Американский и японский менеджмент: содержание и специфические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых важных функций менеджмента является управление персоналом, т.к. человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Американская модель менеджмента…………………………………6
Особенности американского менеджмента……………………………….6
Анализ менеджмента компании «Avaya»…………………………………9
Глава II. Японская модель менеджмента……………………………………16
2.1 Особенности японского менеджмента…………………………………..16
2.2 Анализ менеджмента корпорации «Sony»………………………………20
Глава III. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента…………………………………………………………………..25
3.1 Общий сравнительный анализ…………………………………………..25
3.2 Сравнительный анализ по рынку труда………………………………..28
3.3 Сравнительный анализ по профсоюзу в компании……………………31
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

менеджмент- курсовая тимкова.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В японской фирме классификатор  профессий является простым и  гибким. Разграничение трудовых обязанностей непостоянно и расплывчато, а  определение их содержания достаточно условно.

Японская фирма не имеет специального персонала для  подмены основного рабочего в  случае отсутствия последнего. Вместо этого она полагается на массовую помощь других работников или специальное  переформулирование трудовых заданий  по усмотрению мастера. В случае обнаружения большого количества бракованной продукции причину и решение проблемы ищут на месте, прежде чем прибегнуть к помощи извне.

«Тойота» обучает своих работников, используя систему под названием ротация трудовых знаний, при которой работник регулярно меняет свое рабочее место и последовательно выполняет все виды работ в своем цехе. После определенного периода времени отдельный рабочий развивает свою квалификацию по всем специальностям и становится многофункциональным рабочим. Система ротации трудовых знаний состоит из трех основных частей. Во-первых, каждый менеджер должен освоить все профессии и доказать свои способности работающим в этом цехе. Во-вторых, каждый рабочий в цехе попеременно оказывается на всех рабочих местах и учится выполнять соответствующие операции на любом из них. Заключительным элементом данной системы является график смены рабочими своих функциональных обязанностей с частотой несколько раз в день [4].

Даже на тех японских предприятиях, где существует специализация рабочих, разграничение их обязанностей является менее жестким, чем на американских заводах.

Японская фирма акцентирует  внимание на способности групп рабочих  самостоятельно решать локальные проблемы. Данная способность развивается  посредством получения и распространения рабочими знаний непосредственно в ходе работы.

В японской фирме систематически осуществляется ротация опытных  рабочих между соседними цехами.

В реально заключаемых  контрактах нет явного пункта, оговаривающего «пожизненность» найма. Существует только негласное понимание между потенциальным работодателем и работником того, что отношения найма при обоюдном желании будут продолжаться до тех пор, пока не возникнет разумная причина для их прекращения в будущем по инициативе одной из сторон. Такой тип найма называют как квазипостоянный найм.

Пожизненный найм может  достигать почти сорока лет, и  должностной статус работника во время этого периода может  меняться вследствие наличия неопределенных факторов, которые невозможно рационально  оценить отдельному человеку.

Рынок труда дополняет  заключение потенциальных пожизненных  трудовых соглашений негласным пониманием того, что отношения найма могут  быть прерваны до момента достижения пенсионного возраста по желанию  какой-либо из сторон [12].

Но, в США разделение труда (его специализация) является важным фактором производительности труда операционных работников. Специализация труда просматривается и сегодня во всех аспектах деловой деятельности. Операционные служащие могут концентрировать свои усилия на выполнении ограниченного количества производственных заданий. Преимущества специализации заключается в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.

В системе со специализированными  трудовыми обязанностями знания отдельных рабочих в принципе являются узкими и связанными с одной  профессией.

Американская фирма стремится к эффективности, достигаемой путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей [3].

Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько  лет в соответствии с обычной  продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту стандартизована под контролем со стороны профсоюза таким образом, что фиксация уровня заработной платы в течение всего периода действия контракта в теории становится возможной и эффективной только для нейтрального к риску работодателя и избегающего риска работнику [6].

 

3.3 Сравнительный анализ по профсоюзу в компании

Правовая основа организации  профсоюза в США коренным образом  отличается от японской. В США члены  рабочей группы, официально набравшие  большинство голосов на выборах, проходящих под контролем Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relation Board), получают право от местного отделения профсоюза эксклюзивное право представлять интересы рабочих и вести переговоры с администрацией. Представители рабочих на переговорах являются членами «отраслевого» профсоюза (сформированного по принципу принадлежности к определенной профессии). Однако, несмотря на это, большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигается на уровне предприятия.

В США наилучшая стратегия  для отраслевого профсоюза с  целью обеспечения поддержки  большинства отдельных членов заключается  в предоставлении интересов среднего избирателя по соответствующему вопросу. Этот факт объясняет то, почему американский профсоюз занимается больше вопросами заработной платы, чем предоставлением гарантий занятости, до тех пор, пока нет реальной угрозы массовых увольнений. При использовании правила старшинства в решении вопросов занятости самые молодые работники наиболее уязвимы для увольнения, а «среднестатистический» член профсоюза, обычно имеющий средний стаж работы, будет в нормальной ситуации надежно защищен от угрозы увольнения.

В Японии для того, чтобы  коллектив был способен представлять свои интересы в вопросах определения общего уровня оплаты и формирования управленческой политики, связанной с их благосостоянием, и смог эффективно договориться об этом с администрацией, необходимо наличие коллективного соглашения на уровне предприятия. Вот почему профсоюз работников предприятия играет важную роль в японской фирме: он представляет коллективный интерес работников предприятия и интегрирует его в процесс решения вопросов внутрифирменного распределения и выработки управленческой политики.

Профсоюз объединяет всех постоянных работников неуправленческих должностей. Создание этого уникального института трудовых соглашений не было предписано законом, а произошло в процессе индустриализации после второй мировой войны.

Однажды определенная как  независимая, любая организация  работников или их представителей имеет право вести переговоры с администрацией, какой бы малочисленной она ни была. Теоретически возможно, чтобы работники одной фирмы были представлены в нескольких конкурирующих профсоюзах или одним отраслевым профсоюзом. Соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

Несмотря на то, что  японские законы позволяют группам  работников одной фирмы быть члена  в различных организациях, руководство  профсоюза предпочитает отстаивать интересы всех работников одной фирмы таким образом, чтобы он мог быть эффективным представителем интересов в переговорах с администрацией. Появление конкурентного профсоюза определенным образом ослабляет его в торгах с менеджментом. Однако так как поддержка большинства не гарантирует эксклюзивных представительских прав, руководство профсоюза должно уметь находить консенсус, с тем, чтобы обеспечить себе поддержку различных категорий рядовых членов. Следовательно, руководство профсоюза работников предприятия должно прилагать большие усилия с целью сбалансировать интересы различных групп, что требует больших политических навыков у профсоюзных лидеров. Последние должны быть в основном работниками компании, не получающими в ней заработной платы, а не профессиональными политиками, хорошо разбирающимися в юридических формальностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта  является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

Изучение эффективных  приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Однако сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2009.
  2. Гольштейн Г.Я. Основы менеджмента [Текст] - М., ЭКО, 2009
  3. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст]. - М.: Экономика, 2009
  4. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Коне Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий [Текст]. - М.: Прогресс, 2007.
  6. Коротков Э.М. Исследование систем управления [Текст]. - М.: «ДеКА», 2008.
  7. Коротков Э.М. Всеобщая история менеджмента [Текст]. – М., Элима, 2009
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. - М.: Дело, 2009.
  9. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы [Текст]. - М.: ЭКО, 2009.
  10. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента [Текст]. - М.: МГУ, 2009.
  11. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов [Текст]. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.
  12. Поршнева А. Г. Управление организацией [Текст]: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М., ИНФРА-М, 2009

 

 

 

 


Информация о работе Американский и японский менеджмент: содержание и специфические особенности