Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Монополия искореняет конкуренцию, а естественное стремление к ней порождает проблемы: предоставление ложной информации потребителю, рост цен, пропадает выбор, происходит деградация экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….….........3
Глава 1.Теоретические аспекты анализа монополии…………..…..….......…5
1.1. Понятие, виды монополий, факторы монополизации………….......…....5
1.2Установление монопольной цены и объема продукции………….…..15
1.3.Монопольная власть ………………………………….…………..............18
1.4.Ущерб от монополии …………………………………………………....19
1.5Антимонопольное законодательство……………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики………………………………23
2.1. Монополия в жилищно-коммунальном секторе экономики..………...23
2.2. Жилищно-коммунальные услуги в России и за рубежом ….……...27
2.3. Реформирование жилищно-коммунального сектора экономики …....31
Заключение …………………………………………….…….…………………35
Список использованных источников и литератур ……………….…………..36

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 259.50 Кб (Скачать файл)
  • Технико-экономические монополии.

Так условно  можно называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации  или электроэнергии в  квартиры.

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

В отличие  от естественных монополий, существование  которых определяется невозможность  конкуренции, государственные монополии  вводятся государством в целях обеспечения  публичных интересов.

 Введение  государственной монополии носит  исключительный характер и представляет  собой по существу установленное  законом ограничение принципа  свободы экономической деятельности. В настоящее время существует несколько государственных монополий.

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров. Перечни  отдельных видов товаров, на экспорт  или импорт которых устанавливается  государственная монополия, определяются федеральными законами.

Государственная монополия в таких случаях  осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности.

 

11Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерно для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.

Фирма  считается   чистой монополией ,  тогда  когда  она  является  единственным     поставщиком   однородного   товара,  так  что  границы  фирм   расширяются  до   маштабов   отросли  .

Чистая  монополия  существует  как  научная  модель,  а  не  в  реальной  дествительности . Но если  взять  небольшой  городок  , поселок ,  где  есть всего  один  хлебозавод,  одна  школа ,  то  чистая  монополия   типична  для   любой  страны .

 

 

12Условия  существования  чистой  монополии :

  • Чистая  монополия  возникает  там ,  где  существует  только   один  продавец  и  отсутствуют  реальные   альтернативы :  нет  товаров – субститутов, а  выпускаемый  продукт   однороден   или  уникален . В  этом  случае    фирма  получает  реальную  власть с   точки  зрения    реализации  продукции :   контролирует  цену   и  влияет  на  неё ,  изменяя  предложение.
  • Монополия  пояляется  на  рынкай  ,  когда  при  вступлении в  отрасль   или  выходе  из  неё  существуют   входные  и  выходные  барьеры  .

Входные барьеры  служат для поддержания монопольной  власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать  и как причины возникновения  монополии.

13 Существует 2 вида входных барьеров:

  • Естественные, которые возникли по экономическим причинам;
  • Искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

  • Экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками.
  • Размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • Контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

14 Искусственные барьеры :

  • Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав -стимулирование творческой активности.
  • Лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • Нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов Жесткие меры монополии запрещены.

15Выходные  барьеры   направлена  на сохранение  монополий, так  как  принуждают   хозяйственные  единицы  продолжать  функционировать  в   отраслях, где  низка  рентабельность  или  отсутствуют  доходы   на  вложенный  капитал.

Выходные  барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный  характер.

 Эмоциональный  характер проявляется в ситуациях,  когда организации, преуспевающие  в новых сферах деятельности, держаться за свое прежнее  дело, невзирая на значительные  потери.

Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные  трудности для компаний, образующихся в соответствующих отраслях промышленности.

16Также  выделяют:

  • Административную монополию
  • Закрытую монополию
  • Открытую монополию
  • Экономическую монополию

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

     Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.  ( Собственность на уникальный участок земли)

     Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма  является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. (Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией).

    Экономическая монополия является наиболее распространенной.

Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей  хозяйственного развития. Предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное  положение на рынке.

 К  нему ведут два пути. Первый  заключается в успешном развитии  предприятия, постоянном увеличении  его масштабов путем концентрации  капитала.

Второй  основывается на процессах централизации  капиталов,  на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов.

    Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться  лишь к одному из этих видов.  Такая классификация в значительной  степени условна. 

 

1.2Установление  монопольной  цены и   объема  продукции.

17Получение монопольной прибыли связано с понятием  эластичности спроса, которое помогает производителю установить цену на свой товар и которое связано с сущностью прибыли и затрагивает источники ее

получения. Прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

 

Рис 1.максимизации прибыли при равенстве предельного дохода

предельным  издержкам.

Монополист  стремится к максимальной совокупной прибыли.

Равенство MR = МС условие максимизации прибыли.

Каждая дополнительная единица  выпуска приносит фирме дополнительную выручку, но и требует дополнительных затрат. Если предельный доход превышает предельные затраты, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции. Если предельный доход оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу.

Если предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль — достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия — для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

18Монополия   в  долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает  свои операции, пока не производится объем  продукции, соответствующий равенству  предельного дохода и долгосрочных предельных издержек.

 

Рис.2 Монополия   в  долгосрочном периоде.

Условие получения прибыли  монополистом в долгосрочном периоде:

P >= LAC

Варианты поведения монополиста  на долгосрочном рынке:

P >= LAC: монополист максимизирует  прибыль. Цена на продукцию  монополиста доложна быть не  меньше долгосрочных средних  издержек LAC;

P < LAC: монополист уходит  с рынка. Минимизации убытков не может быть.В долгосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

 

19Монополия  в  краткосрочном    периоде.

Задача выбора оптимального объема производства, максимизирующего прибыль решается монополистом в  два этапа:

1.Монополист выбирает объем производства из условия MR = MC

 

Рис.3

2.Монополист решает оставаться на рынке или следует уходить.

 

Рис.4

P0 - цена продукции, AC0 - средние издержки, AVC0 - средние переменные издержки, Q0 - оптимальный объем выпуска.

 

Максимум прибыли предприятие получает при наибольшей  разности между величинами валового дохода и общих издержек или равенство между предельным доходом и предельными издержками при превышении цены средних общих издержек.

Предприятие минимизирует убытки, когда общие издержки превышают валовой доход.

 

1.3.Монопольная  власть.

20Монопольная  власть — это способность монополиста влиять на цену продукта или услуги и устанавливать ее выше предельных издержек. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

 Обладание  монопольной властью - это свобода  устанавливать цену на свой  товар. Степень монопольной власти  весьма относительна, если на  рынке действует не одна, а  несколько производителей аналогичной  продукции.

 

Для количественной характеристики монопольной власти используются:

Показатель монопольной  власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над  предельными издержками его производства.

 

0 < L < 1, чем больше L, тем  больше монопольная власть фирмы. 

 Индекс  Херфиндаля – Хиршмана – показатель  концентрации  на  отраслевом  рынке или распределения  рыночной  власти  между  всеми  участниками   рынка .

Для  расчета  индекса  индивидуальной доли  каждой  фирмы  на  рынке  в  виде   дробей   необходимо  возвести  в квадрат .

Индекс  Херфиндаля – Хиршмана  получается  в  результате   сложения  этих квадратов .

Индекс принимает значения от 0 до  1. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать  значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов  на рынке.

Источники монопольной власти.

Монопольная власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек. Чем меньше эластичность спроса на товар, производимый фирмой, тем большей монопольной властью  фирма обладает.

Три фактора определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.

1. Эластичность рыночного спроса на товар данного типа.

Если на рынке  действует лишь одна фирма, то кривая спроса на ее товар совпадает с  кривой рыночного спроса.

 В этом  случае степень монопольной власти  зависит только от эластичности  рыночного спроса. Но если на  рынке конкурируют несколько  фирм, то эластичность рыночного  спроса устанавливает нижний  предел эластичности.

2. Число фирм на рынке.

 Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке.

3. Взаимодействие фирм.

 Фирмы в отрасли могут и не конкурировать между собой и даже вступить в сговор.

4.Монопольная  власть меньше, если фирмы в  отрасли агрессивно конкурируют,  и больше — если они сотрудничают.

1.5. Ущерб  от  монополии  

       21Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист  А. Харбергер в 1954 г.

Если  на конкурентном рынке цена равна  предельным издержкам, то при монополии  цена превышает предельные издержки. Монопольная власть ведет к росту  цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

На рисунке 5 изображены кривые среднего и предельного доходов и кривые предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем выпуска обозначены как Рм и QM .

 

Рис.5

На конкурентном рынке  цена равна предельным издержкам. Цена Рс и объем продукта Qc находятся  на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек. Посмотрим, как изменится излишек, если с  равновесных цены Рс и объема QC переместимся к монопольным цене Рм и объему продукта QM.

Информация о работе Анализ деятельности естественных монополий на примере жилищно-коммунального сектора экономики