Анализ и совершенствование системы оценки трудового потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка трудового потенциала работников и разработка системы развития на примере ООО «Технический центр «Янтарь».
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических основ оценки трудового потенциала сотрудников организации;
анализ деятельности ООО «Технический центр «Янтарь»;
провести оценку и анализ трудового потенциала сотрудников ООО «Технический центр «Янтарь»;
изучение мероприятий по повышению трудового потенциала ООО «Технический центр «Янтарь»;
составление практических рекомендаций по повышению эффективности использования персонала ООО «Технический центр «Янтарь».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие и методы оценки персона……………….…………………………6
1.2 Эффективность оценки результатов деятельности персонала.................. 23
2. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ООО «ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЯНАТРЬ»……………………………………….………………………………27
2.1 Организационно-экономическая структура ООО «Технический центр «Янтарь»…………………………………………………………………………27
2.2 Оценка потенциала сотрудников ООО «Технический центра «Янтарь»………………………………………………………….…………...…38
2.3 Мероприятия по повышению потенциала сотрудников, проводимые в ООО «Технический центр «Янтарь»…………………………………………...42
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ………………………………………..54
Заключение…………………………………………………………………………..66
Список использованных источников и литературы………………………………6

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Метод письменных характеристик  – один из самых простых методов  оценки персонала. Менеджер может дать оценку работе подчиненного, описав его  работу своими словами. Такая оценка может быть дана полученным результатам работы сотрудника (выручка, объем реализованной продукции, ее качество), деловым качествам, подходам к выполнению тех или иных обязанностей. Также менеджер может дать рекомендации по развитию сотрудника.

Метод ранжирования – старейший и наиболее простой с технической точки зрения метод оценки персонала. Согласно этому методу сравниваются результаты работы сотрудников, и менеджер ранжирует всех своих подчиненных от лучшего к худшему. Данный метод предполагает, что менеджер полностью понимает должностные обязанности своих подчиненных и может сравнивать их работу одновременно на основе общих факторов. Кажущаяся простота использования этого метода обманчива.

Сотрудник В (самый эффективный  работник)

Сотрудник А 

Сотрудник Г 

Сотрудник Д

Сотрудник Б (наименее эффективный  сотрудник)

Ранжирование пригодно только в случае небольшого количества оцениваемых сотрудников при  условии, что их должностные обязанности  практически одинаковы. Но даже в  этом случае применение ранжирования при оценке персонала может оказаться крайне субъективным подходом и привести к большим сложностям при оценке сотрудников со средними результатами.

Градация. Система градации предусматривает наличие конкретных уровней эффективности труда, например высокоэффективный, эффективный, приемлемый, неэффективный, неприемлемый. Результаты труда каждого оцениваемого сотрудника сопоставляются с описаниями каждого из уровней, а затем сотруднику присваивается тот уровень, который наилучшим образом описывает его труд.7

Данная система может быть улучшена путем предварительного распределения, т.е. каждому уровню заранее определяется соответствующий ему фиксированный процент сотрудников. Такой метод носит название "метода заданного распределения".

Существует несколько  весьма веских аргументов в пользу использования этого метода, потому что он позволяет преодолеть проблему переоценки или недооценки менеджером своих подчиненных, а также присвоения средних оценок каждому подчиненному. Более того, данная технология заставляет менеджеров серьезнее относиться к процессу оценки персонала, что сильно увеличивает вероятность определения тех сотрудников, которые хорошо справляются со своими обязанностями, и тех, кто не соответствует необходимым критериям. 8

Тем не менее, технология заданного распределения по уровням эффективности может встретить сопротивление внутри организации. При неправильном применении данная технология может привести к повышенной конкуренции, подрыву доверия и ухудшению рабочей атмосферы в коллективе. С другой стороны, абсолютные стандарты определения уровня эффективности ставят перед персоналом конкретные цели, не приводя к повышенной конкуренции в коллективе, т.е. нужно еще оценивать условия применения метода.

Рейтинговая, или графическая, шкала – один из наиболее популярных современных методов оценки персонала. В рейтинговой шкале определяются различные уровни эффективности выполнения работы или владения навыком, и каждому из этих уровней сопоставляется определенный балл. Обычно менеджер может выбрать один из нескольких (как правило, от 5 до 10) уровней по каждому конкретному критерию. Критерии оценки по рейтинговой шкале в принципе могут быть любые. С помощью этого метода можно оценивать результаты работников, степень достижения поставленных индивидуальных целей, а также степень владения каким – либо навыком или деловые качества сотрудника. Данный метод предлагает единый подход (основанный на общей шкале) для оценки различных сотрудников, обеспечивая тем самым единую базу оценки персонала во всех отделах организации. Кроме того, метод рейтинговых шкал достаточно прост в использовании, не требует каких – либо больших усилий со стороны оценивающего менеджера, крупных денежных или временных затрат. 9

Главная проблема использования  данного метода – это неопределенность при выборе оценок. Что, например, означает оценка 3 ("приемлемо") или оценка 5 ("отлично")? В чем между ними разница и на чем основываться при выборе той или иной оценки? Чтобы таких вопросов не возникало, метод рейтинговых шкал необходимо использовать не самостоятельно, а в сочетании с другими методами оценки, позволяющими более точно определять и разграничивать различные уровни эффективности.

Методы оценки, при  которых сотрудников оценивает  непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды.10

В тоже время, этим методам  присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных  динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции.

Традиционные методы:

  • сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку.
  • основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем.
  • ориентированы в прошлое и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов:

  1. новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.
  2. оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации.
  3. во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно различают три группы методов:

  • количественные – это все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.11

На практике по бальной системе очень широко применяется метод комплексной оценки персонала. Главная идея такой оценки — количественное измерение наиболее существенных характеристик как самого работника, так и выполняемой им работы. Метод балльной оценки позволяет учитывать деловой потенциал каждого работника количественно, открывает возможности для сравнения этих показателей, с целью выявления наиболее перспективных работников.

Для характеристика работника  комплексно оценивают:

·         профессионально – квалификационный уровень — Ппку;

·         деловые качества — Пдк;

·         сложность работы (выполняемых функций) –П ср(ор);

·         конкретно достигнутый результат — Пдр

Комплексная оценка отдельного работника (Кор) осуществляется по формуле:

Кор=0,5* Ппку* Пдк+ П ср(ор)* Пдр

где 0,5 — коэффициент, введенный в формулу для усиления значимости оценки сложности и результативности труда.12

  • качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.
  • комбинированные – широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.

К числу таких нетрадиционных методов, безусловно, относится метод оценки "360 градусов". Оценка «360 градусов» – это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом, получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: начальника, коллег, смежника, подчиненного, клиентов. В качестве эксперта может быть привлечен и сам оценивающийся: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития. Метод «360 градусов» может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития. При формировании кадрового резерва компании нужно иметь в виду, что не все требуемые на новой позиции качества можно применить на текущем месте работы, поэтому на основе «360 градусов» не всегда удается точно определить, как человек поведет себя в новой должности. В такой ситуации следует использовать профессиональные тесты, профильные бизнес-кейсы, assessment-центры, то есть создать аналог будущей профессиональной ситуации и оценить поведение человека в ней. 13

Психологические методы оценки также являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом - будущих руководителей. Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью психологических методов, получивших название Центров оценки потенциала. 14

Центры оценки  —  особые подразделения, создаваемые либо при кадровых службах фирм, либо как самостоятельные звенья в системе управления фирмой. В этих подразделениях в течение короткого времени отбирают кандидатов на управленческие должности и специальные программы по развитию персонала. В большинстве случаев в центрах оценки проходят проверку работники самой фирмы для продвижения на должности в низшем звене управления. Центры оценки рассматриваются также как эффективный инструмент проверки кандидатов со стороны, обучения работников и одновременно как способ развития определенных управленческих навыков у руководителей всех уровней. В последние годы контингентом центров все чаще становятся предполагаемые работники инновационных проектных структур, в том числе даже квалифицированные рабочие — предполагаемые лидеры кружков качества.15

Аппарат центра оценки минимальный. Практически его деятельность организует чаще всего один человек — специалист кадровой службы, руководитель центра. В его обязанности входят подбор групп оцениваемых работников и оценщиков, обеспечение методическими пособиями, прежде всего, готовыми тестами и упражнениями, непосредственное участие в процедурах оценки.

Программы проверки кандидатов в центрах рассчитаны, как правило, на 1—3 дня с отрывом от работы. Группа подбирается в составе 6—15 человек.

На роль оценщиков  приглашают обычно управляющих, занимающих должность на два-три уровня выше предлагаемой для испытания и  не имеющих текущих рабочих взаимоотношений  с кандидатами на должность. По мнению западных специалистов, управляющие более высокого уровня скорее обратят внимание на качества, определяющие высокий потенциал к продвижению; в то же время непосредственный руководитель работника склонен в ряде случаев давать тенденциозные оценки, не желая отпускать хорошего работника или опасаясь, что он в будущем займет его место.16

Членами команды оценщиков  часто бывают также приглашаемые фирмами опытные консультанты-психологи, специалисты по оценке и отбору персонала.

Центры оценки — комплексный  метод выявления личных качеств работника, и, в первую очередь, его потенциала. Американские специалисты выделяют примерно 25—30 основных направлений работы по выявлению личных качеств работников, которые ведутся в этих центрах. В частности, оцениваются следующие качества работника:

  • способности работника и желание их развивать;
  • степень понимания проблем качества;
  • восприятие чужих мнений;
  • умение искать «болевые точки» и альтернативные решения в сложных ситуациях;
  • переносимость условий неопределенности;
  • сопротивляемость стрессу;
  • способность отсрочить свое немедленное вознаграждение ради будущих общих выгод фирмы и работника;
  • способность рационально планировать свою работу и т.д.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы оценки трудового потенциала организации