Анализ безработицы в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Безработица - это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Содержание работы

• I. Безработица
o II. Статистические данные по безработице по Пермскому краю
 III. Анализ
 IV. Проблемы в сфере безработицы в регионе
 V. Пути решения проблем
 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой статистика.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

3) 1332 чел. (722 чел.) из числа лиц, освобожденных  из учреждений исполнения наказания;

4) 2,8 тыс.чел. (2,2 тыс. чел.) граждан, относящихся  к категории инвалидов;

В Агентстве  по занятости населения Пермского края к концу июля 2009 года состояло на учете 58824 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них только 47428 человек имели статус безработного.

В июле 2009 года статус безработного получили 9634 человека (то есть на 5152 человека (на 114,9%) больше, чем в июле 2008 года). В сравнении с июнем 2009 года численность граждан, имевших статус безработного, увеличилась на 1787 человек (на 3,9%). За месяц численность безработных, имеющих право на пособие, выросла на 1936 человек. На начало августа 2009 года пособие по безработице было назначено 44144 безработным (93,1%) от их общего числа. Наибольшее количество безработных к началу августа 2009 года было зарегистрировано по г. Перми (11807 человек).

Движение численности  безработных, зарегистрированных в  Агентстве по занятости населения, представлено на рисунке 2.

 

 
 

2008

2009

 

Численность лиц, признанных безработными в течение  месяца

Численность безработных, снятых с учета в течение месяца

Абсолютный  прирост (снижение) численности безработных

 
       

Рисунок 2. Движение численности безработных, зарегистрированных в Агентстве по занятости населения (тыс. человек)

III. Анализ

Численность безработных по возрастным группам  и уровню образования в 2008 г. представим в виде таблицы 3.

Таблица 3. Распределение численности безработных  по возрастным группам и уровню образования  в 2008 году (в процентах)

 
 

Всего

в том числе

 
   

мужчины

женщины

 

Безработные - всего

100

100

100

 

в том числе  в возрасте, лет:

       

до 20

6,8

7,5

6,0

 

20-24

22,2

20,8

23,8

 

25-29

9,7

10,3

9,0

 

30-34

9,7

11,3

7,9

 

35-39

11,1

10,4

11,9

 

40-44

8,0

9,6

6,2

 

45-49

15,3

13,5

17,4

 

50-54

11,7

12,0

11,4

 

55-59

3,5

3,5

3,6

 

60-72

1,8

1,0

2,7

 

Средний возраст  безработных, лет

35,8

35,5

36,4

 

Безработные - всего

100

100

100

 

в том числе  имеют образование:

       

высшее профессиональное

9,7

7,9

11,7

 

неполное высшее профессиональное

1,2

1,3

1,1

 

среднее профессиональное

17,6

11,8

24,3

 

начальное профессиональное

27,4

29,7

24,8

 

среднее (полное) общее

29,8

34,5

24,4

 

основное общее

12,9

12,1

13,8

 

начальное общее, не имеют начального общего образования

1,4

2,7

-

 
         

Для сравнения представим данные за 2007 год

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (в % к итогу)

 
 

Безработ-ные - всего

в том числе  в возрасте, лет

Средний возраст, лет

 
   

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

   

Всего

100

10,3

18,7

11,1

9,1

12,0

11,1

11,4

9,8

2,9

3,6

35,2

 

Мужчины

100

12,3

17,2

13,0

6,6

12,7

8,6

12,6

11,6

2,9

2,5

35,0

 

Женщины

100

7,4

21,0

8,2

12,7

11,0

14,7

9,7

7,2

2,9

5,3

35,4

 
                           

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ (в % к итогу)

 
 

Безработные - всего

из них имеют  образование

 
   

высшее профессиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

начальное общее, не имеют начального общего

 

Всего

100

6,4

1,2

18,1

29,0

25,7

18,3

1,4

 

Мужчины

100

4,7

2,0

12,1

32,1

26,5

21,1

1,5

 

Женщины

100

8,9

26,7

24,5

24,5

14,1

1,3

 
                   

Профессиональный состав безработных

Безработные граждане, состоящие на учете в  городском центре занятости населения, зарегистрированы по 98 рабочим профессиям и 213 специальностям служащих и инженерно-технических  работников. Наибольшую часть безработных  составляют бухгалтеры без опыта работы, главные бухгалтеры без знания современных бухгалтерских компьютерных программ (около 100 чел.), экономисты (около 30 чел.), инженеры невостребованных специальностей или не имеющие опыта работы (77 чел. по 13 специальностям), начальники различных подразделений и служб. Среди безработных 109 человек (11%) не имеют профессии.

Определение уровня занятости и уровня безработицы

Часто уровни занятости и безработицы  определяются как удельный вес занятых  и удельный вес безработных в  общем объеме трудовых ресурсов. Для определения уровня занятости и уровня безработицы представим данные, взятые из Агентства по занятости населения Пермского края, в таблице 4.

Таблица 4. Динамика численности занятых, безработных  и экономически активного населения Пермского края

 

Период

Численность, млн. человек

Уровень, %

 
 

занятых

безработных

экономически  активных

безработицы

занятости

 

2007 год

1,25 млн.чел.

116,4 тыс.чел.

1,37 млн. чел.

8,5

91,5

 

2009 год

1,31 млн.чел.

145,3 тыс.чел.

1,4 млн. чел.

10,4

89,6

 

Коэффициент роста

1,05

1,25

1,02

1,22

0,98

 
             

 

Рисунок 3. Динамика уровней безработицы  и занятости по годам.

Длительность  безработицы

Ужесточение требований со стороны работодателей, требующих большего за прежние деньги, приводит к увеличению числа тех, кто задумывается о смене места работы. Опрос, проведенный Агентством по занятости населения Пермского края, показал:

· 25% безработных начали поиск работы месяц назад;

· 27% ищут работу уже более полугода;

· 20% респондентов находятся в поисках  работы 4-6 месяцев;

· 54% еще работающих граждан параллельно  ищут другую работу.

Такое распределение можно объяснить  тем, что часть соискателей являются хорошими специалистами, которых «работа  находит сама», а часть безработных  готовы согласиться на первое же предложение в связи с тяжелым материальным положением - они находят работу быстро. Более полугода ищут работу те, кто очень тщательно выбирают работодателей.

Зависимость длительности поиска работы от возраста соискателя с кризисом не изменилась: чем старше человек, тем дольше он ищет работу.

По  данным Агентства по занятости потребность  предприятий в работниках, заявленная в службы занятости Пермского  края составляла:

§ в  январе 6446 чел,

§ феврале 7298 чел,

§ марте 8192 чел.,

§ апреле 13648 чел.,

§ мае 18066 чел.,

§ июне 14445 чел.

§ июле 2009 года число вакантных рабочих  мест на предприятиях увеличилось на 139 единиц (на 3,6%).

Наибольшим  спросом у работодателей пользовались неквалифицированные рабочие, а  также квалифицированные рабочие  предприятий, строительства, транспорта. Количество вакансий преобладало в организациях обрабатывающих производств (38,5% от общего числа вакансий).

В настоящее  время на рынке труда Пермского  края сложился существенный дисбаланс  по спросу и предложению рабочей  силы в профессиональном разрезе. Работодателями востребованы в основном высококвалифицированные специалисты и рабочие с опытом работы и не старше 40 лет.

По  данным Центра Занятости Пермского  края на 1 квартал 2009 года наблюдается  нехватка квалифицированных рабочих  предприятий, строительства, транспорта, работников сферы обслуживания и неквалифицированной рабочей силы:

- Неквалифицированные  рабочие

- Строители  - монтажники

- Работники  служб, осуществляющих защиту  граждан и имущества

- Работники  предприятий общественного питания

- Механики  по оборудованию, слесари - сборщики, слесари-ремонтники

- Водители  транспортных средств

- Машинисты  сельскохозяйственного, погрузочно-разгрузочного  оборудования

- Руководители  производственно-эксплуатационных  подразделений (служб)

- Рабочие-отделочники на строительных работах

- Формовщики

- Сварщики

- Вальцовщики

- Продавцы  магазинов

- Персонал  дошкольного воспитания и обучения

- Операторы,  аппаратчики установок по производству  целлюлозы, бумаги, обработке древесины

- Специалисты  в здравоохранении

Существует  излишек экономистов, юристов, менеджеров.

Профессии, пользующиеся незначительным спросом:

- Специалисты  по компьютерам

- Руководители  учреждений и предприятий

- Музыканты,  танцоры, актеры и режиссеры  театра и кино

- Средний  персонал государственных служб

- Социальные  работники

- Преподаватели  в системе специального и высшего  образования

- Товарные  производители огородных, плодовых  и полевых культур рыночной  ориентации

- Рабочие,  занятые на реставрационных работах

- Кассиры

Наибольший  спрос у работодателей на декабрь 2008 года отмечен по следующим группам занятий:

· квалифицированные  рабочие крупных и мелких предприятий, строительства, транспорта (27%);

· работники  сферы обслуживания (18%);

· неквалифицированные  рабочие (15%).

По  сравнению с ноябрем наиболее существенно сократился спрос по следующим группам занятий:

- работники  служб, осуществляющих защиту  граждан и собственности - в  течение декабря было заявлено 188 единиц вакансий (ноябрь - 222 ед., снижение 1,2 раза);

- неквалифицированные рабочие - 797 ед. (1038 ед, снижение в 1,3 раза).

- рабочие  пищевой промышленности - 54 ед. ( 91 ед, снижение в 1,7 раза);

- механики  по оборудованию, слесари-сборщики, слесари ремонтники - 169 ед. (324 ед, снижение  в 1,9 раза);

- архитекторы,  инженеры и специалисты родственных профессий - 62 ед. (126 ед, снижение в 2 раза);

- руководители  учреждений, организаций и предприятий  - 7 ед. (16 ед., снижение в 2,3 раза);

- формовщики, сварщики, вальцовщики и родственные  профессии - 78 ед. (236 ед., снижение  в 3 раза);

- профессии  рабочих транспорта - 11 ед. (40 ед., снижение  в 3,6 раза);

- строители-монтажники  и родственные профессии - 187 ед. (857 ед., снижение в 4,6 раза);

- операторы,  аппаратчики, машинисты оборудования  по производству текстиля, кожи  и меха - 40 ед. (244 ед, снижение в 6,1 раза).

Можно сделать вывод, что спрос на отдельные  категории работников в общем  остается прежним.

В настоящее  время изыскиваются пути повышения  эффективности политики занятости. Приоритетным здесь стало улучшение  системы трудоустройства.

Для улучшения сложившейся вследствие мирового финансового кризиса ситуации на рынке труда и повышения  уровня благосостояния граждан Пермского  края необходимы, во-первых, взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края, во-вторых, определение и выполнение дополнительных мер.

Программе дополнительных мер по снижению напряженности  на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее, Программы), утвержденной постановлением Правительства Пермского  края 20.01.2009 г.

Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы.

Для реализации указанной цели предусмотрено  решение следующих задач:

· Повышение  конкурентоспособности на рынке  труда работников, находящихся под  риском увольнения.

· Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

· Развитие территориальной трудовой мобильности  населения

Организацию управления и контроль за исполнением  Программы осуществляют Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения  Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет:

- в  Правительство Пермского края  отчет о ходе реализации Программы;

- в  Федеральную службу по труду  и занятости отчет о расходах  субсидий из федерального бюджета  краевому бюджету Пермского края на реализацию мер по поддержке рынка труда по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России.

Информация о работе Анализ безработицы в регионе