Американский и японский менеджмент: содержание и специфические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых важных функций менеджмента является управление персоналом, т.к. человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Американская модель менеджмента…………………………………6
Особенности американского менеджмента……………………………….6
Анализ менеджмента компании «Avaya»…………………………………9
Глава II. Японская модель менеджмента……………………………………16
2.1 Особенности японского менеджмента…………………………………..16
2.2 Анализ менеджмента корпорации «Sony»………………………………20
Глава III. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента…………………………………………………………………..25
3.1 Общий сравнительный анализ…………………………………………..25
3.2 Сравнительный анализ по рынку труда………………………………..28
3.3 Сравнительный анализ по профсоюзу в компании……………………31
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

менеджмент- курсовая тимкова.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжский государственный университет сервиса»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Американский и японский менеджмент: содержание и специфические особенности»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы СПГс-201

Тимкова Илона

Работу проверил:

к.э.н., доцент Крайнева Р.К.

 

 

 

 

 

Тольятти 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава I. Американская модель менеджмента…………………………………6

    1. Особенности американского менеджмента……………………………….6
    2. Анализ менеджмента компании «Avaya»…………………………………9

Глава II. Японская модель менеджмента……………………………………16

2.1 Особенности японского менеджмента…………………………………..16

2.2 Анализ менеджмента корпорации «Sony»………………………………20

Глава III. Сравнительный анализ японской и американской моделей       менеджмента…………………………………………………………………..25

3.1 Общий сравнительный анализ…………………………………………..25

3.2 Сравнительный анализ по рынку труда………………………………..28

3.3 Сравнительный анализ по профсоюзу в компании……………………31

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из самых важных функций менеджмента является управление персоналом, т.к. человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.

В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов  труда, что, в свою очередь, требует  новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение  эффективности использования людских ресурсов.

Поиски соответствующих  мотиваторов, которые бы стимулировали  целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Создание собственной  модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Во всем  многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее,  нет нужды слепо следовать выводам американских  теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно.

Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес  по следующим причинам. Во-первых, это  та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения, на японских предприятиях, значительно отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Целью данной работы является изучение особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

1.   Охарактеризовать  американскую и японскую модели  менеджмента.

2.   Рассмотреть  особенности американской и японской  модели менеджмента.

3.   Провести сравнительный  анализ японской и американской моделей менеджмента.

Структура и объем  курсовой работы. Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений; содержит 3 рисунка, 3 таблиц. Объем курсовой работы - 32 страницы машинописного текста. Список использованной литературы включает 12 наименований.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Американская модель менеджмента

1.1 Особенности  американского менеджмента

Главной целью является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий - соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

Американский экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода  к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным [11].

Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие  было введено в обиход на стыке 60 - 70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации [1].

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Важнейшей составной  частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения рынка и  замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста [7].

Особенностью американского  менеджмента является:

1. Бизнесмены действуют прямолинейно;

2. Прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах,

3. Не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.

4.  Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений.

5. Американский стиль менеджмента - это ориентация на будущее. Отсюда - планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства.

6. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы.

7. Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе.

8. Главной целью является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий - соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения [10].

 

1.2 Анализ менеджмента  компании «Avaya»

Исторически американская деловая этика развивалась в тесной взаимосвязи с американским законодательством. Уже в 1960-е гг. - на фоне роста социальных и экологических проблем и развития движения в защиту прав потребителей - деятельность, способная дестабилизировать экономику, рассматривалась как неэтичная и незаконная. Президент Л. Джонсон заявил деловому сообществу, что государство видит свою ответственность в том, чтобы обеспечить гражданам определенный уровень экономической стабильности.

В 1970-е гг. параллельно  с развитием этики бизнеса  как сферы научных исследований началась работа по решению проблем коррупции/соблюдения этических принципов государственными чиновниками, по итогам которой был принят The Foreign Corrupt Practices Act (FСPA) - законодательный акт, определяющий как незаконные действия дачу взяток чиновникам других стран.

В 1980-х гг. корпорации, изначально работавшие внутри страны, начали вести деловые операции за пределами США и столкнулись  с системами ценностей, где общепринятые нормы делового поведения не применялись - возникла угроза нарушения законодательства. В это же время ведущие компании (General Electric Co., General Motors, S. C. Jonson & Son, Ink. и пр.) для решения возникающих этических проблем создают у себя комитеты по этике и социальной политике, а повсеместно распространившиеся центры бизнес-этики предлагают публикации, курсы, конференции, семинары.

В 1991 г. Комиссия по уголовным  наказаниям Конгресса США предложила, а Конгресс США принял в качестве федерального закона Руководящие принципы для уголовного преследования организаций (далее - Руководящие принципы). В соответствии с ними судам при оценке обстоятельств дела теперь необходимо учитывать, была ли создана в корпорации эффективная программа соблюдения деловой этики до совершения преступления. Эффективность программы деловой этики устанавливалась на основе семи критериев:

1) наличие принятых  этических стандартов или стандартов  делового поведения;

2) наличие ответственного  за их соблюдение персонал  высокого уровня;

3) правильное делегирование  полномочий сотрудникам (точные политики и процедуры);

4) система обучения  и распространения стандартов  и процедур;

5) система контроля  и обнаружения нарушений и  информирования о них;

6) специальные дисциплинарные  механизмы;

7) разумные, обоснованные  действия, предпринятые в ответ на нарушения, в том числе, постоянное совершенствование программы деловой этики. В 2002 г. в целях реформирования бухгалтерского учета публичных компаний, защиты инвестора и ужесточения наказаний для руководителей и финансистов корпораций за мошенничество был принят Акт Сарбейнса-Оксли, что стало реакцией на нарушения норм корпоративной этики и законодательства США крупнейшими корпорациями. В соответствии с этим законом каждая компания должна раскрыть информацию о том, приняла она письменный кодекс этики или нет, и если нет, то объяснить, почему. В означенном акте установлены требования к содержанию кодексов этики: они должны включать положения о предотвращении мошенничества, разрешении конфликта интересов, безопасной системе информирования, ответственности за нарушения, а также правила раскрытия значимой информации и пр. В 2004 г. были приняты поправки к Руководящим принципам, согласно которым:

Информация о работе Американский и японский менеджмент: содержание и специфические особенности