения бизнеса. Немецкий менеджмент уходит корнями в средневековье, но принципы его не теряют актуальности и позволяют добиваться успеха. Сравнительный менеджмент является важной частью общей теории менеджмента, т.к. дает возможность оценить успехи и неудачи построения управленческих принципов в различных странах мира. Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины - повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Этому вопросу уделяют внимание такие ученые как С.Э. Пивоваров, Д.И. Баркан и др.

Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

 

   Цель  работы: изучить особенности менеджмента в трех странах: России, Германии и Японии, сравнить их между собой

 

Задачи  работы:

1. Описать особенности менеджмента в России, Германии и в Японии;

2. Сравнить немецкую систему менеджмента с российской и российскую с японской;


§1. Российская система менеджмента

   Особенности российского менеджмента определяются: чрезвычайно высокой скоростью  протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского  менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п. Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сегодня  находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.  

  Сегодня России, как никогда, нужны системы  управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.    Российская  теория и практика управления возникла не сразу. Так, была пройдена определенная эволюция подходов к управлению. В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к  другому. В 1917 г. она перешла от капитализма  к социализму, а в 1991 г. совершила  обратное движение — от социализма к капитализму. В том и в другом случае глобальный переход представлял собой прежде всего управленческую революцию.    Ни  первая, ни вторая революции в России не привели к созданию рыночного общества западного типа.

   За  последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной  и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни.Российский  менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной  системе управления можно исходя из анализа и развития существующего  национального менталитета.   Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации. В современном  российском менеджменте можно выделить некоторые особенности, которые оказывают влияние на культуру управления и ее развитие в нашей стране. Ориентация на получение краткосрочных выгод ввиду нестабильности экономики. К выводу о необходимости рыночных отношений в нашей стране пришли в довольно короткие сроки. Выстраивать  эти отношения начали революционно, и результатов хотелось мгновенных. Политическая, социальная и экономическая нестабильность – символ современной России. Соответственно, в таких условиях руководители мало задумываются о перспективах дальнейшего развития, о том какие прибыли можно получить в долгосрочной перспективе. Большинство волнует немедленный результат и то, что происходит на данном этапе. Это осложняет рост и развитие многих компаний. Российский менеджмент, зачастую отказывается от функции планирования, особенно долгосрочного. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени. Командная система существует во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте. В России иерархия играет большую роль, стиль руководства, как правило, авторитарный и патриархальный. Начальство решает все само, самостоятельность сотрудников допускается лишь в определенных пределах. Русские сотрудники любят, чтобы им давали больше времени на выполнение задания, им нужны точные указания, что и как сделать. 

   Большинство предприятий до сих пор осуществляют свою производственную деятельность, используя оборудование созданное еще в середине ХХ в., что существенно тормозит процессы развития как производственных процессов, так и предприятий в целом. Существенен и недостаток квалифицированных  кадров. Начиная с низших звеньев, заканчивая управленцами высших уровней.  Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму  эшелону менеджмента, пытаются все  сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.  При этом продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.    Зачастую  ведение бизнеса в российских компаниях основывается на личностных интересах. Причем, это наблюдается на всех ступенях иерархии. Например, значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах. Неуважение  к людям и игнорирование этики  управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных  организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой  момент можно заменить новыми. Работники  всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Законы, предписания и правила не имеют  обязательного характера. Правила  и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно. В отдельных случаях резкая смена  настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян. Если в Германии совсем не обязательно испытывать теплые чувства к человеку, с которым ты ведешь дело, то в России если «искра не пробежит», бизнес идет плохо.

   Наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянина

делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина». В итоге качество работы зависит от восприятия сотрудника. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проекта становится позитивным. Когда деятельность воспринимается как «работа на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае может развиваться потребительское отношение к проектам и руководству. На данный момент в России подрастает  «новое» поколение, которое не  застало советских принципов  работы и ведения хозяйства, которое открыто к работе в условиях рыночной экономики. Молодым специалистам доступны информационные ресурсы, зарубежное образование и новейшие технологии, что предполагает высокий потенциал российского менеджмента.

Найти систему управления в России, учитывая российский менталитет, невероятно трудно. Загадочная русская душа – это не только фигура речи, но это и правда. Следует иметь в виду, что слишком мало времени прошло для создания российского менеджмента. Ни одного года не было спокойного. У нас же нет ни одного бизнесмена, который бы себя чувствовал уверенно в завтрашнем дне. Любой понимает, что он ничем не защищен и в любой момент его бизнес может быть разрушен. Никакое положение в бизнесе ни от чего тебя не гарантирует. Российскому менеджменту для того чтобы сформироваться как национальному нужно устойчивое правовое поле, которого пока нет. Каждый год меняются нормативы, правила, условия, что-то вводится, что-то отменяется. Таким образом, отечественный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим  условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям.


§2. Немецкая система менеджмента

   Немецкий  менеджмент отличает особый стиль, который  складывался веками и уходит корнями в традиции средневековых цехов и купеческих гильдий. Такие национальные черты, как прилежность и аккуратность, любовь к порядку и бережливость, пунктуальность и рациональность, трудолюбие и ответственность, воспитывались в Германии на протяжении столетий, что оказало существенное влияние на становление и развитие немецкого стиля управления и германской деловой культуры. Немцам не свойственны авантюризм и спонтанные решения. Они изобретательны и берут систематичностью подхода и последовательностью действий. Характерной чертой и особенностью немецкой деловой  культуры является принцип порядка ( Ordnung), который отмечается и в стиле управления, и в организации процесса принятия решений. Согласно немецкой точке зрения на характер развития любого процесса, у каждой вещи и каждого человека есть свое место в соответствующем плане, рассчитанном на достижение максимальной эффективности. Немцы верят в то, что хорошо разработанные процессы и процедуры способны содействовать решению большинства проблем, поэтому придают порядку первостепенное значение для достижения общего благосостояния. Символам  власти, законам и указаниям в  Германии подчиняются, а эксцентричные  люди и нарушители закона не вызывают симпатий в обществе. В Германии соблюдение правил касается всех, ведь перед законом все граждане страны равны еще с давних времен. Немцы верят, что настоящего порядка можно  достигнуть, если строго соблюдать  специально разработанные для этого  правила, постановления и процедуры, которые, в свою очередь, возникли на основе многолетнего опыта деятельности национальных компаний, ведомых опытными, проверенными временем руководителями. 

   О западногерманском  менеджменте говорят как о новом явлении. Он весьма своеобразен и отличается, например, от японского и американского. Образно их можно сравнить между собой так: в японской компании живут одной семьей, в американской все разбежались по индивидуальным квартирам, а Германия ищет дорогу к «социальному партнерству», пытается соединить первое и второе. Иначе говоря, движется к коммунальной квартире: каждый остается при своих интересах, но таковые перестали быть перегородками, они превратились в соединительные мосты.

   Какие же особенности управления, позволяют  немецким компаниям успешно развиваться  и занимать лидирующие позиции на мировом рынке?

   1. Высокое качество товаров и услуг (made in Germany), стремление к совершенству во всем

   Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Немецкий менеджер убежден, что высококачественная продукция продает себя сама, и поэтому, желая сделать свою компанию лучшей, стремится довести до совершенства качество выпускаемой продукции. Внимание к продукции в первую очередь означает внимание к процессу ее производства. Поэтому немецкие менеджеры любого уровня прекрасно разбираются в технологии изготовления, на практике знакомы со всеми этапами производства и ориентируются на тесное сотрудничество с непосредственными производителями.

Работа по внедрению систем обеспечения качества ведется там поэтапно. На каждом этапе реализуется определенная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству, внедряются конкретные меры, повышающие эффективность работы по качеству.

   Специалисты Германии наибольшее внимание уделяют  качеству сырья и конструкторской  разработки, уровню технологии, отлаженной работе складов, всех вспомогательных служб.

   В 80-х  годах XX в. усилия по обеспечению и  повышению качества заметно переместились  из области производства на этап проектирования. Уже при разработке проекта изделия  и технологического процесса создаются  методы, позволяющие свести к минимуму возможности возникновения ошибок на этапе производства. Этот принцип обеспечения качества специалисты Германии называют FMEA (по начальным буквам немецких слов, означающих возможности возникновения погрешности, анализа причин и мер устранения). Чем позже обнаруживается ошибка, тем больше затраты на ее устранение: если на стадии концепции для этого достаточно карандаша, то на стадии опытного образца уже надо вносить изменения в модель. Затраты же на устранение недостатков уже поставленного изделия могут составить миллионы.

   Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование  и инновации. Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ, которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. 

Информация о работе Анализ между российской, немецкой и японской моделью менеджмента