Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента на примере мебельной фабрики «МебеЛев».
Задачи контрольной работы является рассмотрение:
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности.
2. Оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев». инновационный деятельность экономика

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности…………………...3
1.1 Сущность и основные понятия инновационного менеджмента………...3
1.2 Роль и функции инновационной деятельности в современной экономике……………………………………………………………………….7
2. Оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12
2.1 Общая характеристика инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»…………………………………………………………..12
2.2 Мероприятия направленные на совершенствование инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев» ……………………………..15
Выводы и предложения………………………………………………………19
Список используемой литературы …………………………………………..22

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_rabota.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин. Эти дисциплины имеют общую методическую базу, терминологию, применяемый инструментарий, единую организационную основу. Тем самым инновационный менеджмент как учебная дисциплина способствует формированию современного образа мышления специалиста. В деятельности инновационного менеджера упор следует делать на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить единственно возможный правильный подход.

Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих дисциплин различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация.

Планирование основано на предварительном определении целей инновационной деятельности. Цель - это требуемое или желаемое состояние инновационной системы, выражаемое совокупностью характеристик. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности для достижения целей в соответствии с имеющимися ресурсами и рыночным спросом.

Процесс организации включает формирование организационных структур, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска, полномочий.

Контроль в инновационном менеджменте выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями, является условием завершённости системы управления. В задачи контроля входит:

1. Сбор и систематизация  информации о состоянии инновационной  деятельности и её результатах;

2. Анализ причин отклонения  и факторов, влияющих на результаты  деятельности;

3. Подготовка и реализация  решений, направленных на безусловное достижение целей развития [5, С. 38].

В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах полномочий. Кроме распорядительных решений, менеджер должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству. Отсутствие стимулов способно разрушить самые перспективные организационные построения.

К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующее:

1. Предвидение. Внимание  менеджера должно быть постоянно  направлено на поиск новых  идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризуют позицию не  только менеджера, но и всего  персонала.

2. Постановка неординарных  сложных целей, требующих новых  подходов и решений.

3. Стратегический характер  инновационного менеджмента.

4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних  стадиях созревания идеи трудно  отличить глупость от гениальности.

5. Ресурсная поддержка  инноваций.

6. Разделение традиционного  и инновационного управления. Традиционное  предполагает движение от существующего  положения, имеющихся ресурсов к  возможному результату; в отличие  от него инновационное управление  направлено от результата к  определению необходимых для  его достижения ресурсов. Различаются  и цели управления: решение текущих  задач производства и развитие.

7. Преодоление психологического  сопротивления инновациям, которое  объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами  инновационной деятельности.

8. Вариантность управленческих  решений, определяемая множеством  и неопределённостью путей достижения  инновационных целей.

9. Постепенность, поэтапность  инновационных преобразований, предварительная  их подготовка.

10. Отказ от фундаментального  представления о равновесном  состоянии управляемой системы  в пользу её неравномерности.

Один из определяющих моментов инновационной деятельности предприятия - вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы [6, С. 41].

Значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. Современный потребитель является уже разборчивым и, зачастую придирчивым, покупателем. Он не всегда использует даже дорогостоящие стиральные машины, холодильники и плиты в течение всего срока службы (до 10 лет). И стремится поменять свою технику при возникновении желания получить что-то новое. В результате трансформаций среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира - появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции - детерминирует сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Потребитель с каждым годом поглощает всё большее количество информации со стороны производителей, и становится всё более образованным. И единственным выходом со стороны индустрии может быть только предоставление потребителю новинок [4, С. 42].

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации - залог успешного развития компании. Даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям, время от времени приходится «высаживаться на новые территории». Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по - настоящему новаторские товары.

 

2. Оценка организационной инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»

2.1  Краткая характеристика инновационной деятельности мебельной фабрики «МебеЛев»

Предприятие «МебеЛев» начало свою работу в ноябре 2005 года. Основным принципом работы мебельного производства является сочетание безупречного качества, доступных цен и широкого ассортимента выпускаемой продукции: мебель для офисов, для дома и торговое оборудование. Дизайнеры и конструкторы предлагают клиентам не просто эксклюзивные модели мебели, а возможность использовать всю полезную площадь помещений. Размеры корпусной мебели просчитываются с точностью до миллиметра. В технологии производства мебели используются специализированные компьютерные программы, высокотехнологичное импортное производственное оборудование, что позволяет изготовить мебель в кратчайшие сроки.

Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.

Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели может проходить в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:

1. Разработка новых и  совершенствование старых производственных  линий, оптимизация производственного  цикла, совершенствование способов  сборки и установки мебели.

2. Разработка и внедрение  новых комплектов мебели, разработка  нового дизайна и конструкций  мебели.

3. Внедрение новых способов  продаж, инновационный маркетинг  изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.

Предприятие «МебеЛев» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых моделей и конструкций мебели.

Основные технико - экономические показатели деятельности предприятия приведены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Основные технико - экономические показатели

Наименование

Единица, измерения

Год

 

2008

2009

2010

 

Товарная продукция в сопоставимых ценах

тыс., руб.

948400

1065000

1140000

 

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах

%

94,32

104,05

107, 20

 

Фонд оплаты труда

Тыс., руб.

218020

230000

248000

 

Себестоимость произведенной товарной продукции

тыс., руб.

940000

1042000

1104000

 

Рентабельность реализованной продукции

%

1,50

0,27

8,01

 

Прибыль балансовая

тыс., руб.

8400

23000

36000

 

Затраты на инновации

тыс., руб.

19600

25200

51400

 

Доход от использования инноваций

тыс., руб.

175,5

556,6

1677,6

 

Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции

%

2,09

2,42

4,66

 
           

Как видно из данных таблицы 1, несмотря на рост выпуска продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит достаточно оптимистично.

Несмотря ни на что, рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Инновационная политика предприятия не должна ориентироваться исключительно на расширение финансирования инноваций: оно должно также разумно и эффективно управлять процессами их разработки, обоснования и внедрения. Поэтому, здесь очень важно определить структуру этих инвестиций и их эффективность. Структура и данные для оценки эффективности инновационного процесса на предприятии «МебеЛев» приведены в приложении.

*у. у. т. - улучшение условий  труда

В Приложении видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем году будет направлена в большей степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования - это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.

Логическим завершением анализа управления инновационной деятельностью предприятия должна являться оценка эффективности инноваций. На основе анализа источников литературы, сделанном в разделе 1 можно прийти к выводу, что большинство показателей оценки эффективности инноваций заимствованы из оценки инвестиционных проектов. Однако, если сроки реализации инвестиционный проектов, как правило, превышают 1 год, то цикл внедрения инноваций некоторых процессов могут составлять 1 - 2 квартала.

Таким образом, это соответствует средним показателям для предприятий, использующих в своей деятельности инновации, хотя, всё же, необходимость работать над повышением этого коэффициента есть.

 

2.2 Мероприятия  направленные на совершенствование  инновационной деятельности мебельной  фабрики «МебеЛев»

Внедрение отдела инновационного развития в организационную структуру мебельной фабрики «МебеЛев» является необходимым и очень важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.

Информация о работе Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия инновационного менеджмента