Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса мотивирования и стимулирования персонала в организации.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивирования и стимулирования персонала в организации;
- провести анализ системы мотивирования и стимулирование персонала ОАО «МГТС»;
- исследовать действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом ОАО «МГТС»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивирования и стимулированию персонала ОАО «МГТС»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ………………………………………6
1.1. Сущность мотивации и мотивирования ………………………………….6
1.2. Использование теорий мотивации в практике управления персоналом ………………………………………………………………………………13
1.3. Элементы процесса мотивирования и стимулирования ………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………… …………..29
2.1. Характеристика объекта исследования …………………………………..29
2.2. Диагностика показателей производственно-хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………...35
2.3. Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации …..48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...61
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации …………………………………………..61
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации ……………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации (на примере)..doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Таким образом, краткий анализ льгот и услуг, оказываемых работникам ОАО МГТС, позволяет отметить их достаточный уровень мотивирования и стимулирования.

При мотивации и стимулировании сотрудников ОАО МГТС важным фактором являются и нематериальные формы вознаграждения.

Эти формы можно отнести к нескольким группам:

Первая группа нематериальных факторов мотивации определяет возможность самореализации сотрудника, участие его в управлении делами подразделения предприятия. В эту группу следует отнести и реальность программы развития сотрудника, повышение его профессионального уровня, перспективы служебной карьеры.

Ко второй группе нематериальных факторов мотивации относятся формы материально-технической (социальной) поддержки.

Третья группа – факторы морального поощрения сотрудников (знаки отличия, благодарности, грамоты).

Четвертая группа - условия труда (техническая оснащенность, транспортное обеспечение, размеры рабочего помещения и прочее).

При реализации первой группы нематериальных факторов мотивации трудовой деятельности работников ОАО МГТС применяются следующие методы [40].

1. На предприятии поощряется  повышение уровня образования  и квалификации работников, в  том числе:

  • ежегодно часть работников повышают профессиональную  квалификацию в Учебно-курсовом комбинате ОАО МГТС, на основании чего работникам присваиваются более высокие квалификационные разряды, что оказывает влияние и на повышение их заработной платы;
  • работникам, обучающимся по заочной форме обучения в высших учебных заведениях,  производится оплата учебных отпусков. После получения высшего образования уровень заработной платы работника повышается;
  • администрация ОАО МГТС заключает трехсторонние договора на оказание образовательных услуг с профильными высшими  учебными заведениями, в соответствии с которыми наиболее перспективные работники предприятия получают высшее образование за счет средств предприятия.

2.  В сферу мотивации входит  и работа по привлечению работников к совершенствованию дел своего предприятия.  В подразделениях ОАО МГТС периодически проводятся конкурсы и движения «Думай, как сделать качественнее» и «Сократи расходы». Все внесенные работниками предложения своевременно и оперативно рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители администрации и совета трудового коллектива. Наиболее интересные предложения принимаются к внедрению на предприятии, а их авторам выносятся благодарности, которые подкрепляются единовременными денежными премиями.

3. В ОАО МГТС администрация уделяет внимание и возможности морального поощрения работников. В частности в подразделениях предприятия отработана и внедрена система морального поощрения работников, в которую входит присвоение работникам звания почетного работника ОАО МГТС с вручение знака отличия, направление благодарственных писем семье и родителям работников, достигших высоких трудовых показателей и некоторые другие меры.

Высшие знаки отличия и присвоение звания почетного работника ОАО МГТС присваиваются на основании решения Правления Общества один раз в год при праздновании дня рождения предприятия.

Другие меры морального поощрения, такие как благодарность, письмо, поздравительная телеграмма, вручаются по факту отличия, к юбилейным датам, и  имеют менее торжественный характер.

Нельзя не сказать о несомненной пользе морального поощрения. Секрет успеха здесь в информационном, чутком и душевном подходе к таким процедурам. Так, Благодарственное письмо о хорошей работе сына или дочери, направленное родителям этого старательного сотрудника от имени Генерального директора предприятия имеет высокий воспитательный эффект. Конечно, надо все знаки, письменные благодарности вручать в присутствии родных и близких награждаемых [35].

Очень серьезный рычаг справедливого решения проблем поощрения сотрудников — система регулярных опросов персонала. Как правило, такие опросы дают довольно объективную картину — действительно ли лучшие люди поощряются руководителями (не только материальными видами, но и другими). Главное, это обеспечить проведение таких анонимных опросов регулярно, внимательно изучать их результаты и использовать в практической работе.

Главное в работе по системе мотивации и стимулирования труда сотрудников — это четкая обратная связь и анализ ее результативности. Если опросы сотрудников показывают явные нарушения в премировании или сбои в системе материально-технической поддержки, то должна быть незамедлительная реакция администрации подразделений — от информации на оперативном совещании до выхода на Правление предприятия [36].

Экономическая характеристика трудового потенциала, данная в предыдущих пунктах, свидетельствует, что ОАО МГТС обладает трудоспособным, достаточно квалифицированным персоналом, недостатки использования которого объясняются в основном, производственными причинами (потерями рабочего времени). Для того чтобы выработать рекомендации по совершенствованию управления производительностью стратегию в ОАО МГТС, необходимо выяснить, как стимулируется труд работников предприятия. Для этого использовались материалы социологического исследования. Форма анкеты приведены в Приложении 3.

В социологическом исследовании приняли участие 50 работников предприятия, в том числе 16 работников Замоскворецкого телефонного узла (ЗмТУ) (32 %), 14 работников Останкинского телефонного узла (ОТУ) (28 %) и 20 работников Тушинского телефонного узла (ТуТУ) (40 %).

Респондентов преимущественно представляли женщины (68 % от общего числа опрошенных) в возрасте от 30 до 50 лет (62 % от числа опрошенных).

Подавляющее число опрошенных имеют высшее образование (54 %) и неоконченное высшее (22 %).

Для социологического исследования выдвигалась следующая рабочая гипотеза: существует нереализованность многих трудовых ожиданий персонала, что снижает экономическую и социальную эффективность его мотиваций к труду, отрицательно влияет на результаты деятельности в целом.

Достижение цели социологического исследования предусматривало выяснение следующих блоков вопросов:

  • наличие интереса к труду у работников предприятия;
  • доминирующие мотивы трудовой деятельности;
  • причины неудовлетворенности трудом;
  • соотношение трудового вклада и материального вознаграждения;
  • справедливость материального вознаграждения по сравнению с другими работниками;
  • заинтересованность  руководства  предприятия   в  повышении   квалификационного уровня работников;
  • выявление основных ценностных оценок работы персонала предприятия;
  • определение взаимоотношений руководителя и подчиненных.

В (Табл.5) и на (Рис.15) приведены результаты анализа факторов трудовой деятельности работников ОАО МГТС на основании изучения заполненных анкет.

Таблица  5

Распределение мнений респондентов о факторах трудовой деятельности работников ОАО МГТС

 

Группа респондентов

Факторы трудовой деятельности

Материаль-ное удовлетворение

Моральное удовлетворение

Повышение образовательного уровня

Служебная карьера

Интересная работа

Самоутвердение

ЗмТУ, чел

            %

8

16

1

2

2

4

-

-

2

4

3

6

ОТУ,  чел.

           %

3

6

1

2

-

-

2

4

6

12

2

4

ТуТУ, чел.

             %

16

32

-

-

-

-

4

8

-

-

-

-

Итого, чел

             %

27

54

2

4

2

4

6

12

8

16

5

10


Рис.  15.  Результаты ответов на вопрос о том, чем для данного человека и работника является работа на его рабочем месте, в %

 

Таким образом, для большей части опрошенных (54 %) основным фактором является заработная плата, которая приносит им некоторое материальное удовлетворение. Указанный фактор трудовой деятельности в качестве основного назвали преимущественно мужчины - работники ТуТУ. Среди работников ЗмТУ и ОТУ данный фактор также является немаловажным.

Моральное удовлетворение от работы испытывают только по 1-ому из опрошенных работников ЗмТУ и ОТУ. Это женщины, в возрасте от 50-ти и старше лет, имеющие высшее образование и большой стаж работы в ОАО МГТС (4 %).

В качестве главного фактора трудовой деятельности «Возможность повышения образовательного уровня» отметили только 2-е из опрошенных молодых специалистов ЗмТУ  (4 %).

Заинтересованность в служебной карьере выявлена в качестве фактора трудовой деятельности у 12 % опрошенных, среди которых были преимущественно мужчины - работники  ТуТУ.

Факторы «Интересная работа» и «Способ самоутверждения» присутствовали только в ответах женщин, специалистов ЗмТУ и ОТУ.

Таким образом, как следует из (Рис.15) и анализа ответов респондентов, преимущественным фактором трудовой деятельности работников ОАО МГТС является возможность получения денежного вознаграждения за труд.

Анализ результатов проведенного опроса позволил выявить следующее смотреть Приложение 2.

- 40 % опрошенных работников полностью  удовлетворены системой оплаты  труда. При ответах респонденты  отмечали, что в настоящее время  отменен уравнительный принцип, заработная плата начисляется  в соответствии с трудовым вкладом каждого работника в деятельность предприятия.

- 48 % опрошенных работников системой  оплаты труда удовлетворены частично (ответ представлен равномерно  среди респондентов анализируемых  подразделений предприятия), и 12 % - ею  не удовлетворены. 

При анализе ответов было выявлено, что это, в основном, работники, имеющие либо небольшой стаж работы на предприятии, либо недостаточный образовательный уровень, в связи с чем им присвоен более низкий квалификационный разряд. В общей сумме, их заработная плата существенно ниже, чем у других работников предприятия, при этом, по их мнению, они вносят не менее весомый вклад в трудовые показатели предприятия.  Считаем, что с одной стороны данные замечания справедливы, а с другой стороны, более низкий уровень оплаты труда, при возможности его повышения, должен способствовать стремлению данной категории работников к повышению своей квалификации, что будет способствовать и росту их оплаты труда [33].

Системой премирования удовлетворены полностью только 48 % опрошенных, т.е. менее половины. 32 % - ею удовлетворены частично, и 20 % - не удовлетворены. При опросе было выявлено, что денежная сумма премий опрошенных в целом удовлетворяет, однако, по мнению респондентов, администрациям подразделений следует более широко информировать работников о методах ее распределения и отдельные вопросы выносить на собрание трудового коллектива.

Системой льгот и услуг, в соответствии с коллективным договором между работниками и администрацией ОАО МГТС, полностью удовлетворены 88 % опрошенных и 12 % удовлетворены частично. В частности, отдельные нарекания вызывает система распределения путевок в пансионаты Черноморского и Азовского побережья в летнее время года.

Технической оснащенностью рабочих мест и условиями трудовой деятельности удовлетворены 72 % опрошенных, что составляет подавляющее большинство. Неудовлетворенность условиями труда у 16 % опрошенных  вызвана объективными факторами, связанными с работой на открытом воздухе в зимнее время года.

Сложившейся системой повышения квалификации на предприятии и условиями для получения высшего образования полностью удовлетворены 92% опрошенных. Однако, перспективы для служебной карьеры по месту работы видят в настоящее время только 36 % респондентов, 40 % опрошенных считают повышение по должности возможным, но маловероятным, и 24 % не видят перспектив своего профессионального роста.

Факторы морального поощрения удовлетворяют полностью 84 % опрошенных и 16 % удовлетворены ими частично.

Возможностью самовыражения в трудовой деятельности удовлетворенность высказали только 24 % опрошенных и 32 % полностью удовлетворены процессом труда на предприятии. При этом у 60 % и 44 % соответственно, данные потребности в процессе трудовой деятельности не находят удовлетворения. Данная ситуация, согласно опроса, связана с высоким уровнем централизации управления и недостаточным делегированием полномочий [34].

Взаимодействие с руководителем имеет для подчиненного очень важное значение. В (Табл.6)  приведены результаты опроса работников ОАО МГТС о влиянии их взаимоотношений с руководством на эффективность трудовой деятельности.

 

Таблица  6

Результаты опроса работников ОАО МГТС о влиянии их взаимоотношений с руководством на эффективность трудовой деятельности

№ п/п

Вопрос

Частота отметок, %

1.

Устраивают ли Вас отношения с руководителем?

- да

- нет

 

80

20

2.

Что Вас не устраивает в руководителе:

- недостаточный уровень  квалификации

- отсутствие взаимопонимания

- жесткий контроль

- отсутствие доверия  к подчиненным

- неумение слушать

- не учитывает интересы подчиненных

- не рассматривает вопросы  карьеры

- не рассматривает вопросы  повышения квалификации

 

12

16

10

12

6

20

4

14

3.

Ваши беседы с руководителем проходят:

- по плану

- случайно

 

68

32

4.

Вопросы, обсуждаемые с руководителем:

- производственные

- стратегия развития  фирмы, подразделения

- планы Вашей работы

- оценка Вашей деятельности

- ваши личные планы

- ваша карьера

- социальная поддержка

 

42

18

16

10

4

2

6

5.

Гордитесь ли Вы своим руководителем?

- да

- нет

 

72

28

Информация о работе Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации